татьяна доронина
Рабочая программа «Безопасность» на 2018–2020 гг
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа реализует образовательную область «Безопасность» основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с
«Солнышко».
Реализация данной программы проводится в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Рабочая программа „Безопасность“ на 2018–2020 гг» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Мониторинг достижений промежуточных результатов детей проводится в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Требования к уровню усвоения содержания образовательной области и интегративных качеств у детей младшей группы.
Освоение содержания образовательной области:
• Ребенок имеет элементарные представления об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе.
• Ребенок имеет первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения.
Интегративные качества ребенка:
• Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания — умывания, одевания.
• Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
Требования к уровню усвоения содержания образовательной области и интегративных качеств у детей средней группы.
Освоение содержания образовательной области:
• Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, узнает как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки.
• В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуациях.
• Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды безопасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучаете способам безопасного поведения, предупреждает, самостоятельно соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками.
• Умеет в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Интегративные качества ребенка:
• Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее).
• По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
Содержание рабочей программы.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
- формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.).
- формировать первичные представления об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора, в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой).
- формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоемы).
Формирование основ безопасности окружающего мира природы.
-формировать первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить при напоминании взрослого их выполнять (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор).
-стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к природе.
Способы проверки уровня подготовки воспитанников.
Мониторинг освоения детьми образовательной области проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.
Средства, методы и приемы обучения
1. Совместные действия.
2. Наблюдения.
3. Игра.
4. Рассматривание.
5. Беседа.
6. Чтение.
Календарно-перспективное планирование
МЛАДШАЯ ГРУППА
Младшие дошкольники недостаточно самостоятельны в своих действиях, в большей степени, как правило, находятся под присмотром взрослых, поэтому вопросы их безопасности дома и на улице города предложены достаточно фрагментарно. В связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста обладают ограниченными возможностями общения с незнакомыми людьми в отсутствие родителей или воспитателей, этот блок представлен не ежемесячно.
Содержание
Методические приемы
Январь
«Ребенок и его здоровье»
Мое тело: знание о частях тела
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Игра-шутка «Мое тело»
«Ребенок на улице города»
Как вести себя на улице
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Моделирование ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра «Мы - пешеходы»
«Безопасность ребенка в быту»
Спички не тронь, в спичках огонь
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Чтение К. Чуковский «Путаница»
Февраль
«Ребенок и его здоровье»
Чтобы вырасти большим
Рассказ воспитателя о правильном питании и соблюдении режима.
Дидактическая игра «Что мы делаем утром (днем, вечером)»
«Ребенок на улице города»
Сигналы светофора
Целевая прогулка к светофору.
Рассматривание иллюстраций «На улице города».
Беседа «Как переходить улицу».
Чтение: Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход».
Дидактическая игра «Что говорит светофор».
Сюжетно-ролевые игры: «Разные машины едут по улице, пешеходы идут по дорожке», «Автобус». Продуктивная деятельность: «Построим машину», «Автобус»
«Безопасность ребенка в быту»
Опасные таблетки
Беседа о правилах обращения с лекарствами
Март
«Ребенок и его здоровье»
Витамины полезны для здоровья
Рассматривание овощей и фруктов.
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя о витаминах.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Покажи такой же».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Продуктивная деятельность: «Слепим витаминки»
«Ребенок на улице города»
Правила перехода через дорогу
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как нужно переходить через дорогу».
Моделирование ситуаций.
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
Продуктивная деятельность: «Сделаем «зебру»
«Безопасность ребенка в быту»
Чтобы не было беды
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя о правилах обращения
с электроприборами.
Дидактические игры: «Найди и назови», «Что для чего», «Можно - нельзя»
Апрель
«Ребенок и его здоровье»
Мы любим физкультуру
Рассматривание фотографий занятий физкультурой. Беседа «Как мы занимаемся физкультурой»
«Ребенок на улице города»
Если ты потерялся на улице
Рассказ воспитателя.
Упражнение «Если ты потерялся»
«Безопасность ребенка в быту»
Опасные предметы, правила обращения с ними
Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т. п., беседа по ним.
