Татьяна Тюрина
Рабочая программа практико-экспериментального кружка «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения, игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно даёт ребёнку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня.
Публикация «Рабочая программа практико-экспериментального кружка „Почемучки“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Новизна.
Новизна этой программы заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Тема кружка : «Опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Цели кружка :
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи кружка :
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Направление кружка : практико-экспериментальный.
Методы и приемы работы.
Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических игр;
Словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок;
Практические методы
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление уголка экспериментирования;
• постановка сказок, отрывков литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение неживой природы, связанное с практическими делами
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности; приборы (увеличительные стекла, магниты); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители); прочие материалы (зеркала, трубочки, мука, соль, сахар, сито, свечи, одноразовая посуда)
Центр «Воздух» : веревочки, губки, султанчики, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.
Подготовительный этап:
1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
2. Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.
Основной этап:
1. Планирование занятий на период с октября по май.
2. Приложения: ход эксперимента от 1 по 32 приложение.
3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
Взаимодействие с семьей.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.
Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
• Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
• Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
• Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
• Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
• Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
• Поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.
Освоение программного материала кружка «Почемучки» рассчитано на три квартала, для детей 3-4 года. Совместная деятельность руководителя и воспитанников организуется один раз в неделю, в группе и на участке дошкольного учреждения, продолжительностью одного занятия 15- 20 минут.
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться в мае по методикам Л. Н. Прохоровой «Маленький исследователь».
Ожидаемый результат.
1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Развитие наблюдательности, любознательности.
3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.
Тема
Совместное элементарное экспериментирование
(содержание) Выводы
(задачи и цели)
Октябрь
«Узнаем, какая вода»
(приложение№1)
Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).
«Тонет-не тонет, плавает»
(приложение№2)
Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень. Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).
«Легкий – тяжелый»
(приложение№3) Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»). Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
«Игры с соломинкой»
(Трубочка)
(приложение№4) Материал: трубочки, стаканы с водой Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
Ноябрь
«Бумага, ее качества и свойства»
(приложение№5)
Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой. Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.
«Вот какой песочек»
(приложение№6)
Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.
Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления;
Развитие мелкой моторики; Закрепить
знания детей о свойства и особенностях песка.
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
(приложение№7)
Материал: тазик воды, песок. Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка
«Сравнение песка и глины»
(приложение№8)
Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Декабрь
«Ветер»
(приложение№9) Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.
Цель: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
«Что в пакете?»
(приложение№10) Материал: Полиэтиленовые пакеты. Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
«Пластмасса, ее качества и свойства»
(приложение№11)
Материал: Пластмассовые стаканчики, вода, спички. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
«Волшебница - вода»
(приложение№12)
Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски (красная, зелёная, стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница Цель: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц
Январь
«Перо»
(приложение№13)
Материал: тазик с водой, пух.
Цели: Формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха.
«Дождик» (игры с водой)
(приложение№14) Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне. Цель: Закреплять свойства воды.
«Резина, его качества и свойства»
(приложение№15) Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
«Ткань, ее качества и свойства»
(приложение№16)
Материал: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Февраль
«Снег и его свойства!»
(приложение№17)
Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
«Хрустальные льдинки»
(приложение№18)
Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.
Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда. Цели: Познакомить со свойствами воды (замораживание). Развитие внимания, любознательности.
«Как воду превратить в лед»
(приложение№19)
Вода превращается в лед при низких температурах.
Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.
Материал: банка с водой Цель: познакомить со свойствами воды
«Снег – снежок»
(приложение№20)
Материал: снег, ведерки.
Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;
Развитие мелкой моторики;
Развитие логического мышления.
Март
«Кораблики»
(приложение№21)
Материал: тазик, бумага.
Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.
«Посадка лука»
(приложение№22)
Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц. Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
«Плавает-тонет»
(приложение№23)
Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон. Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы
«Волшебная водичка»
(приложение№24)
Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.
Цель: Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.
Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.
Апрель
«Камушки – какие они?»
(приложение№25)
Материал: Картинки с изображением камешков,
коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря. Цель: Развитие восприятия,
воображения;
Развитие речи (обогащение словарного запаса);
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие логического мышления.
«Здравствуй, солнечный зайчик»
(приложение№26)
Материал: зеркала. Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
«Забавы с водой и песком»
(приложение№27)
Материал:Игры с водой и песком.
Цель: Обобщить знания детей о воде и песке.
«Чудесные фигурки»
(приложение№28)
Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.
Цель: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.
Май
«Почему песок хорошо сыплется?»
(приложение№29)
Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
«Что в коробке»
(приложение№30)
Материал: Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).
«Надувание мыльных пузырей»
(приложение№31) Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды
«Летающие шарики»
(приложение№32)
Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)
Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.
Итоговое открытое занятие: (апрель)
Обследование детей
Планирование работы с родителями по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников»
Октябрь
Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»
Ноябрь
Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»
Декабрь
Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»
Консультация для родителей: «Играя, познаем»
Январь
Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Февраль
Консультация для родителей " Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» .
Март
Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
Апрель
Консультация для родителей "«Организация игр с песком и водой».
Май
Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Я решила взять тему экспериментирования с детьми младшего возраста для того, чтобы дать необходимые знания в более понятной форме для этого возраста, не дожидаясь очередного «почему». В процессе экспериментальной деятельности делая выводы это - стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности, связать результаты исследовательской работы, с практическим опытом детей, знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Понимая значение экспериментирования в детском саду, разработана программа кружка «Почемучки» для детей 2 младшей группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М. : ЦГЛ, 2004.– 192с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с предметным и социальным миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2015 (методическое пособие).
4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера,2011. – 128 с.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. –сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
8. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
9. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.