Лучший педагог года

Программа дополнительного образования по оригами «Волшебный мир бумаги»

Ольга Пугачёва
Программа дополнительного образования по оригами «Волшебный мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

дополнительного образования

«Волшебный мир бумаги»

(оригами)

(Бумажное царство)

1. Тема : «Оригами»

Форма: кружковое занятие

Вид деятельности: декоративно-прикладного искусства

Направление воспитания: художественно-эстетическая

2. Пояснительная записка

Публикация «Программа дополнительного образования по оригами „Волшебный мир бумаги“» размещена в разделах

Оригами имеет многовековые традиции. Во второй половине прошлого века оно получило новый импульс в своем развитии и сейчас очень бурно распространяется по Европе, Америке и России. Благодаря появлению центров оригами в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, а также развитию Интернета и появлению множества соответствующей литературы, это древнее искусство обрело второе рождение. Важно, что в первую очередь оригами заинтересовались педагоги. В нашей стране стали проводиться выставки, педагогические конференции и олимпиады по оригами. Методы и принципы оригами начали внедрять в самые разные области человеческой жизни, что сделало изучение этого искусства актуальным и востребованным современными детьми.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Программа «Оригами» художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству в конструировании из бумаги, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности. Ребнок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, эстетические потребности и художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в научно- технических и художественно-эстетических объединениях, подвигнет к саморазвитию. Занятия оригами способствуют лучшему усвоению школьных программ по истории, русскому языку, математике, изобразительному искусству, физике. Дополнительная образовательная программа «Оригами» адаптирована на основе типовой программы Н. В. Воропаевой «Художественное конструирование из бумаги»

Отличительной особенностью программы

«Оригами» является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов творческой работы с бумагой, в то время как в других программах по художественному конструированию из бумаги основной упор делается на построение двухмерных рельефов и гофрировок. Оригами – это увлекательное и одновременно сложное занятие, требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства, тех качеств, которые ценятся в человеке. На основе полученных знаний и умений дети третьего года обучения способны изготавливать авторские работы.

Программа рассчитана для работы с детьми с 10 до 13лет и рассчитана на 6 часов.

Цель программы : развитие творческих способностей детей посредством искусства оригами и методов соединения оригами с другими техниками работы с бумагой.

Задачи:

Обучающие:

• знакомить с особенностями искусства оригами;

• дать знания о свойствах используемых материалов, способах их обработки и применения;

• расширять словарный запас основными понятиями и терминами, принятыми в оригами и научить пользоваться условными обозначениями;

• обучать детей навыкам работы с литературой по оригами;

• учить составлять схемы оригами;

• учить основным базовым формам оригами;

• учить складывать модели оригами разной степени сложности и из разных материалов;

• учить методике создания авторских работ по оригами.

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук, точную координацию движений;

развивать память, внимание, конструктивное мышление, творческое воображение;

стимулировать творческую активность, развивать самоанализ.

Воспитательные:

воспитывать интерес к истории и культуре других народов, к искусству оригами и декоративно-прикладному творчеству;

воспитывать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели;

формировать и развивать художественно-эстетический вкус;

воспитывать коммуникативную культуру,

воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.

Прогнозируемые результаты :

овладение техникой оригами; повышение у детей уровня мелкой моторики пальцев рук; усидчивости; глазомера; фантазии и абстрактного мышления; обогащения активного и пассивного словаря детей; развитие творческих способностей детей; воспитание аккуратности и внимания; принимать участие в проводимых выставках

Обучающий будет знать Обучающий будет уметь

Особенности искусства оригами и его историю. Основные условные обозначения. Простые приемы складывания бумаги. Понятия «квадрат», «диагональ квадрата», «угол квадрата», «треугольник». Основные базовые формы. Сложные базовые формы. Свойства разных материалов, используемых для моделей. Понятие «модульное оригами». Различные технические приемы складывания: вывернуть, вогнуть ит. д. Понятия модулей, правила их соединения. Способы подбора бумаги, подходящей как для оригами, так и для моделей, выполненных в других техниках. Методы соединения в единую композицию моделей оригами и моделей, выполненных в других техниках Точно соединять углы и стороны квадрата. Делить квадрат на три части. Самостоятельно сделать квадратную заготовку. Складывать простые и основные базовые формы. Работать с различной по плотности бумагой. Правильно Складывать модульные модели. Точно соединять углы моделей. Показать связь между простой и сложной базовой формой. Работать в коллективе, участвовать в командных соревнованиях. Правильно и безопасно работать с инструментами, используемыми в указанных техниках.