Дидактическая игра с картинками «Отбери предметы, которые трогать нельзя»
Май
«Ребенок и его здоровье»
Мое тело: знание об органах чувств
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ-беседа «Что для чего».
Дидактическая игра «Покажи, что я назову у мишки (куклы, зайца)»
«Ребенок на улице города»
Правила пешехода
Рассказ воспитателя.
Беседа «Вспомним важные правила».
Чтение: А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица»
«Безопасность ребенка в быту»
Безопасность при общении с незнакомыми животными
Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенками».
Рассказ воспитателя.
Чтение: загадки о собаке и кошке
«Ребенок и другие люди»
Мы едем отдыхать
Беседа о поведении с незнакомыми людьми
Июнь – Август
«Ребенок и его здоровье»
Мы выросли и стали крепкими и сильными
Рассматривание фотографий.
Беседа о здоровье.
Знакомые дидактические игры по желанию детей
«Ребенок на улице города»
Пешеходы-малыши
Целевая прогулка к светофору.
Рассматривание иллюстраций.
Беседы о правилах поведения на улице и в транспорте. Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Найди и назови».
Сюжетно-ролевые игры: «Поедем на дачу», «Едем в автобусе»
«Безопасность ребенка в быту»
Съедобные и несъедобные грибы
Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Продуктивная деятельность: «Красивый, но опасный
мухомор», «Съедобные грибы»
«Ребенок и другие люди»
Закрепление полученных знаний
Рассматривание иллюстраций.
Знакомые дидактические игры
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Дети пятого года жизни недостаточно самостоятельны в своих действиях и, как правило, находятся под присмотром взрослых, поэтому вопросы их безопасности дома и на улице города предложены фрагментарно. В связи с тем, что дошкольники обладают ограниченными возможностями общения с незнакомыми людьми в отсутствие родителей или воспитателей, блок «Ребенок и другие люди» представлен не ежемесячно.
Содержание
Методические приемы
Сентябрь
«Ребенок и его здоровье»
Как сберечь свое здоровье: аккуратно и тепло одеваться, не торопиться, спускаясь с лестницы, быстро не бегать, чтобы не упасть
Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье». Чтение: К. Чуковский «Айболит», пословицы. Игровое задание: пройти небольшое расстояние с завязанными глазами.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Ветеринарная лечебница»
«Ребенок
на улице города»
На чем люди ездят
Целевая прогулка по улице.
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Машины на нашей улице».
Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер». Дидактические игры: «Найди и назови», «Найди такой же».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Построим автобус (машину)», «Машины едут по улице» (коллективная работа)
Безопасность ребенка в быту»
У нас в группе порядок
Рассматривание обстановки в группе.
Беседы: «В группе должен быть порядок», «Как можно играть в игрушки», «Опасные игрушки». Дидактические игры: «Что где лежит», «Каждой вещи свое место»
Октябрь
«Ребенок и его здоровье»
Полезные продукты,
их значение для здоровья
и хорошего настроения
Определение фруктов по вкусу.
Беседа «О здоровой пище».
Чтение: Г. Зайцев «Приятного аппетита», Ю. Тувим «Овощи», М. Безруких «Разговор о правильном питании», загадки об овощах и фруктах.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», «Разложи на тарелках полезные продукты».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов».
Продуктивная деятельность: «Слепим разные продукты», «Витрина овощного магазина», «Консервируем овощи и фрукты»
«Ребенок
на улице города»
Правила пешеходов
Целевая прогулка к светофору.
Рассматривание иллюстраций «На улице города».
Беседа «Как переходить улицу».
Чтение: Г. Георгиев «Светофор», А. Северный
«Светофор», О. Тарутин «Переход».
Дидактические игры: «Какой огонек зажегся»,
«Что говорит светофор».
Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы на улице»,
«Автобус».
Продуктивная деятельность «Светофор и светофорчики»
«Безопасность ребенка в быту»
Колючие опасности
Рассматривание предметов.
Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать ножницами, иголкой, кнопками и другими опасными предметами.
Беседа «Правила обращения с опасными предметами».
