Люция Махмутова
Рабочая программа на основе программы С. Мусиенко, Г. Бутылкиной «Оригами в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Целевой раздел
Пояснительная записка …3
Цели и задачи реализации Программы …. 4
Нормативно-правовая и документальная основа…10
Содержательный раздел
Организационно-методическое обеспечение программы…11
Формы, методы, приёмы средства реализации Программы…12
Способы диагностики…13
Задачи по взаимодействию с родителями…. 13
Организационный раздел
Список детей… 14
Комплексно-тематическое планирование…. 15
Условия реализации программы
Основные требования к организации среды …30
Публикация «Рабочая программа на основе программы С, Мусиенко, Г, Бутылкиной „Оригами в детском саду“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки из бросового материала
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Поделки из пластиковых бутылок
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Материально-техническое обеспечение…31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ…32
Введение
Оригами – это сказка.
Оригами – это веселый труд.
Оригами – это волшебный мир.
Оригами – это фокус.
Оригами – это физкультминутка.
Оригами - это мир превращений и квадрат.
Оригами – это то, что я могу сделать.
Оригами – это праздник.
Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия (перевод с английского) и практики работы с детьми дошкольного по обучению основам искусства оригами. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Для поддержки интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе на основе программы С. Мусиенко, Г. Бутылкиной.
Актуальность программы кружка «Чудеса из бумаги» в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Чудеса из бумаги»» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике.
Цели и задачи реализации Программы
Цель : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи :
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Чудеса из бумаги» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.)
I год обучения (старшая группа)
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., базовыми формами оригами;
• Формировать умение следовать устным инструкциям;
• Обучать различным приемам работы с бумагой;
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
• Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к искусству оригами;
• Расширять коммуникативные способности детей;
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы проведения: занятия;
беседы;
выставки
Занятия внесены в сетку занятий и проводятся во второй половине дня.
Периодичность проведения - 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий - 25 минут.
К концу 1 года обучения дети должны:
• знать и называть геометрические фигуры;
•ориентироваться на листе бумаги;
• складывать лист бумаги пополам;
• складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла;
•загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой (базовая форма "Воздушный змей");
•уметь намечать линии;
• тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
•уметь украсить свою поделку, добывлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
•работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;
• добиваться конечного результата;
•самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
•уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
II год обучения (подготовительная группа)
Задачи:
1. Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.
2. Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами :
"долинная" складка;
"горная" складка;
"карманная" складка;
складка "зигзаг".
3. Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги:
• бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно
• быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги;
• прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом;
• сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;
• развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику;
• воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в часности к японскому искусству - оригами.
К концу 2 года обучения дети должны:
• Ориентироваться на листе бумаги;
• Складывать лист бумаги (квадратной, прямоугольной формы) пополам;
• Складывать квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя два противоположных угла;
• Загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой;
• Уметь намечать линии;
• Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
• Знать и называть три правила складывания бумаги при выполнении оригами;
• Знать, называть и выполнять складки: долина, гора, карман, зигзаг;
знать, называть и выполнять базовые формы: "книжка";
"треугольник";
"дверь";
"блин";
"воздушный змей";
"дом";
"двойной квадрат";
"двойной треугольник";
"водяная бомба";
"катамаран".
• работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
• добиваться конечного результата;
• самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
• уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
Нормативно-правовая и документальная основа :
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
• Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
• Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
• Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка рассчитана на два года обучения, с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятия детей в кружке включают в себя приобретение навыков ручной работы, новых умений и знаний в данной области, а также обогащение навыков общения в процессе совместной деятельности, обучение способам декоративной обработки бумаги и созданию сюжетно-тематических композиций из поделок в технике оригами, украшению поделок аппликацией.
Курс занятий длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25 минут. Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю
Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- игры-занятия,
- беседа,
- рассматривание иллюстраций,
- показ образца выполнения последовательности работы,
- пальчиковая гимнастика,
- конструирование из бумаги,
- обыгрывание сделанных поделок,
- выставки детских работ.
Принципы работы с детьми :
- принцип доступности отбираемого материала;
- принцип постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- принцип индивидуального подхода к детям;
- принцип интегративности;
- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Ожидаемые результаты:
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);
- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);
- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.
Способы диагностики:
Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение. По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ воспитанников.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Задачи по взаимодействию с родителями:
•установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
•объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
•создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
•активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;
•поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
•принципы взаимодействия руководителя кружка «Умелые ручки» с родителями:
•доброжелательный стиль общения педагога с родителями;
•индивидуальный подход;
•сотрудничество, а не настойчивость;
•серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить);
•динамичность.
Условия реализации программы
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда ДО должна быть:
-содержательно-насыщенной;
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной;
- доступной;
-безопасной;
- эстетически-привлекательной.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий оригами необходимо заранее подготовить: разноцветную бумагу; ножницы с тупыми концами; клей или клей-карандаш, кисточки, клеёночки, салфетки.
Подводя итог работы кружка к концу года, я могу утверждать, что благодаря оригами у детей сформировались такие качества как:
1. Точность
2. Согласованность движения кисти рук,
3. Ловкость движений пальцев,
4. Аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму.
5. Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
6. Активизирует мыслительные процессы.
Планирую продолжить работу кружка на следующий учебный год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М. : Просвещение, 1992.
• Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
• Сержатова Т. Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
• Соколова С. В. Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
• Соколова С. В. Школа оригами : Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб. ; Валерии СПД, 2003. – 176с.
• Соколова С. В. Сказки оригами : Игрушки из бумаги. М. : Издательство Экспо; СПб. : Валерии СПД; 2003.-240 с.
• Ступак Е. А. «Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
• Сухаревская О. Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009