Елена Чаус
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа подготовительной к школе группы №17 компенсирующей направленности разработана в соответствии с ООП МДОУ №12 на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. № 2/15) и с учетом образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2017 г.)
Публикация «Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
• Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Типовое положение о МДОУ
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав МДОУ
• ФГОС ДО
1.1. Цель программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
1.2. Задачи программы
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;
• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• Вариативность использования образовательного материала;
• Уважительное отношение к результатам детского творчества;
• Единство подходов к воспитанию детей в условиях МДОУ и семьи;
• Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа базируется на следующих принципах:
• принцип развивающего образования;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Основой организации образовательного процесса является единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
1.4. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
Дети подготовительной к школе группы в сюжетно-ролевых играх начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
Игровые действия становятся более сложными, игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков.
Дети осваивают конструирование из строительного материала.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ОНР
Для детей 6-7 лет (с ОНР) характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичными является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложения может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных членов предложения. Частым нарушением связной речи являются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, часть детей испытывает трудности в обобщении групп предметов, выделении лишнего предмета из группы, подборе глаголов-действий и признаков предметов. Дети испытывают трудности при выражении антонимических отношений абстрактных слов (умный – неумный, глупый, продавец – не продавец, покупатель). Недостаточный уровень сформированности лексических средств особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматической речи у детей часто отмечаются ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, имеют место нарушения в согласовании числительных с существительными.
Дети не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но у них наблюдается недостаточно четкая артикуляция некоторых звуков, нечеткая дифференциация их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети не всегда могут определить первый и последний согласный в слове, гласный звук в середине и в конце слова, не всегда могут правильно определить наличие и позицию звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не всегда могут выполнить. Испытывают трудности при составлении слов из последовательно названных звуков и в определении количества звуков в слове. Часть детей затрудняются в определении количества слогов в слове.
У детей наблюдается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающее впечатление общей смазанности речи, смешение звуков.
2. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Педагогическая диагностика
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, что проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития.
II. Содержательный раздел
1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей группы №17
Содержание психолого-педагогической работы дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей (в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основные цели и задачи
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения.
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры).
Ребенок в семье и сообществе.
Формирование позитивных установок к труду и творчеству.
Формирование основ безопасности.
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные цели и задачи
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с социальным миром.
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми
Образовательная область «Речевое развитие»
Основные цели и задачи
Развитие речи.
Приобщение к художественной литературе.
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основные цели и задачи
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность.
Конструктивно-модельная деятельность.
Музыкальная деятельность.
Развитие игровой деятельности (театрализованные игры).
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Физическая культура
2. Региональный компонент перспективного планирования (парциальные программы)
Используются парциальные программы :
• Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников;
• Н. В. Рычажкова и др. Родной город. Программа патриотического воспитания дошкольников.
3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности;
• развитие детских способностей (в свободной игровой, познавательной, проектной и др. деятельности);
• создание условий для самовыражения средствами искусства;
• создание условий для физического развития.
3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников группы №17
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе, городе, области;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
• взаимопознание и взаимоинформирование;
• непрерывное образование воспитывающих взрослых;
• совместная деятельность педагогов, родителей, детей;
• пособия для занятий с ребенком дома.
4. Коррекционная работа
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности, во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основной жизненной позицией общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Принципы построения образовательного процесса:
• принцип индивидуального подхода;
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
• принцип социального взаимодействия;
• принцип междисциплинарного подхода;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей;
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т. е. с разными образовательными потребностями.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
4.1. Система коррекционно-развивающей работы
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
Основными задачами этих занятий являются:
1. Овладение фонетической системой языка.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие анализа и синтеза звукового состава речи.
4. Усвоение некоторых элементов грамоты и графомоторных навыков.
5. Расширение лексического запаса.
6. Воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.
7. Полноценная интеграция дошкольников с ОНР в среду нормально развивающихся сверстников.
Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.
Речевое развитие осуществляется по следующим направлениям :
I. Смысловая сторона речи:
Развитие словаря
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Развитие связной речи и речевого общения
II. Звуковая сторона речи:
Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза
III. Обучение элементам грамоты
IV. Развитие высших психических функций
V. Развитие общей и мелкой моторики
Длительность коррекционного периода для детей третьего уровня ОНР составляет 2 года.
III. Организационный раздел
1. Распорядок дня детей подготовительной к школе
группы №17 компенсирующей направленности ОНР
Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Распорядок дня в детском саду организуется с учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
Распорядок дня соответствует возрастным особенностям детей подготовительной к школе группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5-6 часов.
Группа функционирует в режиме 10-ти часового рабочего дня при 5-ти дневной рабочей неделе.
Распорядок дня подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ОНР №17 на 2019-2020 учебный год
Режимные моменты Время
Приход детей в МДОУ, свободная игра, самостоятельная деятельность 7.00-7.30
Прием детей на улице 7.30-8.20
Утренняя гимнастика 8.30-8.40
Подготовка к завтраку, самостоятельная деятельность детей 8.25-8.35
Завтрак 8.40-8.55
Игры, самостоятельная деятельность детей 8.55-9.00
Организованная образовательная деятельность, занятия со специалистами 9.00-10.50
Второй завтрак 10.00-10.10
Подготовка к прогулке 11.00-11.10
Прогулка 11.20-12.30
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.35-12.45
Подготовка к обеду 12.35-12.50
Обед 12.50-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00-15.25
Полдник 15.35-15.50
Игры, самостоятельная деятельность, дополнительные платные услуги, дополнительная образовательная деятельность, чтение художественной литературы 15.50-16.20
Подготовка к прогулке 16.20-16.40
Прогулка 16.40-17.30
Самостоятельная деятельность, уход домой 17.30
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Базовый вид деятельности Периодичность
Физическая культура в помещении 2 раза в неделю
Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю
Познавательное развитие 4 раза в неделю
Развитие речи 6 раз в неделю
Рисование 2 раза в неделю
Лепка 1 раз в 2 недели
Аппликация 1 раз в 2 недели
Музыка 2 раза в неделю
Итого: 14 занятий в неделю
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Базовый вид деятельности Периодичность
Чтение художественной литературы Ежедневно
Познавательно-исследовательская деятельность Ежедневно
Конструктивно-модельная деятельность
*проводится вместо занятия по физ. культуре (на улице) 1 раз в неделю
Игровая деятельность (обогащенная игра) Ежедневно
Развивающее общение при проведении режимных моментов Ежедневно
Приобщение к доступной трудовой деятельности Ежедневно
Развивающее общение на прогулке Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Базовый вид деятельности Периодичность
Самостоятельная игра в группе Ежедневно
Самостоятельная игра на участке детского сада Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Ежедневно
Оздоровительная работа
Базовый вид деятельности Периодичность
Утренняя гимнастика (по желанию детей) Ежедневно
Комплексы закаливающих процедур Ежедневно
Гигиенические процедуры Ежедневно
2. Культурно-досуговая деятельность
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.
Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры, спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций).
Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
Праздники. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможности для проведения опытов с различными материалами, для наблюдений за растениями, животными, окружающей природой.
Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические игры.
Формировать умение планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность.
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др.
Содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребенка.
3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО) :
Развивающая предметно-пространственная среда группы №17 :
- содержательно-насыщенная, развивающая;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная;
- здоровьесберегающая;
- эстетически привлекательная.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Организация самостоятельно определяет средства обучения; соответствующие материалы; игровое, спортивное, оздоровительное оборудование: инвентарь, необходимые для реализации программы.