Хлынова Марина
Рабочая программа «Мир открытий» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка Рабочая программа средней группы МБДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. По основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "Мир открытий". Концептуальные идеи программы "Мир открытий" основываются на системном анализе образовательной ситуации в современной России. Программа и сопутствующие ей документы (методические рекомендации, система мониторинга) в полной мере соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре, содержанию, условиям реализации и результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказы Минобрнауки №655 от 23 ноября 2009 и №2151 от 20 июля 2011).
Публикация «Рабочая программа „Мир открытий“ в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В центре программы «Мир открытий» - современный ребенок. Основная цель программы "Мир открытий" - непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни. Приоритетные задачи дошкольного образования в программе "Мир открытий" : • Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психологической безопасности. • Создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых ребёнок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят, о нём заботятся. • Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. • Содействие полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возраст. • Содействие полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; • Создание обогащенной предметно - пространственной среды, способствующей развитию активности ребёнка в различных видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
• Организация содержательного взаимодействия ребёнка с другими детьми и взрослыми, направленная на естественную адаптацию и социализацию в современной социо - культурной среде; • Ориентация на периоды для развития тех способностей, формирование которых в последующие годы будет уже не таким успешным (овладение речью, двигательными навыками, развитие познавательных интересов и творческого воображения);формирование предпосылок учебной деятельности.
Образование для устойчивого развития. Программа "Мир открытий - первая отечественная программа дошкольного образования, отвечающая современным международным тенденциям развития образования. В ней отражены следующие ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития (принятой в марте 2005 года) : • Образование ребенка для его будущего через его деятельность; • Формирование у ребёнка системы ценностей деятеля, создателя; • Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; • Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию; • Активное вовлечение ребенка в социум. Данные положения, нацеленные на гражданина Мира, технологически обеспечены в программе "Мир открытий" реализацией системно - деятельностного подхода и многоуровневой интеграцией разных образовательных областей на основе комплексно - тематического планирования.
Структура программы соответствует ФГОС, согласно которым содержание образовательной программы ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, представляющие определё нные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Особенности контингента детей средней группы.
Характеристика семей
Полная семья- 23 Неполная семья -2 Многодетная семья- 3 Одинокая семья - 2
Количественный состав
Общее количество детей 30
Характеристика по половым признакам
Количество мальчиков 17
Количество девочек 13
Характеристика по здоровью
Количество детей с 1 группой здоровья 1
Количество детей с 2 группой здоровья 27
Количество детей с 3 группой здоровья 1
Количество детей инвалидов 1
Особенности организации образовательной деятельности:
Режим дня пребывания детей в средней группе на период с сентября по май
Прием, осмотр детей, индивидуальная работа, игры, труд, самостоятельная деятельность детей 7.30 - 8.20
Утренняя гимнастика 8.20 - 8.30
Завтрак 8.30 - 8.50
Самостоятельная игровая деятельность детей 8.50 - 9.00
Непосредственно – образовательная деятельность 9.00 – 9.40
Игры, самостоятельная деятельность 9.40 – 10.15
Прогулка 10.15 – 11.45
Обед 12.15 – 12.45
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00 – 15.00
Постепенный подъем, гимнастика, закаливающие процедуры 15.00 – 15.10
Совместная образовательная деятельность с детьми, игры 15.15 – 15.40
Полдник 15.40 – 16.00
Индивидуальная работа, игры, труд уход детей домой до 18.00
Расписание непосредственно образовательной деятельности в средней группе
Понедельник
1. Окружающий мир 09.00 – 09.20
2. Рисование \ лепка 09.30 – 09.50
3. Физическая культура 10.00 – 10.20
Вторник
1. Обучение грамоте 09.00 – 09.15
2. Музыкальное 09.25 – 09.40
Среда
1. Развитие речи, худ. литература 09.00 – 9.20
2. Аппликация\конструирование 09.30 – 09.50
Четверг
1. РЭМП 09.00 – 09.20
2. Музыкальное 09.50 – 10.10
Пятница
1. Основы искусств 09.00 – 09.20
2. Физическая культура 09.30 – 09.50
Модель двигательной активности детей
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 2 раза в неделю с группой детей (20 минут)
Игровая утренняя гимнастика ежедневно с группой детей (10 минут)
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно с группой и подгруппой детей (10 минут)
Час двигательной активности в зале 1 раз в неделю (20 минут)
Игровая гимнастика после дневного дня с включением общеразвивающих упражнений Ежедневно с группой детей (7 минут)
Комплекс имитационных упражнений с проведением беседы, с использованием произведений художественной литературы и рассматриванием иллюстраций 2 раза в неделю с подгруппой детей (7 минут)
Дифференцированные игры и упражнения с учетом уровня двигательной активности и гендерных особенностей детей 1 раз в неделю с подгруппами детей (5 минут)
Самостоятельная двигательная деятельность детей ежедневно в разные отрезки режима дня.
