Елена Шалимова
Рабочая программа для учащегося 1 класса с УО по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучения на дому
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Речь и альтернативная коммуникация
учащейся 1 класса
(надомное обучение)
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе
Публикация «Рабочая программа для учащегося 1 класса с УО по учебному предмету „Речь и альтернативная коммуникация“ для обучения на дому» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант II) на 2018-2020г. г.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения затрудняют формирование экспрессивных
движений (мимика, указательные жесты и др., работу артикуляционного аппарата, ребёнок с трудом произносит отдельные звуки и слоги или не всегда может их произносить. У ребёнка, имеющего нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. Также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У ребёнка с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует.
В связи с этим, обучение ребёнка речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка,
подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.
Ребенку, не владеющему устной (звучащей) речью, подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест.
К альтернативным средствам коммуникации относятся : взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно- белая картинка, электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по
развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать
обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на
формирование умения употреблять в ходе общения звуки. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.
2. Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
В процессе урока используются различные виды деятельности: игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, игра, которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи ребёнка.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с 1 по 9 год обучения. В 1 классе (домашнее обучение) на предмет отводится 2 часа в неделю.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования-введения обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения РП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающейся, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочей программой планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающейся, воспитанницы с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению коррекционного курса.
Личностные результаты:
-осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определнному полу, как «Я»);
-социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
-владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
-владение правилами поведения в учебной ситуации;
-уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
-владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
-владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
Предметные результаты :
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания
окружающего мира и личного опыта ребенка.
-понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографи;
-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации : жестами, взглядами.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
-умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения : использование жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
5. Содержание учебного предмета
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком. Привлечение к себе внимания звуком. Прощание с собеседником звуком.
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия (несогласия, приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия, приветствие (прощание) с использованием жеста.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, сестра). Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (животные, овощи, фрукты).
Экспрессивная речь
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
6. Тематическое планирование
№ п\п Название темы Кол-во часов Содержание, виды деятельности
1 Обследование 4
Коммуникация 68
Коммуникация с использованием вербальных средств.
2 Установление зрительного контакта с собеседником. 2 фиксация взгляда на лице собеседника, умение смотреть в лицо собеседнику
3 Реагирование на собственное имя. 3 восприятие речевого обращения к себе, реагирование на собственное имя
4 Приветствие собеседника звуком. 3 приветствие собеседника с помощью звука
5 Привлечение к себе внимания звуком. 3 привлечение внимания с помощью звука, например: звонок колокольчика – идти гулять, писк резиновой игрушки – играть и др.
6 Прощание с собеседником звуком. 3 прощание с собеседником с помощью звука
Коммуникация с использованием невербальных средств.
7
Привлечение к себе
внимания звучащим
предметом.
3
привлечение внимания с помощью звука, например: звонок колокольчика – идти гулять, писк резиновой игрушки – играть и др
8 Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. 4 указание взглядом на объект при выражении своих желаний
9 Приветствие (прощание) с использованием мимики. 3 приветствие (прощание) с использованием мимики
10 Выражение жестом согласия (несогласия). 4 выражение жестом согласия (несогласия);
согласие - кивок головы; несогласие - движения головы из стороны в сторону
11 Приветствие (прощание)
с использованием жеста. 5 приветствие (прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста, например приветствие – помахать рукой, протянуть руку и др.
Импрессивная речь.
12 Понимание простых слов: «мама». 4 соотнесение слов с изображением на фотографии
13 Понимание простых слов: «сестра». 4 соотнесение слов с изображением на фотографии
14 Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов. 5 узнавание и различение членов семьи, указание на одного из них взглядом, просмотр видео
15 Понимание слов, обозначающих предмет : животные. 4 просмотр видеоролика о животных
16 Понимание слов, обозначающих предмет : овощи. 4 рассматривание картинок, выбор овощей
17 Понимание слов, обозначающих предмет : фрукты. 4 рассматривание картинок, выбор фруктов
Экспрессивная речь
18
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
6
повторение звуков за педагогом, подражание голосам животных, произнесение самостоятельных звуковых комплексов
Итого:
68
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Учебно- методическое обеспечение:
1. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2011. - № 3.
2. Баряева Л. Б., Зарин А., Агапова Г. И. и др. Игра и игрокоррекция // Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2013.
4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для вузов. – М., 2011.
5. Коррекционно-развивающее обучение. Сборник методических материалов. – Ул., 2011.
6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2012.
7. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М, 2013.
8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) // Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 2011.
2. Технические средства:
-электронные устройства для альтернативной коммуникации : записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
3. Учебно-практическое оборудование :
-графические средства для альтернативной коммуникации : карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
-мячики – ежики, мячи «Су – Джок», зонды для логопедического массажа;
-аудио и видеоматериалы.