Ирина Насырова
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2) разработана на основании следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
Публикация «Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7,2)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературная деятельность
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 18.12.2012г. №1060
3. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУС (К)ОШ «Надежда», утвержденная приказом № 94 а от31.08.2015
Программа ориентирована на использование учебника Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. ] – М. : Просвещение, 2014.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс обеспечивает доступность обучения учащегося с ЗПР.
Общая характеристика предмета
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле; уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение», в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУС (К)ОШ «Надежда» на 2018/2019 учебный год по литературному чтению определен объем учебной нагрузки учащихся- 5 часов в неделю, всего за год- 170 часов.
На изучение литературного чтения по программе, с учетом плана индивидуального обучения на дому, во 2 классе отведено 2 часа в неделю, за год- 68 часов. При составлении календарно-тематического планирования учтено расписание уроков, выходные, праздничные дни согласно годовому календарному учебному графику МБОУС (К) «Надежда». Количество часов, составляющее разницу, предусмотрено при планировании за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств информатизации и средств дистанционного обучения (Приложение).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Учащийся получит возможность овладеть:
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др., умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами:
владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста- не меньше 50 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно, определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя);
передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;
составлять план к прочитанному (с помощью учителя);
ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов;
рассказывать-импровизировать на заданную тему;
отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины;
развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений;
приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием;
познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями).
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии курса (разделы, структура) :
Аудирование (слушание)
Чтение :
• Чтение вслух
Работа с разными видами текста
Библиографическая культура
Работа с текстом художественного произведения
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
• Говорение (культура речевого общения)
• Круг детского чтения
• Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
• Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Содержание курса:
1. Самое великое чудо на свете
2. Устное народное творчество
3. Люблю природу русскую. Осень
4. Русские писатели
5. О братьях наших меньших
6. Из детских журналов
7. Люблю природу русскую. Зима
8. Писатели детям
9. Я и мои друзья
10. Люблю природу русскую. Весна
11. И в шутку и всерьёз
12. Литература зарубежных стран
Учебно-тематический план
№ п/п Содержание. Разделы Кол-во
часов Виды контроля
1 Самое великое чудо на свете 2 Проверка навыков чтения №1 : Чтение вслух.
2 Устное народное творчество 4
3 Люблю природу русскую. Осень 4
4 Русские писатели 8
5 О братьях наших меньших 4
6 Из детских журналов 4
7 Люблю природу русскую. Зима 8 Проверка навыков чтения №2 : Чтение вслух.
8 Писатели детям 8
9 Я и мои друзья 6
10 Люблю природу русскую. Весна 6
11 И в шутку и всерьёз 8
12 Литература зарубежных стран 3
13 Повторение 3 Проверка навыков чтения №3 : Чтение вслух.
Итого: 68
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Дата Разделы.
Тема урока. Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся УУД
план факт
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ– 2ч
1-2
04.09.
06.09. Книги, прочитанные летом.
Книга–великое чудо.
Р. Сеф
«Читателю».
Проверка навыков чтения№1 :
Чтение вслух. Комби-нированный урок. Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером ("Почему автор так назвал своё произведение?") Ориентироваться в учебной книге.
Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного. Характеризовать книгу:
Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО- 4ч
3-4
11.09.
13.09.
Вн. чтение №1 Малые фольклорные жанры.
Русские народные песни, потешки и прибаутки.
Скороговорки, приговорки, считалки и небылицы. Народная мудрость в загадках и пословицах.
Загадки. Пословицы и поговорки. Комби-нированный урок. Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером ("Почему автор так назвал своё произведение?")
Жанровое разнообразие произведений для чтения : малые формы (пословицы и поговорки, загадки). Понимание содержания литературного произведения. Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора. Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений. Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию; оценивать свои эмоциональные реакции.
5-6
18.09.
20.09.
