Вера Васильевна Елистратова
Рабочая программа воспитателя для подготовительной группы на 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе, характеристики особенностей развития детей
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с
образовательными областями.
Публикация «Рабочая программа воспитателя для подготовительной группы на 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.3. Комплексно-тематическое планирование
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
2.5. Иные характеристики содержания Программы
2.6. Часть Программы, формируемая воспитателем
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.3. Распорядок и/или режим дня
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.4.1. Примерное годовое тематическое планирование
3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды.
4. СИСТЕМА МАНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплин в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Рабочая программа является составной частью Образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г., с учетом регионального компонента и приоритетных направлений ДОУ. Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшей группы общеобразовательной направленности.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
• Конвенции о правах ребенка;
• Федерального закона РФ «Об образовании»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи педагогической деятельности:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
• образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Самарской области.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) (п. 1.4.) Программа, а также организация на ее основе воспитательно-образовательного процесса базируется на следующих принципах
Наименование принципа Определение принципа
1.
Принцип
развивающего
образования Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. В этом контексте принимается как основополагающая позиция, сформулированная Л. С. Выготским: обучение ведет за собой развитие (обучение понимается нами широко, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором и происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта). Применение принципа развивающего образования ориентирует педагога на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка;
2.
Принцип научной обоснованности и
практической
применимости Согласно которому:
1. Содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
2. Отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей.
3.
Принцип
интеграции Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:
• поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Л. С. Выготский);
• «схватывание целого раньше частей позволяют ребенку «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (В. В. Давыдов);
• «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев).
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип интеграции реализуется:
• через интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей);
• интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста;
• интеграцию различных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотек, клубов) и групп детей дошкольного возраста, предоставляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию.
4.
Комплексно-
тематический
принцип Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса тесно взаимосвязаны с интеграцией детских деятельностей.
5. Принцип
адаптивности Реализуется:
• через адаптивность предметно-развивающей среды каждого дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
• адаптивность ребенка к пространству дошкольного учреждения и окружающему социальному миру.
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом индивидуальных особенностей.
7.
Принципы дифференциации и индивидуализации Сочетание принципов дифференциации и индивидуализации. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу-чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
8.
Принцип
гуманизации Это:
• признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
• признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
• уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса
9.
Принципы непрерывности и
системности Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
Основная общеобразовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
Подходы организации воспитательно-образовательного процесса
Наименование
подхода Определение подхода
1.
Личностно-ориентированный
подход Роль педагога заключается в организации такой образовательной среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных потребностей детей и эффективного накопления ими личного опыта. Образовательная среда при таком подходе сообразна не взрослому, а индивидуальным интересам и потребностям детей и изменяется вслед за изменениями их интересов и потребностей в развитии. Соответственно и педагог не выступает более в качестве неизменного носителя и транслятора «окаменевших» образцов, а гибко изменяется вслед за изменениями детей.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания личностно-ориентированная модель может быть опознана по следующим признакам :
Параметры Личностно-ориентированная модель
Субъекты образовательного процесса Педагог.
Родители.
Ребенок.
Кредо педагога Вера в способност
ребенка освоить.
Цели образовательного процесса Полноценное проживание возраста.
Самореализация ребенка.
Формирование способностей, ЗУНов.
Информация о ребенке, положенная в основу действия педагога Потребности и интересы ребенка.
Индивидуальный стиль научения.
Субкультура семьи.
Слабые и сильные стороны.
Зона ближайшего развития.
ЗУНы.
Основания
оценки информации о ребенке Целостная картина развития.
Условия жизни.
Мнение экспертов и родителей.
Способы получения информации о ребенке Наблюдение за ребенком.
Изучение продуктов творчества.
Беседы с ребенком и родителями.
Педагогическая и психологич
ская диагностика.
Тип образовательного взаимодействия с ребенком Личностное общение, поддержка, помощь, вызов (озадачивание, обучение, косвенное влияние через среду, запрет, объяснение, обсуждение.
