Лариса Храмцова
Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
b]Пояснительная записка[/b]
Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.
В основу проекта танцевальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности, Танцевальный кружок „Фантазия“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами танца, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, танцора;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки искусства и физической культуры);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами танцевальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно - эстетические чувства, т. к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цели и задачи реализации программы;
Цели:
развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей.
Задачи:
1. Раскрывать танцевальные способности детей через двигательную активность.
2. Научить выполнять упражнения для укрепления и развития тела.
3. Научить выполнять элементы народного танца.
3. Развивать чувство ритма через обучение танцам.
4. Воспитывать любовь к русским народным танцам, к музыке, к русским традициям через изучение элементов русского народного танца и развитие умения исполнять русский танец.
5. Формировать детский коллектив через совместную деятельность.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем;
развитие доброжелательности к другим людям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
В процессе обучения у учащихся формируются музыкальность, ритмичность; развиваются танцевальные способности: знание позиций ног и положения рук, элементов народного танца.
Развиваются физические способности:
- сила ног,
- пластичность рук,
- гибкость тела,
- эластичность мышц и подвижность суставов.
В учебном процессе и в организации массовой работы у детей развиваются внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как:
самокритичность,
самоконтроль,
трудолюбие,
целеустремлённость,
умение преодолевать трудности.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 11 лет. Программа рассчитана на 4 года.
Формы и методы работы
В процессе обучения используются следующие формы работы:
- теоретические занятия (беседы, изучение истории развития и появления танцев, викторины, чтение литературы,
- практические занятия по хореографии и танцам.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятиe в неделю. Каждое занятие длится 40 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий. -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели. -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты реализации программы:
• Уметь различать различные жанры музыкальных произведений (пляска, вальс, полька, марш).
• Знание классической базы (позиции ног, рук).
• Различать сильные и слабые доли в музыке.
• Добиться полной связи движений с музыкой.
• Уметь легко, пластично двигаться, согласуя движения с построением музыкального произведения.
• Уметь в движениях передать характер музыки.
• Освоить различные танцевальные движения.
• Уметь танцевать 2-3 танца.
У ученика будут сформированы:
-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов
-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Ученик получит возможность для формирования:
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка танцев для свободного просмотра.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным особенностям детей и уровню сложности танцевальных композиций.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся.
1 раздел. «Ритмические танцы»
Основная задача состоит в том, чтобы совершенствовать процесс восприятия музыки через обучение основным движениям и танцевальным элементам.
2 раздел. «Что вы знаете о польке?»
Дети знакомятся с основными движениями полки: шаги, па полки, па галоп, шаг с подскоками, переходы, повороты. Разнообразие танцевальных комбинаций позволят проявить детям творчество, фантазию.
3 раздел. «Русские танцы»
Задача этого раздела: познакомить учащихся с довольно большим объемом движений, с различными положениями в паре, с разными манерами исполнения. Дети знакомятся с танцевальными движениями хороводного плана, подвижного плясового характера.
4 раздел. «Вальс король танцев»
Приоритетная задача – это изучение азбуки больной хореографии, обучение основных движений вальса: вальсовые дорожки, повороты, балансе, вальсовые дорожки в паре.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
• Компьютер
• Музыкальный центр
• Диски с записью танцев
• Диски с музыкой
• Видеокамера и фотоаппарат для анализа выступлений.
Календарно-тематическое планирование
1 класс «Ритмические танцы»
1-2 Инструктаж по технике безопасности во время занятий
Просмотр видеокассет с разными эстрадными танцами. Слушание ритмичной музыки.
3-4 Разучивание основных и подготовительных движений эстрадных танцев.
5-7 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
8-10 Движения плечами, движения головой: повороты, поднимание и опускание, круговые движения. Движения корпусом: наклоны, повороты, смещение вправо и влево.
11-13 Соединение корпуса и плеч с головой в поворотах, прогибании, наклонах.
14-16 Разучивание движений руками: круговые движения, отведение назад, вперед, махи в стороны.
17-19 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
20-22 Разучивание движение ногами: выпады с выставлением ноги на пятку, махи, поднимание ног.
23-25 «Танцы» на полу-разучивание базовых положений тела на полу, простых танцевальных комбинаций.
26-30 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
2 класс «Что вы знаете о польке?»
1 История возникновения польки.
2-3 Знакомство с основными движениями польки. Слушание музыки.
4-5 Знакомство с основными движениями польки: подъем на полупальцы, сгибание ног, переступание.
6-8 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
9-10 Отработка разученных движений. Обучение новым движениям: шаг с подскоком.
11-12 Отработка разученных движений. Работа над синхронностью движений.
13-15 Отработка разученных движений. Обучение новым движениям: па польки, па галопа.
16-20 Соединение движений в танцевальные комбинации танца «Школьная полька».
21-23 Выразительность движений, синхронность выполнения, общение в паре с помощью мимики жестов.
24-28 Выразительность движений, синхронность выполнения. Движение в парах.
29-31 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
32-34 Выступление на сцене, участие в праздничных концертах.
3 класс «Русские танцы»
1 История возникновения русских народных танцев. Просмотр видеокассет с различными русскими народными танцами: хороводные, пляски.
2-4 Разучивание: основные положения ног в русском танце.
5-7 Разучивание: основные положения рук.
8-11 Танцевальные шаги русского танца – простые шаги.
12-14 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
15-16 Разучивание: русские переменные шаги: ровный, один длинный и два коротких, на ребро каблука с подбивкой.
17-20 Танцевальный бег: шаг-бег или беговой шаг; бег с отбрасыванием согнутых ног назад.
21-23 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
24-26 Дроби: притопы, притопы с полуприседанием, притопы с прискоком.
27-28 «Печатка» или одновременный притоп двумя ногами, удары полупальцами, «переборы», дробная дорожка дробь с подскоком.
29-30 Соединение разученных движений в танцевальные комбинации.
31-32 Хоровод. «Круг», «Два круга рядом»
33-34 Соединение разученных движений в танец «Красный сарафан».
4 класс «Вальс – король танцев»
1-3 История возникновения танца. Просмотр видеокассет с танцами, обучающих видеокассет, слушание музыки. Знакомство с подготовительными и основными движениями вальса.
4-10 Разучивание вальсового поворота, правый поворот, левый поворот. Отработка разученных движений, исполнение в паре. Разучивание: дорожка, дорожка в перед, дорожка назад, в паре. Отработка разученных движений.
11-15 Отработка движений в паре, разучивание связующего поворота, балансе вправо и влево. Отработка разученных движений в паре.
16-18 Соединение вальсовых движений – вальсовые повороты и дорожка. Отработка разученных движений.
19-22 Разучивание соединений: балансе и дорожка вперед, балансе и дорожка назад. Отработка разученных движений.
23-26 Соединение: балансе и связующий поворот, балансе и повороты вальса. Отработка разученных движений в паре.
27- 30 Соединений разученных движений в танцевальную композицию «Школьный вальс» Отработка линии и сюжета «Школьного вальса»
31-34 Работа над эмоциональной выразительностью и синхронностью движений. Анализ собственных выступлений на праздниках.
Литература
1. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург 2011г.
2. П/р Е. И. Пинаева Ритмика Пермь 2013 г.
3. П/р С. И. Мерзлякова Фольклор – музыка- театр. Москва. Владос 2013 г.
4. П/р Т. К. Васильева Секрет танца. Санкт-Петербург 2007 г.
«Дегамант», «Золотой век»
5. П/р В. М. Стриганова Современный бальный танец. М.»Просвещение» 2012 г.
6. З. Я. Роот Танцы в начальной школе. Москва 2014 г.
7. Т. Т. Ротерс Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.