Традиции группы. «Утро радостных встреч». В понедельник «Утро радостных встреч», создаем условия радостного вхождения ребенка в группу. Дети не видели воспитателя и своих сверстников два дня. Дома дети получают массу впечатлений – это и походы в гости, просмотр мультфильмов. И им необходимо поделиться впечатлениями с воспитателем и детьми. Поэтому утром уделяется время на рассказ о проведенном выходном дне. Также совместно с детьми планируем предстоящую неделю: рассказываем детям, чем они будут заниматься, учитывая интересы детей, спрашиваем у них, чем бы они хотели заняться на предстоящей неделе. «День именинника». Традиция празднования дня рождения в детском саду. День рождения — это особенный день. Чтобы подчеркнуть его значимость, проводим своеобразный ритуал. Накануне дня рождения ребенка в группе организуется выставка его работ - это рисунки и работы по аппликации. Размещается фотография малыша. Дети поздравляют именинника и высказывают свои пожелания. Такие ритуалы, способствуют повышению самооценки детей, воспитывают желание порадоваться за другого, и сплачивают детский коллектив.
План праздничных мероприятий.
• «Праздник осени»
• «День матери»
• «Новый год»
• «День защитника Отечества»
• «Международный женский день»
• «Масленица»
• «День Победы»
• «Международный день семьи»
• «Международный день защиты детей»
План досугов в группе :
Сентябрь
Развлечение «Русские народные сказки».
Пальчиковый театр «Три медведя»
Викторина: «Путешествие в страну знаний»
Музыкальное развлечение: «Новоселье».
Спортивное развлечение: «Весёлые старты»
Октябрь
Драматизация «Волк и семеро козлят»
Вечер стихов и загадок «Золотая осень»
Музыкальное развлечение: «День матери»
Спортивное развлечение: «Осень в гости к нам пришла»
Ноябрь
Тематический вечер: «Добро и зло в русских народных сказках»
Музыкальное развлечение «Мы любим песни»
Спортивное развлечение: «Вечер подвижных игр»
Декабрь
Театр на фланелеграфе «Снегурочка»
Тематический вечер «Кем быть?»
Развлечение по пожарной безопасности: «Кошкин дом»
Спортивное развлечение: «Здоровячки»
Январь
День игр и забав «Зимние игры и забавы».
День театра «Твоя любимая сказка».
Развлечение «Путешествие в страну «Спасибо».
Музыкальное развлечение: «Прощание с елочкой»
Спортивное развлечение: «Малые зимние Олимпийские игры»
Драматизация сказки «Снегурушка и лиса».
Развлечение «Святки»
Вечер загадок «Зимушка – зима».
Февраль
Инсценировка сказки «Два жадных медвежонка».
Тематический вечер «Воины в моей семье»
Музыкальное развлечение «В гостях у Айболита»
Спортивное развлечение «Мы Мороза не боимся»
Март
Тематический вечер «Мы- маленькие волшебники»
Развлечение «Досуг по правилам дорожного движения»
Музыкальное развлечение «Русские праздники»
Спортивное развлечение «В гостях у весны»
Апрель
Музыкальное развлечение: «День смеха»
Развлечение «Космическое путешествие»
Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки»
Спортивное развлечение: «Физкульт-ура»
Май
Развлечение: «Праздник мыльных пузырей»
Музыкальное развлечение «День семьи»
Спортивное развлечение: «Русские народные игрища»
Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»
Закаливающие мероприятия.