Русские народные сказки. Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт». «Петушок и бобовое зернышко». Бытовые русские народные сказки. «У страха глаза велики». Сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Нравоучительный характер сказки «Лиса и журавль». Нравоучительный характер русской народной сказки. «Каша из топора». Победа добра над злом. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Комби-нированный урок. Тема заботы об окружающих в сказках. Слушание фольклорных произведений; осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Жанровое разнообразие произведений: сказки (бытовые). Определение фрагмента для чтения по ролям. Чтение по ролям. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям.
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ- 4ч
7-8
25.09.
27.09.
Вн. чтение №2
Образ осени в стихах русских поэтов. Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Стихи русских поэтов об осени. К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила», А. Фет «Ласточки пропали». Урок изуче-ния нового материала. Произведения классиков отечественной литературы. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно). Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием. Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции Декламировать стихотворение.
9-10
02.10.
04.10.
Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой. Познавательный характер произведений. В. Д. Берестов «Хитрые грибы».
Поэтический образ осени в рассказах М. М. Пришвина. М. М. Пришвин «Осеннее утро». Комби-нированный урок. Жанр произведений: стихотворение. Стихотворная речь. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Чтение с выделением смысловых пауз, интонации. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно). Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Познакомить со средствами художественной выразительности.
Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп. Декламировать стихотворение. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ- 8ч
11-12
09.10.
11.10.
Вн. чтение № 3
Произведения А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…». Стихи А. С. Пушкина. Поэтическое изображение зимы. А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Комби-нированный урок. Произведения классиков отечественной литературы 19в : А. С. Пушкин. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Литературная (авторская) сказка. Слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Рассказывать-импровизировать на заданную тему. Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему).
13-14
16.10.
18.10.
Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок изуче-ния нового материала. Литературная (авторская) сказка. Восприятие громкого чтения. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно, определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя). Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
15-16
23.10.
25.10.
Вн. чтение № 4
Произведения И. А. Крылова.
Мораль в баснях И. А. Крылова.
И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и муравей». Комби-нированный урок. Жанровое разнообразие произведений: басня. Произведения классиков отечественной литературы 19в : И. А. Крылов. Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами.
Понимать содержание прочитанного произведения, определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Инсценировать художественное произведение (его части) : читать по ролям. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).
17-18
06.11.
08.11.
Произведения Л. Н. Толстого.
Нравоучительный характер произведения.
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Котенок», «Филиппок». Комби-нированный урок. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Уточнение темы текста ( на основе содержания произведения: о взаимоотно-шениях взрослых и детей). Обсуждение главной мысли произведения (коллективно с помощью учителя, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами.
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно, определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя). Передавать содержание прочитанного в виде выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций. Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты). Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать произведения разных жанров. Пересказывать текст художественного произведения: выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему).
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ- 4ч
19-20
13.11.
15.11.
Вн. чтение № 5
Стихи о животных
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре»,
И. Пивоварова «Жила-была собака».
В. Берестов «Кошкин щенок». Комби-нированный урок. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Герои произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев. Ориентироваться в учебной книге. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем). Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему).
21-22 20.11.
22.11.
Рассказы о животных
М. М. Пришвин «Ребята и утята».
Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» Б. С. Житков «Храбрый утёнок». В. В. Бианки «Музыкант», «Сова». Комби-нированный урок. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя. Уточнение темы текста ( на основе содержания произведения: о взаимоотно-шениях взрослых и детей). Обсуждение главной мысли произведения Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Составление плана текста.
Пересказ фрагмента текста. Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами. Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно, определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя). Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя). Конструировать монологическое высказывание на заданную тему).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014
2. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе.
В 2 ч. /[ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. ].- М. : Просвещение, 2014.
Печатные пособия
1. Словари по русскому языку.
2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и цифровой форме)
3. Детские книги разных типов из круга детского чтения
4. Портреты поэтов и писателей
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
3. Слайды (диапозитивы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : https://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : https://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : https://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : https://nsc.1september.ru/urok
Игры
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.