Олеся Домокурова
Рабочая программа по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В основу настоящей программы положена соответствующая образовательная область обновленного варианта комплексной общеобразовательной программы «Детство» Г. И. Бабаевой, приведенной в соответствие с ФОС к структуре основной общеобразовательной программы.
Содержание предлагаемой программы способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к художественной литературе, расширяет представление об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.
Публикация «Рабочая программа по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Цель освоения программы : способствовать развитию у детей 4-5 лет интереса к художественной литературе.
Задачи воспитания и развития детей.
1. Углублять интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
2. Расширять читательский опыт (опыта слушателя) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные, литературной прозы (сказки, рассказы) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах).
3. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умение выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмент.
4. Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (по частям, по ролям, выразительно рассказывать наизусть прибаутки и потешки, стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражанием, рифмами и словами на основе художественного текста.
5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушенных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с ФГОС ДО.
Программа ориентирована на воспитанников 4-5 лет, рассчитана на 1 год.
Место и роль учебного курса
Учебный курс входит в образовательную область «Развитие речи» и знакомит детей с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, и способствует развитию осмысленного интереса к художественным текстам и различным видам творческой деятельности на их основе.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа по чтению художественной литературы для детей средней группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Развитие речи» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы,кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева переработанной в соответствии с ФГОС ДО.
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач компонента области «Развитие речи» - «Чтение художественной литературы» осуществляется во всех образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.
Связь с другими образовательными областями
Образовательная область
Задачи
Физическая культура 1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.
2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей
3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.
4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры
Здоровье 1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания
2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы
3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.
Социализация 1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации
2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование
3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений
4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству
5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.
6. Участвовать в драматизации знакомых произведений
Безопасность 1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.
2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.
3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т. п.)
Труд 1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.
2. Воспитывать заботливое отношение к животным.
3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.
4. Знакомство с трудом взрослых (профессии)
Познание 1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета
2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.
3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях
4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений
5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра
Коммуникация 1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве
2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения
3. Формировать образность речи : чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения
4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.
5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.
Художественное творчество 1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу
2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора
3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве
4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.
5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке
6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность
Музыка 1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи
2. Развитие образности речи
3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.
4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения курса положен примерный календарь праздников и сезонность, которые обеспечивают:
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения содержания ;
- технологичность работы педагогов по реализации курса ( годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т. д.);
- многообразие форм подготовки и проведения праздников;
- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).
Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области развитие речи.
Количество часов: (ежедневно).