Ближайшие цели взаимодействия Активизация и культурна
поддержка спонтанной творческой деятельности, научение.
Параметры индивидуализации Эмоционально-личностные особенности.
Стиль научения.
ЗУНы.
Функциональ
ые возможности.
Место и время обучения Носит сквозной характер (игра, общение, совместная деятельность, прогулка).
Любой опыт является учебным.
Дети учатся друг у друга.
Содержание обучения Складывается на основе базовых образовательных задач по ходу взаимодействия с ребенком и родителями.
Установка ребенка Выразиться.
Узнать.
Сделать.
2.
Гендерный подход Под гендерной принадлежностью дошкольника мы понимаем процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако осознание – скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления. Учитывая социальную направленность понятия (гендер – это социальный пол, гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.
В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам необходимо:
• знать гендерный состав группы;
• ориентироваться в специфике траекторий развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам;
• учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;
• выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;
• ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;
• обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;
• создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;
• знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;
• учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется посредством внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода. Под гендерным подходом мы понимаем методологическую ориентацию, ориентированную на культивирование индивидуальных особенностей ребенка и на основании этого предполагающую:
• определение содержания, форм и методов воспитания;
• создание гендероориетированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Методологической основой гендерного подхода является гендерная типология (В. Д. Еремеева, С. В. Железнова, И. Г. Малкина-Пых и др., в соответствии с которой выделяют: маскулинный, феминный, андрогинный и недеференцированный типы. Данная типология отражает набор индивидуальных проявлений личности ребенка независимо от его половой принадлежности.
3.
Деятельностный
подход Деятельностный подход организации образования - это включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
4.
Индивидуальный
подход Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и т. д.) влияющих в значительной степени на поведение в различных жизненных ситуаций.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях; резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать, начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
В нашей средней группе 25 детей из них 14 девочек, 11 мальчиков. Дети нашей группы очень активные и современно развитые дети. Многие дети, особенно, мальчики хорошо развиты физически. Это Мансуров Айрат, Василькинн Глеб, Пустобаев Макар, Захаров Руслан, Охотников Рома. Из девочек можно выделить Петухову Соню, Полянскую Виолетту, Вешнякову Сашу. Физическое развитие связано не только с природными данными детей, но и с тем, что дети посещают спортивные занятия и секции вне детского сада. Мансуров Айрат – футбол, Василькин Глеб – плавание, Петухова Соня – танцы, Вешнякова Саша - легкую отлетику.
Такие дети как Хохлова Даша, Тумаева Лиза, Ледяев Ярослав, Сиротинина Соня активно проявляют себя в творчестве. Детям очень нравятся музыкальные занятия, изодеятельность. Дети с удовольствием поют, танцуют, выполняют танцевальные движения, где проявляется выразительность, желание выполнить хорошо, стремление научиться и сделать лучше. Тумаева Лиза посещает изостудию для дошкольников.
У таких детей как Маликов Платон, Вешнякова Саша, Нифадов Матвей хорошо развито логическое и образное мышление. Дети легко и быстро справляются с полученными заданиями, проявляют интерес к новым.
Смолина Аделина самый младший ребенок в нашей группе разница с другими детьми 8-10 месяцев, что очень заметно, но девочка очень любознательная, активная везде и всегда проявляет инициативу, что положительно сказывается на ее всестороннем развитии.
Мальчики в нашей группе в самостоятельной деятельности активно играют с различным строительным материалом, спортивным инвентарем, машинами. Дети сооружают сложные постройки по своему воображению, обыгрывают их. Девочки предпочитают настольные и сюжетные игры. В процессе игры можно наблюдать, как дети пытаются проживать взятую на себя роль, соответствовать ей.
В средней группе мы продолжим всесторонне развивать и воспитывать детей. Продолжим развивать физическую и умственную активность детей при помощи здоровосберегающих и информационно-коммуникативных технологий.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Направления развития ребёнка 4-5 лет
Социально – коммуникативное
развитие Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.