Елена
Рабочая программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа внеурочной деятельности
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей,
Окунёвский детский дом «Мечта»
Рабочая программа
«Очумелые ручки»
Составитель:
Воспитатель - Гордеева Елена Валерьевна
Окунево, 2022
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности „Очумелые ручки“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.» Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Рабочая программа внеурочной деятельности актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность в области современного художественного искусства, а также в ее практической направленности.
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: декупаж, «квиллинг», использование других природных материалов для создания произведений искусства и др.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью формирования у воспитанников потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, создании условий для творческой практической деятельности обучающихся.
Рабочая программа призвана научить детей не только осваивать сложные и трудоемкие приемы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий художественного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Рабочая программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач. Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности воспитателя и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей различным техникам работы с различными художественными материалами, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
Цели рабочей программы :
-развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных художественных техник.
-формирование у воспитанников художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры
-развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи рабочей программы
Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области композиции, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
- развивать творчески активную личность.
Воспитывающие:
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- воспитывать уважение и бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров.
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год. Внеурочная деятельность комплектуется из воспитанников 8 - 15 лет. Количество детей в группе для освоения программы - 8 человек.
Режим работы кружка – 1 занятия в неделю.
Результатом реализации данной рабочей программы внеурочной деятельности, являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; в оформлении зала для проведения праздничных утренников.
Структура рабочей программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Рабочая программа предусматривает преподавание материала блоками.
Каждый блок предусматривает знакомство с историей возникновения данного вида декоративно-прикладного искусства. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением в жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, индивидуальных занятий, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
1. Декоративно-прикладное искусство – введение
2. Плетение из газетных трубочек
3. Аппликация из различных материалов
4. Волшебный бисер
5. Мастерская Деда Мороза
6. Изготовление панно из круп и семян.
7. Декупаж
8. Пластилинография
9. Рисование смятой бумагой
10. Печать (рисование при помощи губки)
Каждый раздел программы содержит : исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение творческих работ.
Итог творческих достижений: выставки по разделам рабочей программы внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Форма учебного занятия (теоретическое)
кол-во часов Форма учебного занятия (практическое)
кол-во часов
Сентябрь
Вводное занятие
Знакомство с видами декоративно прикладного творчества. История возникновения. Правила работы и техники безопасности. 1
Изготовление газетных трубочек. Способы плетения, техника изготовления трубочек, материалы, необходимые для плетения 1
Плетение подставки для карандашей, вазы для цветов, конфетницы. 1
Плетение из газетных трубочек ромашку. 1
Октябрь
Вводное занятие. Знакомство с аппликацией. Материалы, используемы для аппликации, виды аппликации. 1
Аппликация из растений: Композиция «Осенний букет». 1
Аппликация из крупы: «Осенние деревья». 1
Аппликация из бумаги: «Осенние идеи». 1
Ноябрь
Вводное занятие. Правила работы и техники безопасности. Материалы и инструменты для работы с бисером. Способы плетения, использование в изделиях. 1
Плетение цветов. 1
Плетение феничков. 1
Картина из бисера. 1
Декабрь
История Новогоднего праздника, традиции русского народа. 1
Изготовление новогодних украшений из бумаги. 1
Поделки из сосновых шишек. 1
Рисунок деду Морозу. 1
Январь
Вводное занятие. Правила работы и техники безопасности с природным материалом. Материалы и инструменты для работы с панно. Материалы, используемы для панно. 1
Панно из цветной бумаги по замыслу детей. 1
Панно из крупы по замыслу детей. 1
Комбинированное панно: «Зимний лес». 1
Февраль
Вводное занятие. Знакомство с техникой «Декупаж». Материалы, используемы для техники «Декупаж». 1
Изготовление открыток к 23 февраля. Техника изготовления свободная. 1
Открытки к дню Святого Валентина. Техника изготовления свободная. 1
Декупаж баночек с использованием бумажных рисунков, вырезки из журналов. 1
Март
Вводное занятие. История возникновения пластилина. Правила работы с пластилином. 1
Открытка из пластилина «Букет маме». 1
Композиция. Картина из пластилина «Весна». 1
Техника исполнения свободная: «Пасхальная открытка». 1
Апрель
Рисование смятой бумагой: «Весенний лес» 1
Рисунок по замыслу. 1
Коллективный рисунок: «Вместе весело шагать» 1
«Дождь идёт» свободная техника рисования. 1
Май
Печать (рисование с помощью губки) : «Весенний луг» 1
Рисунок по замыслу. 1
«Ура! Лето» свободная техника рисования. 1
Коллективный рисунок, в любой техники исполнения: «Этот мир мы дарим детям» 1
Литература
1. Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2017.- 231 с.
2. Т. Н. Проснякова, Н. А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2015.- 422 с.
3. С. И. Хлебникова, Н. А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2018.- 400 с.
4. Т. Н. Проснякова, Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2018.- 222 с.
5. Г. И. Долженко. 100 поделок из бумаги – Ярославль: Академия развития, 2ё19. – 511 с.