3. Учебно-тематический план

№ Тема занятия Количество часов форма

Теоретические

(мин) Практические

(мин)

1 Знакомство с оригами. Как работать безопасно. Термины и условные знаки. 40 беседа

2 Изучение простейших базовых формы

10 30 Практическое занятие

3 Изучение основных базовых форм 10 30 Практическое занятие

4 Выполнения моделей цветов по схемам 10 30 Практическое занятие

5 Закрепление изготовления изделий по схемам 10 30 Самостоятельная работа

6 Индивидуальная творческая работа 5 35 Самостоятельная работа

4. Содержание тем

Тема 1. Познакомить детей с японским искусством оригами. Материалы и инструменты. Как работать безопасно. Термины и условные знаки принятые в оригами. Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Научить владеть техникой оригами, научить работе со схемами

Схемы.

Тема 2. Простейшие базовые формы. Знакомство со схемами, умение читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка»

Схемы

Тема 3. Изучение основных базовых форм «Воздушный змей», «Дверь», «Блин», «Дом». Деление квадрата на три части. Изучение принципа построения схем

Схемы

Тема 4. последовательность выполнения схем цветов : «Ирис», «Тюльпан», «Роза». Создание моделей с учетом способов складывания. Способы правильного подбора бумаги.

Схемы.

Тема 5. Закрепление изученных знаний. Взаимосвязь между правильным складыванием и техническими характеристиками модели.

Схемы.

Тема 6. Индивидуальная творческая работа. Создание итоговой композиции «Букет».Самостоятельное складывание из известных базовых форм. Соединение с известными складками при изготовление и простых базовых форм. Порядок работы и оформление поделок

Схемы.

5 методические рекомендации

Тема 1 Познакомить детей «оригами» Материалы и инструменты. Как работать безопасно. Термины и условные знаки, принятые в оригами. Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Научить владеть техникой оригами, научить работе со схемами

Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей бумаги. За много веков искусство оригами смогло найти своих поклонников по всему миру, но самое широкое распространение оригами получило в Японии. Удивительное искусство оригами долгое время после своего появления было доступно только людям, принадлежащим высшим сословиям, где владение техникой оригами являлось признаком хорошего тона. В Японии оригами – это великая традиция, передающаяся из уст в уста на протяжении многих поколений, переписывается в новые книги из старых записей. Уже не одно тысячелетие оригами считается одним из самых оригинальных и необычных видов искусств. Многие годы люди следуют главному правилу оригами – не прибавлять и не вычитать ничего лишнего, из-за этого правила в Японии оригами принято называть искусством целого листа. Первоначально оригами использовались в религиозных обрядах, различных церемониях. Стоит заметить, что в японском языке слова «бумага» и «Бог» созвучны, возможно, это является одной из причин придания религиозного смысла поделкам из бумаги. На свадебных церемониях использовались оригами бабочки, которыми украшали бокалы гостей, и фигурки, олицетворявшие жениха и невесту. По мере развития искусства оригами сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, им все больше присваивали сверхъестественное значение. Существует много интересных легенд об оригами, важности этого искусства в жизни человека и истории мира. В восточных странах символом любви, веры и надежды является журавль, поэтому в искусстве оригами одна из главных легенд связана с бумажными журавликами – если сделать тысячу фигурок журавлика и подарить их родным и знакомым, то сможет исполниться самое заветное желание. В Японии дарят различные поделки оригами на счастье, подарок, сделанный своими руками, когда человек вкладывает в него частичку своей души, может выразить благодарность, признательность, дружбу, любовь. Самураи издавна складывали из бумажных лент символы удачи – оригами амулеты, украшенные пластинами сушеного мяса и акульей шкуры. Эти оригами предназначались для оберега самурая и достижения победы. Классическое оригами создается без дополнительных подручных средств, клея, ножниц, только из одного равномерно окрашенного квадратного листа бумаги. Мастер, хорошо знающий технику оригами, может оживить бумагу и создать из нее целый мир, заложить в каждую фигурку оригами свою душу, свой особый нрав и характер. Классические схемы оригами изображают животный, растительный, сказочный мир – это удивительные птицы, драконы, герои из мира сказок. Опытный мастер оригами создает индивидуальные поделки из бумаги, тем самым выводя этот вид искусства на совершенно новый уровень.

Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые листы квадратной и прямоугольной формы Оригами для детей полезно, потому что развивает пространственное мышление, ловкость рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость. Ребенок, создающий неповторимые поделки из бумаги, может почувствовать себя маленьким волшебником. Оригами для детей – одно из лучших занятий, которое научит его доводить начатые дела до конца, сможет развить в нем художественный вкус, изобретательность. Искусству оригами находят все новые сферы применения. В архитектуре оригами используется для создания резких геометрических сгибов и ломаных переходов из одной плоскости в другую, что придает объекту футуристических дизайн. Для создания подобных форм часто используется гипсокартон. В дизайне интерьера часто встречаются аксессуары, например, вазы, светильники, посуда, в которых заложены принципы оригами. Для экодизайна, которому свойственно повышенное внимание к защите окружающей среды, желание приблизить интерьер жилища к естественным природным условиям, как нельзя лучше подходят оригами.

Инструменты

Ножницы, клей, линейка, простой карандаш.

Материалы бумага, цветная бумага

Как работать безопасно.

Ножницы передавать только тупым концом вперёд

Нельзя держать ножницы острыми концами вв

Термины и условные знаки принятые в оригами. Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Научить владеть техникой оригами, научить работе со схемами

По оригами в международной литературе сложился набор условных знаков, с помощью которых можно зарисовать схему складывания самых сложных изделий. Любая работа воспроизводится, благодаря этим условным знакам, как по нотах. Человек занимающийсяоригами должен знать эти знаки и уметь применять их для записей. Также существует небольшой набор приёмов, помимо знаков. В книгах эти приемы без комментариев.

Большинство знаков было введено в практику еще в середине XX века японским мастером АкиройЙошизавой. Несколько новых условных знаков добавилось за последние десятилетия. Поэтому нестоит «изобретать велосипед» и писать по-своему. Все известные условные обозначения в оригами делятся на стрелки, линии и знаки.

СТРЕЛКИ

1. Согнуть на себя - сделать складку "долина".

2. Согнуть от себя - сделать складку "гора".

3. Перегнуть на себя - согнуть и разогнуть, сделать складку "долина".

4. Перегнуть от себя - согнуть и разогнуть, сделать складку "гора".

5. Складка-молния -- сочетание складок "долина" и "гора".

6. Двойная складка-молния -- сочетание складок "долина" и "гора", которые выполняются с двумя слоями бумаги.

7. Тащить, тянуть.

8. Раскрыть (обычно "карман").

9. Повернуть (в одной плоскости).

10. Перевернуть на другую сторону.

11. Завернуть (сделать подряд несколько линий "долина").

12. Сделать подряд несколько складок-молний.

ЛИНИИ

Линия сгиба "долиной".

2. Линия сгиба "горой".

3. Линия после перегиба.

4. Невидимая или воображаемая линия.

ЗНАКИ

ПРИЁМЫ СКЛАДЫВАНИЯ

Для записывания того или иного приема знаки могут сочетаться между собой; чаще всего это стрелки со знаками линий.

1. Согнуть на себя, сделав линию сгиба "долиной".

Стрелка нередко указывает, к какой намеченой линии надо согнуть край

2. Помощь в работе могут сказывать отмеченные углы или точки. В данном случае угол должен совпасть с линией.

3. Линия сгиба проходит между отмеченными точками.

Тема2. Простейшие базовые формы. Знакомство со схемами, умение читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка»

Базовая форма «Треугольник»

Перед складыванием квадрат можно расположить «окошечком», когда нижняя и верхняя линии являются горизонтальными (проходят слева направо, а правая и левая — вертикальными (проходят сверху вниз).

