Анна Попова
Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – это всестороннее развитие их речи. Это важная задача может реализовываться не только на занятиях с учителем – логопедом и учителем дефектологом, но и на занятиях с другими специалистами: воспитателем, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Темочки:
Например, в нашем саду, развитие высших психических функций проходит красной нитью на занятиях у всех специалистов и педагогов. Только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействии всех педагогов и специалистов ДОУ возможна качественная реализация данных задач.
Именно поэтому, весь блок обучения мы разбили на лексические темы. По сути, это изучение обобщающих слов и понятий, которые входят в данный смысловой контекст обобщения. Это позволяет лучше осуществлять межпредметные связи. Обучение построено по принципу концентричности, что означает постоянное повторение, уточнение, усложнение и расширение уже известных тем. Каждую тему мы прорабатываем не менее недели, совместно с воспитателями, учителями – логопедами, музыкальными руководителями и инструктором по физической культуре. Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание, а некоторые имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы.
Как же происходит взаимодействие между учителем – дефектологом и инструктором по физической культуре? В начале каждого учебного года, учитель – дефектолог раздает перечень лексических тем своей возрастной группы другим специалистам. Так же в начале года он проводит обследование и выявляет уровни развития детей. Затем, в течении всего года, совместно с инструктором по физической культуре, подбирает задания по уровням развития и соответствующим лексическим темам, занимаются подготовкой загадок, пословиц, поговорок, которые буду использоваться в процессе занятий – так осуществляется дифференцированный подход в обучении детей.
На групповых занятиях с инструктором по физической культуре, отрабатываются, закрепляются и расширяются те знания и умения, которые дети уже получили на занятиях с учителем - дефектологом. Они направленны на повышение уровней развития всех детей и сопровождаются речью или пением. Это комплексы общеразвивающих упражнений, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, точечные массажи и многое другое.
На основе статистических данных дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических фунуций. Преодолеть трудности, вызванные физической неполноценностью помогают индивидуальные занятия.
Здесь учитываются непосредственно особенности каждого ребенка. Перед индивидуальными занятиями с детьми учитель – дефектолог и инструктор по физической культуре обмениваются рекомендациями более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, различные виды тремора, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка. Некоторые задания в своих индивидуальных занятиях учитель – дефектолог направляет на коррекцию этих недостатков. Они подбираются с учетом лексических тем, рекомендаций инструктора по физической культуре, особенностями развития каждого ребенка и так же носят речевой характер. Это и речевые пятиминутки, и дыхательные и пальчиковые игры, различные виды шнуровки, работа с сенсорными коробками, мозаиками, задания в условиях соревновательной деятельности, мимические упражнения и многое другое.
Развитие физической активности при комплексном воздействии всех специалистов и педагогов существенно повышает результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей с ОВЗ. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением.