Диана Комиссарова
Рабочая программа кружка «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
«Мая малая Родина»
Срок реализации: 3 год
Возраст детей 4- 7 лет
Автор: Комиссарова Д. А.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка (Цели и задачи) 4
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.3 Возрастные особенности детей 4-7 лет 5
1.4 ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ 9
2. Содержательный раздел
Публикация «Рабочая программа кружка „Моя малая Родина“» размещена в разделах
2.1 Комплексно-тематический принцип построения и реализации Программы 15
3. Обязательная часть
3.1 Учебный план 20
3.2 Расписание кружковой работы 20
3.3 Материально - технологическое оснащения занятий 20
3.4 Используемая Литература 21
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условиях введения ФГОС ДО. Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры края, района, страны на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Цели. Формирование у детей нравственно – патриотических чувств. Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине.
Задачи:
Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о родном крае;
— знакомство детей с символами Ставропольского края (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за свой край;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа сформирована в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:
1. Принцип преемственности - обеспечивает подготовку детей к вступлению в школьную жизнь.
2. Принцип развития- направляет деятельность каждого участника в рамках программы на его всестороннее развитие.
3. Принцип гибкости и вариативности - даёт возможность вносить изменения в содержание программы.
4. Принцип открытости - позволяет стать участником программы любому желающему.
5. Принцип взаимодействия - обеспечивает тесное взаимодействие между участниками программы : детьми, педагогом, родителями.
6. Принцип региональности - предполагает обучение с учетом местных особенностей.
1.3 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази-тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространс-твенного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схема-тизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере-даваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы-полнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.4 ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данного кружка :
• Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;
• Историческое единство русского народа;
• Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 1 года
Сентябрь
1. «Из-за леса, из-за гор»
(Ривина Е. К. ст 34)
2. «Мы получили письмо»
(Ривина Е. К. ст 28)
3. «Я люблю свою семью»
(Ривина Е. К. ст 25)
4. Разучивание стихотворения «Дедушкина каша» (Хрестоматия Литвинова ст65)
Октябрь
1. Конструирование «Домик»
(Куцакова ст 47 № 1)
2. Рисование на тему «Портрет моей семьи» (Колдана ст 11)
3. «Детский сад – моя вторая семья» (Волчкова ст. 12 № 4)
4. «Мои друзья» (Волчкова ст 13 №5)
Ноябрь
1. Чтение и разучивание стихотворения Милославской В. Н. «В детсадике» (Хрестоматия ст 22)
2. «Флора и фауна Ставрополья» (https://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=16419)
3. «Животные Ставропольского края» (https://xn---8sbiecm6bhdx8i.xn.html)
4. «Растения Ставропольского края» (https://xn---8sbiecm6bhdx8i.xn.html)
Декабрь
1. «Жужжалка – игра на литературной основе. Насекомые». (хрестоматия Литвинова ст 116)
2. Разучивание стихотворения Шубной Л. Ф. «Лисичкина находка"». (Хрестоматия Литвинова ст 66)
3. Чтение сказки Усова М. В. «Сказка о белом лебеде» (Хрестоматия ст. 46)
4. Рисование «Лиса и колобок» (Колдина ст 17)
Январь
1. Знакомство с картой Ставропольского края.
2. «Мой край родной» (Литвинова Сборник № 1 ст 307)
3. Заучивание стихотворения Мирославская В. Н. «Белые снежинки». (Хрестоматия ст. 21)
4. Экскурсия в центральную библиотеку
Февраль
1. «Музыка и живопись украшают нашу жизнь». (Волчкова ст. 104 №8)
2. Изучение альбома «Художники Ставропольского края»
3. Знакомство с репродукцией Гречишкин Павел Моисеевич «Зимний лес».
4. Экскурсия к дому культуры.
Март
1. Знакомство с легендами Ставропольского края «Легенда о нарзане» (Литвинова сбор №1 ст 61(1)
2. Поэты Ставрополья Шубная Л. Ф (Хрестоматия Литвинова ст. 59).
3. Композиторы Ставропольского края Бордун А. В. «Дождик» (Хрестоматия Литвинова ст79).
4. Знакомство с Свято – Никольским храмом в селе Московском.
Апрель
1. Традиции россиян (Волчкова ст 50 №5)
2. Отгадайте-ка загадки (Волчкова ст 53 №6)
3. История появления казаков на Ставрополье (Хрестоматия Литвинова ст 122)
4. Казачьи сказки (Хрестоматия Литвинова ст. 138)
Май
1. День победы
2. Экскурсия по достопримечательности села Московского
3. Заучивание стихотворения Гонтарь Т. А. «Малина» (Хрестоматия Литвинова ст. 10)
4. Знакомство с казачьими играми (Хрестоматия Литвинова ст. 144)
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 2 года обучения
Сентябрь
1. Моя семья (Ривина ст 45)
2. Семейные традиции (Ривина ст 48)
3. Рисование «Моя семья» (Комарова ст. 28)
4. Аппликация из бумаги «Весёлые портреты» (Лыкова ст. 18 № 2)
Октябрь
1. Детский сад (Дыбина ст 15)
2. Рисование на тему «Моя любимая подвижная игра»
3. Лепка «Наши любимые игрушки» (Лукова ст 22 № 4)
4. Конструирование «Детский сад» (Куцакова ст. 67 № 8)
Ноябрь
1. Мой край родной (Литвинова сбор № 1 ст. 307)
2. Золотая осень Ставрополья (Литвинова сбор «1 ст. 320)
3. Чтение стихотворения Шевченко Г. А «Должна быть белка белкой». (Хрестоматия Литвинова ст 57).
4. Конструирование из бумаги и картона «Животные» (Куцакава ст. 74 № 25)
Декабрь
1. Заучивание стихотворения Шубная Л. Ф. (Улыбчивый ослик») (Хрестоматия Литвинова ст 61).
2. Рисование «Деревья в нашем парке» (Лыкова ст 32 № 9)
3. Чтение стихотворения Кашпурова И. В. «Зимний сонет» (Хрестоматия Литвинова ст 106)
4. Экскурсия в зимний лес.
Январь
1. Чтение рассказа Милославской В. Н. «Кормушка» (Хрестоматия Литвинова ст. 28)
2. Карта ставропольского края.
3. Прослушивание песни Бордун А. В. «Наша ёлочка гори».(Хрест. Лит ст 81)
4. Экскурсия в центральную библиотеку.
Январь
1. Творец Ставрополья (Литвинова сбор № 1 ст. 342).
2. Пейзажная живопись (Литвинова сбор № 1 ст. 354)
3. Декоративное рисование по картине «Птица стрикелисом». (Литвинова сбор № 1 ст. 357)
4. Морозные узоры ущелья рисование по картине художника А. М. Тишиной (Литвинова сбор № 1 ст 364)
Февраль
1. Что вы знаете о поэте А. А. Мосиенко. (Литвинова сб №1 ст. 207).
2. Путешествие в музей (Литвинова сбор № 2 ст 191).
3. Знакомство с творчеством Г. П. Пухальской «Бабушкинысказки». (Литвинова сбор № 2 ст. 205)
4. Легенды о Ставропольском крае (Литвинова сбор № 2 ст. 232)
Март
1. Сказки народов Кавказа (Хрестоматия Литвинова ст. 156)
2. Чтение из адыгского эпоса «Нарт Бадыноко и его отец» (Хрестоматия Лит. Ст 158).
3. Чтение грузинкой сказки «Мельник и царь» (Хрестоматия Литвинова ст. 170)
4. Экскурсия в Свято - Никольский храм
Апрель
1. История появления казаков на Ставрополье (Хрестоматия Литвинова ст 122)
2. Казачьи сказки (Хрестоматия Литвинова ст. 138)
3. Знакомство с пословицами, поговорками и считалками.
4. Казачьи игра (Хрестоматия Литв. Ст. 144)
Май.
1. День Победы
2. Экскурсия к памятнику погибшим солдатам.
3. Города – курорты. (Литвинова сбор ст. 181)
4. Экскурсия по селу.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3 года обучения
Сентябрь
1. Дружная семья (Дыбина ст 10)
2. Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком по улице». (Комарова ст. 50)
3. Родословная – старинная русская традиция. (Ривина ст. 48)
4. Досуг «Семейны традиции» (Ривина ст 48)
Октябрь
1. Образ моей семьи рисование (Ривина ст. 53)Аппликация «Моя родословная – образ моей семьи» (Ривина ст. 54)
2. Как хорошо у нас в саду (Дыбина ст. 13 № 4).
3. Конструирование из строительного материала «Здания»(Куцакова ст. 96 №1)
4. Рисование «Наша любимая подвижная игра «Кошки – мышки» (Комарова ст. 62 №30)
Ноябрь
1. С его начинается Родина (Литвинов сбор №1 ст. 324).
2. Осень в ущелье (Литвинова сбор № 1 ст. 354)
3. Декоративное рисование осенние цветы (Литвинова сбор № 1 ст. 359).
4. Экологическая тропа по Таманском лесу (Литвинова сбор. №1 ст. 367)
Декабрь
1. Экологическая тропа по территории детского сада.
2. Рисование «Зимнего пейзажа» (Комарова ст. 70 №40)
3. Достопримечательность кавказких минеральных вод – терский конный завод. (Литвинова сбор № 2 ст 31)
4. История образования города Ставрополя (https://etokavkaz.ru/istorija_kavkaza/stavropolja)
Январь
1. Заучивание стихотворения Хмелёвой Н. В. «Родина». (Хрестоматия Литвинова ст. 54)
2. Геральдика Ставропольского края (https://geraldika.ru/symbols/456).
3. Знакомство с творчеством писателя Г. К. Баева (Литвина сбор № 1 ст. 341)
4. Творец Ставрополья (Литвинова ст. 342)
Февраль
1. Уголок родного города (Литвинова ст. 360)
2. Декоративно – иллюстративное рисование по картине «Сатаней – дочь солнца и луны» (Литвинова сбор №1 ст. 362)
3. Музей Кавказских Минеральных вод (Литвинова сбор № 1ст. 310)
4. Чтение стихотворения Г. Пухальская «Прогулка по городу Ставрополю» (Литвинова ст. 266)
Февраль
1. Чтение рассказа Г. Пухальская «Прощенное воскресенье» (Литвинова ст. 264)
2. Главный музей Пятигорска- домик М. Ю. Лермонтова (Литвинова сбор № 2ст. 195)
3. Кисловодск – курортный парк (Литвинова ст 184)
4. Экскурсия в музей в селе Московском.
Март
1. Чтение легенды Кавказа «Легенда о Есендуках» (Литвинова ст. 235)
2. Чтение легенды Кавказа «Рождение Кавказа» (Литвинова сбор № 2 ст. 144)
3. Экскурсия в школу села Московского.
4. Устное народное творчество.
Апрель
1. Знакомство с казачьими обычаями (Хрестоматия Литвинова ст 124)
2. Знакомство с казачьи примета (хрестоматия Литвинова ст. 136)
3. Чтение казачьи сказки «Лихо одноглазое» (Хрестоматия Литвинова ст 139)
4. Чтение легенды о Нарзане (Хрестоматия Литвинова ст. 147)
Май
1. День победы тематический праздник
2. Экскурсия к памятнику павшим солдатам.
3. Чтение стихотворения Шубной Л. Ф. «Вот она, значит, какая, война…» (Хрестоматия Литвинова ст. 62)
4. Чтение стихотворения Мизерной Евгении «По дороге в Храм» (Хрестоматия Литвинова ст 98).
II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Учебный план дополнительного образования
Группа
Название кружка
Количество занятий В неделю
В год
Кружок «Юный инспектор дорожного движения!» 1 36
3.2. Расписание кружковой работы
Дни недели
Кружок
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Кружок «» 15:50-16.20
3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
Материалы и инструменты:
• акварель, гуашь, простой карандаш, цветные карандаши, ластик, фломастеры;
• различные виды бумаги, мольберт, альбом;
• строительный материал
• клей ПВА, клей «Момент», скотч
Информационно-методическое оснащение и дидактические материалы:
• методические материалы;
• наглядные пособия;
• ;
• фотоиллюстрация с изображением главных досторимечательностями родного края, города, села, улиц, парков, музеев;
• Магнитная доска;
• магнитофон;
• Флаг и герб Ставропольского края;
• Карта Ставропольского края и города Ставрополя;
• Презентации;
• Иллюстраций картин художников Ставропольского края и их портреты.
3.4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Литвинова Р. М. Региональный культура Ставрополья: художники, писатели и композиторы. – Ставрополь: Литера 2010. – Сборник 1. – 380 с.
2. Литвинова Р. М. Региональный культура Ставрополья: художники, писатели и композиторы. – Ставрополь: Литера 2010. – Сборник 2. – 248 с.
3. Литвинова Р. М. Хрестоматия для дошкольного возраста Ставропольского края (стихи, рассказы, легенды, сказки, казачьи игры, песни). – Ставрополь:. – 2015. – 208 с.
4. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2- 7 лет. – М. : Мозайка – Синтез, 208.-128 с.
5. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.- 80 с.