Квадрат можно также расположить «ромбом» так, чтобы один из уголков был направлен вниз. Если в бумажном квадрате необходимо наметить диагональные линии или центр квадрата, то в этом нам поможет базовая форма «Треугольник».Надо очень постараться, складывая базовую форму «Треугольник».Неточность в определении середины квадрата, а также неровные, плохо проглаженные линии сгибов (диагональные складки) сразу же, на первом этапе, обрекут нашу дальнейшую работу на неуспех, удачной, аккуратной бумажной игрушки нам уже будет не получить, сколько бы мы потом не старались.

Как правило, «Треугольник» служит основой для таких базовых форм, как «Воздушный змей», «Блинчик», «Рыба».

На основе этой базовой формы складывается «Двойной квадрат», а из него – базовые формы «Птица» и «Лягушка».

Сложить базовую форму «Треугольник» можно как вдоль одной диагонали, так и вдоль другой диагонали квадрата.

Базовая форма «Книжка» самая простая в изготовлении, но это не значит, что мы можем складывать её, не сосредоточившись на работе.

Аккуратно сложенная базовая форма «Книжка» поможет нам определить точное местоположение средних линий в квадрате, а также середину квадрата.

На основе базовой формы «Книжка» складываются базовые формы: «Дверь», «Дом», «Водяная бомбочка», «Катамаран».

Складывая бумажный квадрат пополам, «книжкой», необходимо следить за тем, чтобы противоположные стороны квадрата чётко совмещались одна с другой.

Совместив другую пару противоположных сторон, получим ещё одну «Книжку».

Тема 3. Изучение основных базовых форм «Воздушный змей», «Дверь», «Блин», «Дом». Деление квадрата на три части. Изучение принципа построения схем

Базовая форма «Дверь»

Базовую форму «Дверь» сложить тоже не так уж и сложно.

Если, конечно же, первоначально была аккуратно сложена базовая форма «Книжка».

К линии сгиба, образованной «Книжкой», необходимо сложить боковые стороны квадрата, и «Дверь» будет готова!

Проверьте ещё раз, чтобы в двери не было щелей, или чтобы створки двери не заходили одна за другую, иначе это вовсе не «Дверь».

Базовую форму «Дверь» можно сложить как вдоль вертикальной средней линии квадрата, так и вдоль горизонтальной линии сгиба, которые получаются в результате перегибания бумажного квадрата пополам в двух направлениях.

Базовая форма «Дом»

Базовая форма «Дом» одна из самых симпатичных и узнаваемых базовых форм оригами.

Изготовить «Дом» не очень сложно, если освоить такие приёмы в оригами, как «раскрыть карман» и «расплющить карман».

«Раскрыть карман». Просунуть руку или палец, в зависимости от того, большой «карман» или маленький, между слоями бумаги и сделать его объёмным, приподняв верхний слой бумаги.

«Расплющить карман». Перебросить «карман» в нужном направлении, изменив, насколько это необходимо, форму «кармана», а затем опять сделать его плоским, проглаживая новые складки.

Раскрытые и расплющенные «карманы» это и крыша, и стены настоящего домика.

Стены должны быть строго вертикальными, а крыша – не косой и не кривой.

А иначе дом просто развалится.

Базовая форма «Воздушный змей»

Базовую форму «Воздушный змей» можно сложить только после того, как в квадрате будет намечена диагональная складка (линия сгиба, образованная в результате складывания базовой формы «Треугольник»).

«Воздушный змей» достаточно капризная базовая форма, как, впрочем, и воздушный змей настоящий, который не поднимется в небо, если его неправильно собрать или неумело запускать.

Основное внимание при складывании базовой формы «Воздушный змей» необходимо обращать на «остриё носа». Кончик «Воздушного змея» должен быть острым, как стрела. А боковые стороны при этом должны совмещаться с диагональю квадрата.

На основе базовой формы «Воздушный змей» складывается базовая форма «Рыба». Базовую форму «Воздушный змей» можно сложить как вдоль одной диагонали, так и вдоль другой диагонали квадрата (из каждого его угла).

Базовая форма «Блинчик»

Базовая форма «Блинчик» самая нежная на слух и самая «съедобная».

Мы сразу представляем себе домашний блинчик, внутри которого находится вкусное варенье. Изготовим такой «Блинчик», чтобы из него «не вытекала начинка».

Самое ответственное дело – это точно наметить середину квадрата.