Нетрадиционные формы оздоровления
1Фитонцидотерапия (лук, чеснок). Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания
Закаливание
1Воздушные ванны после дневного сна, в НОД по физической культуре
2Ходьба босиком после сна, в НОД по физической культуре
3Облегченная одежда детей в течение дня
4Мытье рук, лица, шеи прохладной водой в течение дня
Организация вторых блюд
1Соки натуральные или фрукты ежедневно 10.00
Профилактические мероприятия
1Витаминотерапия
2Профилактика гриппа и простудных заболеваний
(режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями)
Планируемые результаты по освоению образовательной программы
Интегративные качества
«Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками»
•Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно - половым нормативам; проявляет потребность и интерес к двигательной деятельности.
•Владеет всеми основными движениями и использует их в самостоятельной деятельности, охотно участвует в подвижных играх, начинает овладевать культурой движения (темп, ритм, координация и т. д.).
«Эмоционально отзывчивый»
•Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме.
•Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется, выполнив познавательную задачу.
•Эмоционально откликается на произведения искусства, в которых переданы разные чувства и состояния людей и животных (книги, картины, спектакли и пр.).
«Любознательный, активный»
•С интересом встречает повороты игрового сюжета, постановку новых игровых задач (сверстником или взрослым, активно включается в подобную игру, предлагает свои варианты решения игровых проблемных ситуаций.
• Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т. п.
•Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов (способ их использования, возможности и т. д.); стремится экспериментировать.
•«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
•Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие (пока с разной степенью успешности).
•Объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами.
•Считается с интересами сверстников, дает возможность высказаться другим детям, выслушивает их, ориентируется на эту информацию.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
•Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. Объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами.
•Способен слушать художественное произведение (книгу, музыкальное произведение, соответствующие возрастным возможностям восприятия). Действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту»
•Использует усвоенные знания и способы для решения несложных задач.
•Соотносить действия и результат; может оценить возможность достижения результата, при затруднениях может обратиться к взрослому.
•В свободное время в рамках самостоятельной деятельности обращается к соответствующим возрасту играм интеллектуального характера (настольно – печатным, конструкторам, пазлам, мозаикам и пр.)
•Использует простые готовые схематические изображения для решения несложных задач, строит по схеме.
«Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
• Имеет первичные представления о себе:
•Знает свое имя (полное и краткое, фамилию, пол, возраст.
•Осознает свои отдельные умения («Я умею застегивать пуговицы», «Я научился кататься на самокате» и т. п.); может перечислить несколько примеров того, чего еще не умеет делать («Я не умею варить суп», «Я не умею водить машину» и т. п.). Имеет первичные представления о семье, обществе и государстве.
•Называет членов семьи, их имена, может рассказать о деятельности членов семьи (профессии, хобби, если это доступно пониманию ребенка, об отдельных семейных праздниках.
•Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России.
•Знает некоторые государственные праздники.
•Имеет первичные представления о мире и природе.
•Умеет устанавливать первичные причинно – следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло – лед тает и т. п.).
•Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения. Знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает первые навыки по уходу за растениями, обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросает мусор на землю и т. п.
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
•Пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность действий.
•Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстникам и взрослому при нарушении правил.
•Способен обнаружить свое затруднение или ошибку (самостоятельно, или после наводящего вопроса, или с помощью взрослого); стремится преодолевать затруднения, добиваться задуманного результата, в случае затруднения обращается за помощью к взрослому или сверстнику.
•Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи.
•Участвует (под руководством взрослого) в создании коллективного продукта в продуктивных видах деятельности.
•Способен слушать художественное произведение (книгу, музыкальное произведение, соответствующие возрастным возможностям восприятия, действовать в рамках значимой для него деятельности с устойчивым интересом не менее 10 минут.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками
Образовательная область «Физическое развитие»
•Умеет ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку.
•Умеет лазать по гимнастической скамейке, не пропуская реек, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см, принимая правильное исходное положение, и мягко приземляться.
•Умеет ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м, принимать правильное исходное положение во время метания мяча и различных предметов; отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд; бросать мяч вверх и ловить его двумя руками не менее 5 раз.
•Умеет прыгать на месте на мягком покрытии, прыгать в длину с места на расстояние не менее 75 см.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
•Формировать первичные представления о числовом ряде и порядковом счете.
•Закрепить умение отсчитывать предметы из большого количества и названному числу.
• Продолжаем развивать умение различать и называть все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (светло-зеленый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий). Формирование элементарных математических представлений:
•Развивать умение считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большого количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На каком месте справа (слева?», умеет располагать числа по порядку от 1-8.
Геометрические формы
• Формировать представление о плоскостных геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, овал; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Величина
•Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.
Пространственно-временные представления
•Развивать умение устанавливать пространственно-временные отношения (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
•Содействовать развитию мышления на основе систематизации и расширения представлений детей об окружающем мире.
•Знакомить с времена года и их последовательностью, закреплять представление о частях суток, учить замечать и объяснять происходящее в природе сезонные и суточные изменения.
•Формировать первые представления о целостности природы и о связях человека с природой, о самых простых природных взаимосвязях.
• Помогать устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: между явлениями природы; между состоянием объектов природы и окружающей среды.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности:
•Развивать интерес детей к природных и рукотворных объектов, поддерживать исследовательскую деятельность ребенка, самостоятельные открытия свойств предметов окружающего мира.
•Учить выстраивать последовательность, классифицировать по разным признакам объекты рукотворного мира, живой и не живой природы.
•Подводить к употреблению обобщающих понятий.
•Учить узнавать и называть простейшие материалы, из которых сделаны предметы окружения.
•Содействовать проявлению и развитию личности ребенка в процессе разнообразной познавательно –исследовательской деятельности.
«Конструирование»
•Обогащать представление об архитектуре, знакомить со строительством как искусством создания различных построек для жизни, работы и отдыха человека.
•Расширить опыт создания конструкций из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала.
•Учить различать и называть строительный материал, использовать детали с учетом их конструктивных свойств.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Образовательная область «Речевое развитие»
•Называет предметы, их качества, свойства, действия (существительные, прилагательные, глаголы); правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируется на окончания слов; образовывает формы глаголов.
•Понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними.
•Имеет развитый фонематический слух, может подбирать слова с определенным звуком, выделяет первый звук в слове.
•Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной, дикция достаточно четкая.
•Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанные, отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам.
•Составляет небольшие рассказы по картине или их личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний; описание, повествование и некоторые компоненты рассуждений.
Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественное литература и фольклор»
•С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.
«Музыка»
•Любит петь и поет естественным голосом, может удерживать на дыхании более продолжительную музыкальную фразу – до 4 с (два слова, может чисто интонировать (ре-ля первой октавы). Начинает и заканчивает пение вместе с музыкой. Пропивает все слова знакомой песни вместе со взрослым.
• Владеет следующими видами движений: топающий шаг ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, легкие подскоки.
• Может исполнять движения с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, кубиками и др.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
•Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
•Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
•Становление самостоятельности, -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
•Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Человек среди людей
•Выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде, часть из них – самостоятельно и без напоминаний со стороны взрослых.
•Имеет элементарные знания о самом себе, получил некоторые представления о здоровом образе жизни
•Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие; положительно относиться к оздоровительным мероприятиям.
Человек и культура
•Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие
•Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме.
•Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил.
•Одевается и раздевается самостоятельно при незначительной помощи взрослого.
•Объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами.
•Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовые, сказочные, профессиональные).
•Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.
Безопасность
•При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними.
•Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями, обращает внимание на то, что нужно закрывать вовремя кран с водой, не бросать мусор на землю; имеет первоначальное представление о безопасном движении на улице.