Дидактические игры: «Можно - нельзя», «Отбери предметы, которые нельзя трогать»
«Ребенок
и другие люди»
Знакомые и незнакомые люди
Беседы: «С кем ты приходишь в детский сад», «Беседуем с незнакомыми людьми»
Ноябрь
«Ребенок и его здоровье»
Личная гигиена - понимание значения и
необходимости гигиенических процедур. Предметы, необходимые для поддержания чистоты тела
Опыты со снегом (качество талой воды).
Экскурсия в прачечную детского сада.
Беседа «Чистота и здоровье».
Чтение: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский
«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»,
С. Бялковская «Юля-чистюля», 3. Александрова
«Купание», потешки.
Дидактические игры: «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Правила гигиены».
Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Семья». Продуктивная деятельность «Мыло пенится в корыте, мы стираем, посмотрите»
«Ребенок
на улице города»
Дорожные знаки для пешеходов
Целевая прогулка на улицу.
Рассматривание дорожных знаков.
Беседа «Как переходить через улицу».
Дидактические игры: «Покажи такой же знак», «Найди и назови».
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы переходят через дорогу».
Продуктивная деятельность: «Пешеходный переход», «Красный, желтый, зеленый»
«Безопасность ребенка в быту»
Домашние помощники человека
Рассматривание иллюстраций бытовых приборов. Беседа о правилах обращения с электроприборами. Сюжетно-ролевая игра «Семья
Декабрь
«Ребенок и его здоровье»
Тело человека: роль частей тела и органов чувств
Определение частоты сердечных сокращений до и после бега, выявление роли отдельных частей тела (пройти с закрытыми глазами, послушать, зажав уши и т. д.).
Чтение: С. Прокофьева «Румяные щечки»,
Н. Саксонская «Где мой пальчик?», Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», В. Бондаренко «Язык и уши», загадки о частях тела.
Дидактические игры: «Запомни движение»,
«Посылка от обезьянки».
Продуктивная деятельность: «Обведем ладошку», «Цвета радуги»
«Ребенок
на улице города»
Дорожные знаки для водителей
Рассматривание дорожных знаков.
Обыгрывание ситуаций с транспортными игрушками.
Беседы: «Как ездят машины», «Вежливые водители».
Дидактические игры: «Куда поедет автомобиль»,
«Выложи дорожный знак».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
«Безопасность
ребенка в быту»
Опасные огоньки
Рассматривание иллюстраций о новогоднем празднике.
Беседа о правилах поведения вблизи елки. Продуктивная деятельность «Зажглись на елочке огни, ты их не трогай, а смотри»
«Ребенок
и другие люди»
Кто пришел к нам в дом
Рассказ воспитателя о поведении с людьми, приходящими в дом.
Чтение: русская народная сказка «Волк и козлята»
Январь
«Ребенок и его здоровье»
Витамины и здоровый организм: польза и значение
для здоровья, названия
отдельных витаминов
и продуктов, в которых они содержатся
Рассматривание овощей и фруктов.
Беседы: «Полезное - неполезное», «О здоровой пище».
Опытно-исследовательская деятельность: определение овощей и фруктов на вкус.
Чтение: Л. Зильберг «Полезные продукты», К. Чуковский «Федорино горе», К. Кузнецов «Замарашка», Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно».
«Ребенок
на улице города»
Правила поведения в транспорте
Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Как входить в автобус и выходить из него», «Вежливые пассажиры».
Продуктивная деятельность «Мы едем в автобусе»
«Безопасность ребенка в быту»
Пожарная безопасность
Рассказ воспитателя «Как работают пожарные». Чтение: С. Маршак «Пожар»
Февраль
«Ребенок и его
здоровье»
Если ты заболел
Экскурсия в медицинский кабинет. Рассматривание медицинских инструментов. Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Как доктор лечит людей», «Почему можно заболеть», «Как вести себя во время болезни».
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку, чтобы она не заболела», «Что нужно для работы врачу».
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника»,
«Диспансеризация».
Развлечение «Мы болеть не будем»
«Ребенок
на улице города»
Элементарные правила поведения на улице города, роль сигналов светофора (закрепление знаний)
Целевая прогулка по улице.
Беседа «Что мы видели на улице».
Чтение: В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа -милиционер», В. Клименко «Зайка - велосипедист», «Путешествие с игрушками», Р. Фархади «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Дидактическая игра «О чем говорит светофор». Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Путешествие по городу».
Продуктивная деятельность: «Автобус», «Машина везет груз»
«Безопасность ребенка в быту»
Знает каждый гражданин этот номер «01»
Рассматривание иллюстраций по стихотворению С. Маршака «Пожар».
Рассказ воспитателя.
Практическое упражнение с макетом телефона
«Ребенок
и другие люди»
Если ты потерялся на улице
Рассказ воспитателя
Март
«Ребенок и его здоровье»
Будем спортом заниматься: формирование потребности заниматься физкультурой и спортом, закрепление знаний некоторых видов спорта
Мини-поход на школьный стадион.
Беседа «Кто спортом занимается».
Дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Назови спорт по показу».
Чтение: загадки о спортивных предметах. Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие в детском саду».
Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку»
«Ребенок
на улице города»
Правила поведения
на остановках общественного транспорта
Целевая прогулка к автобусной остановке. Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Мы спокойно ждем автобус, не шумим и не сорим».
Продуктивная деятельность «Построим автобусную остановку»
«Безопасность ребенка в быту»
Чтобы не было беды
Беседа «Чтобы не было беды, делай правильно ты». Дидактические игры: «Не бери предметы, которые нельзя трогать», «Можно - нельзя». Продуктивная деятельность «Опасные предметы» (коллективная работа)
Апрель
«Ребенок и его здоровье»
Врачи - наши помощники: закрепление понимания ценности здоровья, желания быть здоровыми, знаний о витаминах
Экскурсия в аптеку.
Беседа «Мы были в гостях у врача».
Дидактическая игра «Если кто-то заболел».
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
Чтение: Е. Шкловский «Как лечили мишку»,
«Осторожно, лекарства!», «Как вести себя во время болезни»
«Ребенок
на улице города»
Мы едем в метро
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя о поведении в метро.
Чтение: А. Барто «Мы едем в метро».
Сюжетно-ролевая игра «Метро».
Продуктивная деятельность «Построим метро»
«Безопасность ребенка в быту»
Лекарства - не игрушка
Рассматривание упаковок от лекарств.
Беседа «Осторожно, лекарства!».
Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Продуктивная деятельность: оформление коробочек для игры в аптеку
«Ребенок
и другие люди»
Незнакомцы на улице
Рассматривание иллюстраций.
Обыгрывание ситуаций.
Беседа «Если ты гуляешь один»
Май
«Ребенок и его здоровье»
Чтобы быть здоровым, надо соблюдать режим
Рассматривание иллюстраций режимных процессов.
Беседа «Чтобы быть здоровым».
Продуктивная деятельность: «Мы гуляем на участке», «Каждый день зарядку делай»
Ребенок
на улице города»
Пешеходы и водители
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Что мы знаем о правилах дорожного движения».
Чтение: загадки о транспорте, светофоре. Развлечение «Мы - пешеходы»
«Безопасность ребенка в быту»
Опасности вокруг нас: опасные предметы, общение с незнакомыми животными
Беседы: «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Безопасность в нашей группе», «Безопасность при общении с животными», «Съедобные и несъедобные грибы».
Чтение: С. Маршак «Пожар», Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка», загадки об опасных предметах, домашних животных.
Дидактические игры: «Источники опасности», «Игра - дело серьезное», «По грибы».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья - поездка в лес», «Больница», «Аптека»
Июнь – Август
«Ребенок и его здоровье»
Если хочешь быть здоров!
Беседы: «Азбука чистоты», «Будем спортом заниматься», «Мы растем здоровыми».
Дидактические игры - по желанию детей
«Ребенок
на улице города»
Мы знаем правила дорожного движения
Развлечения: «Экзамен в школе светофорных наук», «Путешествие по городу»
Безопасность ребенка в быту»
Опасности вокруг нас: предметы, ядовитые ягоды и грибы
Беседы: «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Съедобные и несъедобные грибы». Дидактические игры: «Источники опасности», «По грибы».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья - поездка в лес»,
«Больница», «Аптека».
Продуктивная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы»
«Ребенок
и другие люди»
Закрепление знаний о правилах поведения с незнакомыми людьми
Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома»