Ирина Рыбакова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружка «Развивай-ка» на 2016-2017 уч. года
для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата»)
Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна
Паспорт программы
1. Полное название «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»
2. Автор программы воспитатель Рыбакова Ирина Викторовна
3. Дата создания 2016г
Публикация «Рабочая программа кружка „Развивай-ка“ на 2016–2017 уч, года для детей 4–5 лет» размещена в разделах
4. Характеристика программы предусматривает :
- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
- развитие общения и речи;
- развитие внимания, памяти, восприятия, мышления;
5. Направление деятельности: Познавательное развитие
6. Сроки реализации: 1 год
7. Возраст дошкольников: 4-5 лет
8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи:
Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание).
Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.
Развивать самостоятельность и инициативу.
Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.
Обогащать опыт самопознания дошкольников.
Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
Воспитывать коммуникативные навыки.
9. Краткое содержание программы :
9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.
9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.
10. Прогнозируемые результаты
10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные
решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.
10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.
11. Перспективы развития.
# У детей будут развиты :
- мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
- мелкая моторика рук и глазомер.
- творческие способности и фантазия, способность к моделированию и
конструированию.
# Проявится интерес к интеллектуальным играм.
# Сформируется стремление доводить дело до конца.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Развивайка-ка» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий 20 минут.
Актуальность программы
Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивай-ка».
Новизна программы
В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:
- использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
- подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;
- проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
- свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Умелыми пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев», а также развитию интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным — работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Принципы, лежащие в основе программы :
1. Принцип развивающего обучения.
Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип постепенности.
Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип доступности.
Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
4. Деятельностный принцип.
Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).
Формы организации детей :
- индивидуальные;
- подгрупповые;
- групповые.
Формы работы с детьми :
- игра;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- проблемная ситуация.
Методы работы с детьми :
- словесные (беседа, загадки);
- наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).
Планируемые результаты:
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
• Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
• Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
• Овладение детьми приемами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.
В период учебного процесса:
- дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);
- сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);
- обобщают (по выделенным признакам);
- подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;
- с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или
возрастанию величины; — понимают слова «побольше», «поменьше», «большой»,«маленький», «одинаковые»
- подбирают предметы по заданному признаку;
- ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);
- выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4
цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,
запоминает названия и повторяет за взрослыми);
- пользуются предметами-заместителями;
Способы определения результативности программы.
С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года, в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.
Условия реализации программы
1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.
2. Методическое обеспечение программы.
3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.
4. Взаимосвязь с семьей.
Тематическое планирование
сентябрь
1) Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.
1. Игра на формирование умений ориентироваться в движении «Куда пойдешь и что найдешь»
2. Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости «Назови соседей»
3. Дидактические игры на ориентирование в пространстве.
4. Игра на улице «Новая походка»
октябрь
2)Развитие восприятия.
1. Игра «Белый лист», игра «Сделай так».
2. Игра «Сравни предмет», игра «Зашиваем ковер»(по подгруппам)
3. Игра «Круг треугольник, квадрат»., игра «Найди игрушку».
4. Игра «Узнай предмет», игра «Составь картинку» (по подгруппам)
ноябрь
3)Диагностика уровня восприятия
1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (индивид. работа)
2. Методика для развития наблюдательности (индивид. работа)
3. Зрительное восприятие. Упражнение «Назови животных»(индивид. работа)
4. Слуховое восприятие «Понимание текста»(индивид. работа)
декабрь
4)Развитие памяти.
1. Развитие слуховой памяти. Воспроизведение рассказа.
Игра «Запомни картинки»
2. Воспроизведение рассказа. Игра «Запоминаем вместе»
3. Развитие зрительной памяти Игра «Какой игрушки не хватает?», игра «Рисуем по памяти узоры»
4. Развитие образной памяти
Игра «Запомни и назови»
январь
5)Диагностика развития памяти
1. Слуховая память. Методика «10 слов» (по подгруппам)
2. Зрительная память. Методика Д. Векслера. (по подгруппам)
3. Образная память. Методика изучения образной памяти. Упражнение по картинкам. (по подгруппам)
февраль
6)Развитие внимания.
1. Игра «Найди одинаковые предметы», Игра «Что появилось?» (индивид. работа)
2. Игра «Найди отличия» (индивид. работа)
3. Игра «Найди игрушку». Рисование на тему «Моя любимая игрушка»
4. Игра «Что это?», игра «Добавь слово»
март
7)Диагностика уровня внимания
1. Методика «Найди и вычеркни» (индивид. работа)
8)Развитие воображения.
1. Игра «Поможем художнику»
2. Игра «Волшебные картинки»
9)Диагностика воображения.
1. Методика «Как спасти зайку» 3 мин
апрель
10) Развитие мышления.
1. Игры «Третий лишний», «Какое что бывает»
2. Живое- неживое
3. Беседа «Кто это?» знакомимся с профессиями.
Развивающая настольная игра «Профессии».
4. Игра «Отгадай предмет по его частям» (по подгруппам)
Игра «Давай придумывать» (абстрактное мышление, речь)
май
5. Игра «Угадай игрушку»
6. Игра «Картинки-загадки»
11)Диагностика уровня развития мышления.
1. Методика «Вырежи фигуры»
2. Методика «Что здесь лишнее?», «Раздели на группы» 2 мин
Содержание программы
Содержание программы по развитию познавательных способностей направлено на развитие у детей различных видов мыслительной деятельности.
Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.
Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:
- задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.
-задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.
- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.
Тематика занятий:
1. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.
2. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.
В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого и т. д.
Методическое обеспечение программы.
В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются:
- сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);
- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;
- пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;
- настольно-печатные игры.
Используемая литература
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера,2006
2. Веракса Н. Е. Индивидульные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста-М:ПЕРСЭ, 2003
3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» -Ярославль «Академия развития», 1996
4. Светлова И. Е. Тренируем память: Учебное пособие, М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.