Лариса Кригер
Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования - его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направ-лениям развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении».
Публикация «Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка, а так-же законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом концептуальных положений примерной обще-образовательной программы дошкольного образования «От РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобра-зовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №111 от 05.02.2014 г. «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации образовательной программы «Югор-ский трамплин» и проекта «разработка региональных моделей оценки качества дошкольного об-разования» образовательным организациям, реализующим образовательные программы до-школьного образования, расположенным на территории ХМАО-Югры в 2014-2015 годах»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №112 от 05.02.2014 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольно-го образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы до-школьного образования ХМАО-Югры»;
- Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государствен-ных образовательных стандартов в ХМАО – Югре»;
- Устав МБОУ «СОШ № 2».
Рабочая программа подготовительной к школе группы № 7 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Группу посещают 23 ребенка : из них с I группой здоровья – один ребенок, со II группой здоро-вья 21, с III – 1. У 23 детей - основная физкультурная группа.
Основной состав группы, 18 семей (78%) - полные семьи, 5 семей (21%) - неполные семьи (с ма-мой). Уровень жизни семей удовлетворительный. В группе 10 мальчиков и 13девочек. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Вновь прибывшие дети органично «вли-лись» в детский коллектив. Дети активные, шумные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год. Программа может изменять-ся и дополняться.
Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы
Характеристика детей подготовительной к школе группы (7 лет)
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы. К семи годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Сформированы основные физические качества и потребность в двигатель-ной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятель-ности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, расска-зов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художе-ственные произведения, мир природы.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (догова-ривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками, в зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои дей-ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные обще-принятые нормы и правила поведения»
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребно-стями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностны-ми представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (про-блемы, адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым,гак и им самим; в зависимости от ситуации может пре-образовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, госу-дарстве, мире и природе"
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опре-деленному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семей-ных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельно-сти»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов дет-ской деятельности.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытира-ется, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).
Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональ-ном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
Образовательная область «Физическое развитие»
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
Можетпрыгатьнамягкоепокрытиесвысотыдо40см;мягкоприземляться, прыгать в длинусместанарас-стояниенеменее100см, с разбега—180см; в высоту с разбега—не менее 50см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
Может перебрасывать набивные мячи (вес1кг,бросать предметы в цель из разных исходных поло-жений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12м, метать предметы в движущуюся цель.
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.
Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
Следит за правильной осанкой.
Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3км,поднимается на горку и спуска-ется с нее, тормозит при спуске.
Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
Плаваетпроизвольнонарасстояние15м.
Развитие игровой деятельности
Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.
Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя мест для импрови-зации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.
В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимыми доброжелательным партнером.
Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформле-ние постановки.
В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде.
Ответственновыполняетобязанностидежурногопостоловой,вуголкеприроды. Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.
Можетпланироватьсвоютрудовуюдеятельность;отбиратьматериалы,необходимые для занятий, игр.
Формирование основ безопасности
Соблюдаетэлементарныеправилаорганизованногоповедениявдетскомсаду,поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора.
Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодей-ствия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением.
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Формирование элементарных математических представлений.
Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое мно-жество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (ча-стью);находит части целого множества и целое по известным частям.
Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
Называет числа в прямом (обратном) порядке до10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносит цифру (0-9)и количество предметов.
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и ариф-метическими знаками (+,—,-=).
Различает величины: длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и спосо-бы их измерения.
Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырех-угольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводит их сравнение.
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
Умеет определять временные отношения (день—неделя—месяц); время по часам с точностью до1 часа.
Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая едини-цу из следующего за ним в ряду.
Знает монеты достоинством 1,5,10 копеек;1,2,5 рублей.
Знает название текущего месяца, года; последовательность всех дней недели, времен года.
Ознакомление с социальным миром. Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающе-го мира.
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Знает герб, флаг, гимн России.
Называет главный город страны.
Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. Имеет представления о школе, библиотеке.
Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явле-ниями.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и об-разцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Приобщение к художественной литературе
Различает жанры литературных произведений.
Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3загадки.
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.
Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, деко-ративно-прикладное и народное искусство. Называет основные выразительные средства произведе-ний искусства
Рисование. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сю-жетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использует разные материалы и способы создания изображения.
Лепка. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сю-жетные композиции из 2-3 и более изображений. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и спо-собы вырезания и обрывания. Создает сюжетные и декоративные композиции.
Прикладное творчество. Умеет складывать бумагу прямоугольной, квадратной формы в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона. Создает предметы из полосок цветной бумаги, подбирает цвет при изготовлении игрушек, украшений.
Конструктивно-модельная деятельность. Соотносит конструкцию предмета с его назначением. Создает различные конструкции одного и того же объекта.
Создает модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку словесной инструкции.
Музыкальная деятельность
Узнает мелодию Государственного гимна РФ.
Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
Различаетчастимузыкальногопроизведения (вступление,заключение,запев,припев). Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, му-зыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружи-нящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Основные направления образовательной деятельности:
• Социализация, развитие общения, нравственное воспита-ние.
• Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
• Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспита-ние.
• Формирование основ безопасности.