Косарева Наталья Петровна
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по внеурочной деятельности
Общекультурного направления
«РОДНИЧОК» 1 класс
начальное общее образование
(срок реализации – 1 год)
Автор разработки:
Косарева Наталья Петровна,
учитель музыки и
педагог дополнительного образования
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления „Родничок“ для 1 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Адаптированная программа «Родничок» по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления, разработана на основе:
• Программы для средних общеобразовательных учебных заведений «Музыкальный фольклор» 1-4 классы, М. : «Просвещение», 1992г.
• Программа «Русское народное музыкальное творчество», М. : «Пресс-соло», 1998г.
• Авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. : Просвещение, 2010г, что позволяет в условиях общеобразовательной школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Музыка» раздела «Россия – Родина моя»
Цель программы «Родничок» («музыка вокруг тебя») - ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, воспитать музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.
Задачами музыкального образования по данной программе являются :
• формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыкальному фольклорному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;
• развитие музыкально-образного мышления обучающихся в процессе постижения музыкальных произведений;
• формирование опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся как выражения отношения к окружающему миру с позиции триединства: фольклорная музыка, исполнитель, слушатель;
• формирование у обучающихся потребности в музыкально - досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
Данное направление создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями.
Программа поможет глубже узнать народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Расширит пространство для художественного самовыражения обучающихся путем приобщения к народному песенному творчеству. Большое значение в организации музыкального образования обучающихся имеют инсценировки (эскизное исполнение) фольклорных произведений и праздники любителей народной музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного курса в учебном плане
Программа «Родничок» призвана развивать музыкальную культуру обучающихся, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором и народной песней. Русская и славянская народная музыкальная культура - одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Это выражается:
• в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
• в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки;
• в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;
Погружение ребенка в музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми народной песни, попевок, фольклорной музыки. Выступления ансамбля народных инструментов и эскизные постановки инсценированных народных песен – это, и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями народной музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных компетенций обучающихся.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа адресована обучающимся 1 класса и рассчитана на 33 часа в год, по 1 часу в неделю, режим занятий 30 минут.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
Метапредметные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений народной музыки, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
Предметные:
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся;
программа позволит приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Народная песня, её разновидности (попевки, заклички, колыбельные). Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, сопелки, трещотки).
4. Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Элементы содержания
1. Вводный урок. Содержание предмета «Народное творчество». Этимология слов: творчество, фольклор. Устная природа бытования. Какие жанры относятся к фольклорным»?
2. Русский народный календарь. Времена года – месяцеслов. Праздники солнцеворота. Летние и осенние народные праздники, связанные со сбором урожая. Трудовые песни.
3. Поэтическое детское народное творчество. Загадки. Скороговорки, потешки, считалки. Колыбельные песни.
4. Игровой фольклор. Игра как способ познания мира. Связь игры с трудовым процессом, обрядом, танцем-хороводом. Игры-состязания. Специфическая особенность игры: соединения пения и движения.
5. Хороводы-игры. Ориентальные игры. Влияние словесного теста на рисунок движения: плетень, воротца, улица, корзиночка, ручеек. Виды хороводов: замкнутые – круговые, незамкнутые – линейные, змейка, спираль, шествия.
6-7. Сказка. Сказка как жанр устного народного творчества. Виды сказок: бытовые, сказки о животных. Формообразующие элементы повествования: зачины, повторение эпизодов, трёхступенчатость, счастливый конец. Сказочные оперы, фильмы-сказки..
8-9. Театр и сказка Разыгрывание сказки как способ обобщения ранее пройденных жанров. Русский народный костюм (составные части костюма) и предметы быта.
2 четверть
10. Зимние праздники. Три зимних праздника: языческий – Коляда, христианский – Святки от Рождества до Крещения и Новый год. Традиции празднования. Гостеприимство русского народа (обрядовая еда, обрядовые песни, утварь, народный костюм)
11. Обряд колядования. Поезд ряженных: колядовщики в личинах и масках с музыкальными инструментами. Традиционные угощение. Языческое божество и его символ, присутствующие в этом обряде (Коляда и Дед Мороз)
12. Праздник Рождества. Вертеп. Различие между католическим и православным Рождеством. Традиции празднования. Рождественский пост. Сочельник, славление Христа, хождение со звездой. Рождественские колядки.
13. Обряды Святок. Гадания. Особый жанр святочных песен – подблюдные. Игра «Хранение золота» отражение обряда гадания в художественной и музыкальной литературе.
14. Зимние игры и забавы. Зимний игровой фольклор. Знакомство с играми русского народа.
15-16. Праздник Коляда. Подготовка к празднику.
3 четверть
17. Праздники Святой недели. Крещение – традиции празднования. Отражение празднования Крещения в художественной и музыкальной литературе.
18. Масленица. Традиции и обряды празднования. Русское гостеприимство. Каждому дню - своё название: понедельник - «Встречен»; вторник - «Заигрыши»; среда – «Лакомка»; четверг – «Разгуляй»; пятница – «Тёщины вечера»; суббота – «Золовкины посиделки»; воскресенье – «Проводы. Кукла Масленица. Русские народные масленичные игры. Знакомство с историей театра «Петрушки» в России. Особенности организации работы театра, понятие «кукловод».
19. Масленичные гулянья. Театр Петрушки
20. Обряд «Проводы Масленицы.
21. Праздник Масленица.
22. Весенние заклички. Встреча Весны. Обряды и обычаи, связанные с приходом Весны.
23-24. Былины. Особенности построения былинного языка. Разновидности жанровых тем русских былин. Великие русские богатыри..
25. Садко Герои средне – русских былин. Певец русской старины. Музыкальный инструмент – гусли.
26. Духовный стих. Особый вид эпической песни, в которой народным языком сюжеты Нового и Ветхого завета, объяснялось происхождение Вселенной. 1
4 четверть
27. Пасха. Традиция празднования (Великий пост, Страстная неделя). Передвижные сроки празднования Пасхи. Ветхозаветная еврейская Пасха и Новозаветная христианская Пасха. Народные обряды каждого дня Страстной недели.
28. Семейно-бытовые песни. Рекрутские, свадебные, плачи. Весенний праздник – Красная горка. Многообразие жанров свадебных песен. Особенности исполнения плача.
29. Семейно-бытовые песни. Русское народное многоголосие. Особенности поэтического языка лирических песен: символика, яркая образность. Особенности музыкального языка лирических песен: сложность ладовой структуры, ритмического рисунка.
30. Егорьев день. Весенне – летние праздники. Егорий покровитель домашнего очага. Пастушьи музыкальные инструменты.
31. Весенне-летние праздники. Семик и Троица. Особенности празднования: традиции и обряды. Обряд Кумления. Завивание венков.
32. Летние праздники. Праздник Ивана Купала. Традиции и обычаи празднования.
33. Заключительный урок-концерт. Проводится по сценарию с включением предварительно выученного музыкального материала