Бронзова Елена
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 2 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;
Публикация «Рабочая программа по учебному предмету „Русский язык“ 2 класс» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) МКОУ «Школа №142»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы. / А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др. / - М. : Просвещение, 2013;
Учебным планом МКОУ «Школа №142».
Цель: овладение элементарными знаниями по грамматике; формирование навыка письменной и устной речи.
Задачи:
• уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
• формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
• обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
• знакомство детей со связанной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
• развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
• формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Сроки реализации Программы : 1год. Режим занятий 3 часа.
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты:
• осознание языка как основного средства человеческого общения;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
• бережное отношение к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;
• готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски;
• умение работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр;
Предметные результаты освоения учебного предмета :
Минимальный уровень:
• различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
• деление слов на слоги для переноса;
• списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
• запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
• обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной дифференциации и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
• составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
• выделение из текста предложений на заданную тему;
• участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
• различение звуков и букв;
• характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
• списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
• запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
• дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
• составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
• деление текста на предложения;
• выделение темы текста (о чём идет речь, выбор одного заголовка из нескольких, подходящих по смыслу;
• самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Виды контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся:
текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся: индивидуальный, групповой, фронтальный, устный, письменный.
Письменные проверочные, самостоятельные работы, устный опрос
Контрольная работа (диктант или списывание с грамматическим заданием)
Содержание учебного предмета :
Повторение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове.
Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы.
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём».
Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов – «родственников».
Слова из словаря: береза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов).
Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме.
Четкое произношение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Сравнение слов, отличающихся одним словом, количеством звуков, их расположением. Наглядное объяснение значения слова.
Ударение в двухсложных слова. Знак ударения. Гласные ударные и безударные. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова.
Слог. Деление слов на слоги. Составление слов из данных слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос слова.
Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги.
Слова со звуками [л] и [р]. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с четким звуко-слоговым проговариванием.
Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Условное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звукобуквенный анализ слов. Сочетание согласных с шипящими. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при письме.
Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и,е,ё,ю,я, твердости согласных – буквами а,о,у,ы.
Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными на конце слова. Объяснение написания орфограммы. Перенос слов с мягким знаком.
Слово.
Названия предметов.
Предмет и его название. Их различение. Название предметов, отвечающих на вопрос что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по назначению и по форме предметов. Обозначение словом группы видовых предметов. Вопросы что? или кто? К группе предметов и к их обобщающему названию. Название одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета. Составление пар слов с ласкательными и уменьшительным значением. Выделение названия предмета из предложения.
Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Названия действий.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Названия действий по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению. Различение названий предметов и названий действий по вопросам.
Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? кто что делают? Подбор к названию предмета нескольких названий действий.
Предлоги.
Предлог в, из, на, у, с как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве.
Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (с ударными окончаниями) в зависимости от предлога.
Предложение.
Составление предложений по предметной, по сюжетной картинке, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чем мы хотим сказать).
Выделение предложения из речи или текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Деление текста на предложения. Основные признаки предложения : законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.
Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение обучащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение.
Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё.
Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения.
Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам.
Предложения, разные по интонации: повествовательные, вопросительные восклицательные. Знаки препинания в конце предложения.
Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос.
Повторение.
Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слов. Большая буква в именах собственных. Предлог. Предложение.
Письмо и чистописание.
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений.
Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.
Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.
Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Контрольное списывание.
Письмо по памяти.
Словарные (картинные, предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты.
Связная письменная речь.
Последовательное расположение дву-трех предложений на основе серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Коллективный выбор заголовка из данных учителем. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Использование данных тестовых синонимов для названия действующего лица.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Различение рассказа и набора предложений. Определение того, о ком или о чем рассказ. Коллективный подбор заголовка к рассказу.
Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Коллективная запись текста после его анализа. Определение темы текста. Подбор заголовка.
Коллективное составление конца рассказа с последующей записью текста.
Учебно-методический комплекс.
1. Русский язык. 2класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2частях/ Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018
2. Русский язык. Методические рекомендации 2-4 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 2017.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. Подготовительный. 1-4 классы - М. :«Просвещение», 2011год.
4. Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. - М. : Просвещение, 1991.
5. А. К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.