Середина квадрата – точка пересечения или диагоналей, или средних линий квадрата. Следовательно, вначале нам предстоит сложить в двух направлениях или базовую форму «Треугольник», или базовую форму «Книжка» (кому как удобнее).

Аккуратно завернём «блинчик», совместив все четыре угла с центром квадрата.

Тема 4. последовательность выполнения схем цветов : «Ирис», «Тюльпан», «Роза». Создание моделей с учетом способов складывания. Способы правильного подбора бумаги.

Многие люди начинают свое знакомство с бумажным миром именно со складывания оригами цветы. Это может быть связано с несколькими моментами. Многие модели цветов довольны легки в создании и поэтому не требуют больших навыков. К тому же бумажные цветы выглядят не хуже настоящих.

Сегодня практически каждый день появляются новые фигурки из бумаги. Каждый «оригамист» пытается внести в древнее искусство что-то новое, что-то свое. Но, если Вы новичок в этом деле, то лучше обратите внимание на уже существующие схемы. Получить бумажный цветок от любимого человека будет очень приятно. Если живой цветок со временем завянет, то бумажный ни на минуту не перестанет Вас радовать.

Изготовление цветов тюльпан,роза, ирис из бумаги по схемам.

Тема 5. Закрепление изученных знаний. Взаимосвязь между правильным складыванием и техническими характеристиками модели.

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений) :

повторение названия базовой, основной формы

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники

безопасности.

Тема 6. Индивидуальная творческая работа. Создание итоговой композиции «Букет». Самостоятельное складывание из известных базовых форм. Соединение с известными складками при изготовление и простых базовых форм. Порядок работы и оформление поделок

Составление альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ.

Проведение выставок работ в санатории.

Участие в выставке детского прикладного и технического творчества

6 Список литературы

1. Афонькина Е. Ю. Оригами. Бумажный зоопарк.

2. Вакса О. Ф. Детские праздники в семейном кругу. – Ярославль: Академия развития, 2003.

3. Васина Н. И. Бумажная симфония. – М. : Айрис Пресс, 2009.

4. Воропаева Н. В. «Художественное конструирование из бумаги» Сборник Министерства просвещения СССР «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта». – М. : Просвещение,1986

5. Рик Бич Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М. : Эксмо, 2004.

6. Соколова С. Н. Сказка оригами. – С-Пб. : Эксмо, 2004.

7. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребнка. - Ярославль: Академия развития, 1996.

8. ФионаДжоунс Фантазии из бумаги : энциклопедия, техника, приемы, изделия. – М. : АСТ-ПРЕСС СКД, 2007.

9. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – М. : Мир книги, 2010. 18. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. – С-Пб. : Атлант, 2007.

10. Энгельмейер П. К. Теория творчества. – С-Пб. : Терра, 2009. 20. Юный техник, приложение к журналу «А почему?»Дмитров: Молодая гвардия, 2005.

11. Никулин А. П. Сборник лучших моделей из бумаги. – М. : Терра-книжный клуб, 2005. 7. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – М. : Айрис-пресс, 2004.

Публикации по теме:

Авторская программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Канского.

Авторская программа «Волшебный мир бумажных превращений» по бумажной пластике и оригами Пояснительная записка «Чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский Дошкольный возраст – яркая, неповторимая.

Программа дополнительного образования «Логоритмика» Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая.

Программа дополнительного образования «Оригами» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оригами» Автор составитель Бойко И. М. Олекминск 2015 Содержание программы.

Программа дополнительного образования по безопасности «Знайка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Города___ «Детский сад №___» Принято.

Программа дополнительного образования «Поиграй-ка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области.

Программа дополнительного образования «В гостях у краски» Пояснительная записка Программа дополнительного образования «В гостях у краски» является программой художественно-эстетического направления,.

Программа дополнительного образования «Юный инспектор» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА» Принято на педагогическом совете №1 Протокол.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа работы кружка дополнительного образования для детей подготовительной группы «Волшебный пластилин» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свою публикацию по теме "Рабочая программа работы кружка дополнительного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по оригами «Волшебный мир бумаги»
Опубликовано: 25 января 2018 в 22:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по оригами «Волшебный мир бумаги»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пугачёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД