Ольга Бражникова
Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе преобладает тенденция общей неудовлетворенности и нарастания внутреннего напряжения в связи с социально-экономической нестабильностью, негативным влиянием средств массовой информации, что отражается на ценностных ориентациях, эмоциональном состоянии подрастающего поколения, а также на системе значимых отношений детей и подростков. При этом в школьных программах практически отсутствуют специальные занятия, посвященные формированию коммуникативной культуры подростков, а она является важным условием успешной социализации.
Публикация «Способы формирования жизнестойкости и позитивного мышления у обучающихся во внеурочной деятельности» размещена в разделах
Трудности установления межличностных связей, кроме того, обусловлены возрастными особенностями. А именно, в младшем подростковом возрасте (10 – 13 лет) наблюдается повышенная ситуативная и межличностная тревожность, повышенная конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками, динамические изменения статусов в группе сверстников и возникновение тенденции к экстремальному поведению. В старшем же подростковом возрасте (14 – 18 лет) происходят изменения ценностных установок, возникает неприятие «родительских ценностей», наблюдается острое проживание семейных конфликтов, склонность к демонстративным проявлениям взрослости. Однако это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальная открытость новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте. Раскрытые личностные ресурсы способствуют успешной адаптации подростков к постоянно меняющимся условиям социума, эффективному взаимодействию с окружающими и позволяют быть более защищенными перед лицом жизненных трудностей.
Таким образом, существует необходимость повышать уровень социальной компетентности несовершеннолетних, которая, по мнению Н. А. Моревой и М. Аргайл, включает в себя следующие компоненты: социальная сенситивность (точность межличностного восприятия, ассертивность, социальная рефлексия (определение своего статуса в коллективе, самосознание себя как субъекта общения, спокойствие как антитеза социальной тревожности (уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации, основные навыки взаимодействия (уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию, владение ей, гибкость, готовность принять инициативу в общении, толерантное отношение к окружающим людям, умение слушать и слышать собеседника, умение выражать свои мысли и переживания, умение находить компромисс в конфликтных ситуациях).
Целью работы психолога по формированию жизнестойкости у учащихся является развитие самосознания, навыков самоисследования, развитие и совершенствование личностных ресурсов у детей и подростков в процессе группового взаимодействия, а также предупреждение эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений. Поставленная цель достигается посредством использования таких методов как психологический и социальный тренинг, театротерапия. Такие методы обеспечивают активное обучение через приобретение и осмысливание жизненного опыта моделируемого в межличностном взаимодействии, помогают понять ситуацию, приобрести новый коммуникативный опыт и подготавливают ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.