Ирина Насырова
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7.2)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащегося с ЗПР (вариант 7.2) разработана на основании следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
Публикация «Рабочая программа по русскому языку для 2 класса индивидуального обучения на дому учащейся с ЗПР (вариант 7,2)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 18.12.2012г. №1060
3. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. ]. — М. : Просвещение, 2014.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУС (К)ОШ «Надежда», утвержденная приказом № 94 а от31.08.2015
Программа ориентирована на использование учебника Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. –М. : Просвещение, 2014.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Курс обеспечивает доступность обучения учащегося с ЗПР.
Общая характеристика предмета
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУС (К)ОШ «Надежда» на 2018/2019 учебный год по русскому языку определен объем учебной нагрузки учащихся- 5 часов в неделю, всего за год- 170 часов.
На изучение русского языка по программе, с учетом плана индивидуального обучения на дому, во 2 классе отведено 2 часа в неделю, за год- 68 часов. При составлении календарно-тематического планирования учтено расписание уроков, выходные, праздничные дни согласно годовому календарному учебному графику МБОУС (К) «Надежда». Количество часов, составляющее разницу, предусмотрено при планировании за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств информатизации и средств дистанционного обучения (Приложение).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Обучаемый с ЗПР, получит возможность научиться:
Знать/ понимать:
- предложение как единицу речи;
- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания, по интонации;
- оформление предложений в устной и письменной речи;
- признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;
- роль разделительного мягкого знака;
- употребление прописной буквы в именах собственных.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии курса:
• система языка (основы лингвистических знаний) : фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика, грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Учебно-тематический план
№ п/п СОДЕРЖАНИЕ Кол-во
часов Виды контроля
1 Наша речь 1
2 Текст 1
3 Предложение 4 Р. р. №1, Провер. раб. №1
4 Слова, слова, слова 9 Р. р. №2, Контр. слов. диктант №1, Контр. раб. №1
5 Звуки и буквы 20 Р. р. №3-5, Контр. слов. диктант №2, Контр. раб. №2, Контр. списыв. №1, Провер. раб. №2
6 Части речи 24 Р. р. №6-8, Контр. слов. диктант №3-4, Контр. раб. №3-4, Контр. списыв. №2, Провер. раб. №3-4
7 Повторение 9 Р. р. №9
Итого 68
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока Страницы
учебника.
Домашнее задание.
Содержание урока
Характеристика деятельности учащихся
план факт
Наша речь – 1 час.
1
04.09.
Виды речи. 3 – 9
упр. 2 (с. 6)
вспомнить и записать слова приветствия Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка, как государственного языка. Виды речевой деятельности. Речь устная и письменная. Требования к речи. Рассуждать о значении речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.
Анализировать речь людей.
Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее.
Различать устную и письменную речь.
Диалог и монолог. 10 – 14
упр. 11
(с. 14) Речь диалогическая и монологическая.
Слова с непроверяемым написанием:
здравствуй, прощай. Отличать диалогическую речь от монологической.
Использовать в речи диалог и монолог.
Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости.
Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог.
Составлять по рисунку диалог и монолог.
Оценивать результаты выполненного задания.
Текст – 1 час.
2
06.09.
Текст. Тема и главная мысль текста. 15 – 19
упр. 14
(с. 18) Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Отличать текст от других записей по его признакам.
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
Части текста. 20
выучить правило с. 20, задание на карточке Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Воспроизведение прочитанного текста.
Слова с непроверяемым написанием:
сентябрь. Составлять текст по заданной теме.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной задачей.
Предложение – 4 часа.
3
11.09.
Предложение. 24 – 25
упр. 23
(с. 25)
задание 3 Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.
Знаки препинания конца предложения. Писать под диктовку учителя.
Проверять написанный текст.
Применять правила правописания.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов.
Предложение. Как из слов составить предложение?
Развитие речи №1.
Составление предложений по рисунку. 26 – 27
упр. 28
(с. 27)
ответить на вопросы письменно Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии).
Логическое ударение в предложении.
Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения.
Составлять ответы на вопросы.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
4
13.09.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. 27 – 31
упр. 32
(с. 30)
выучить правило Главные члены предложения (основа).
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Находить главные члены предложения. Обозначать графически грамматическую основу.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. 32 – 34
упр. 36
(с. 33)
выучить правило Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.
Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.
5 18.09. Распространенное и нераспространенное предложение. Связь слов в предложении. 35 – 38
упр. 42, 46
(с. 36, 39)
Распространенное и нераспространенное предложение. Связь слов в предложении.
Различать распространенное и нераспространенное предложение.
Составлять распространенные и нераспространенные предложения.
Распространять нераспространенные предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов.
6
20.09.
Проверочная работа №1 Писать под диктовку учителя.
Проверять написанный текст.
Применять правила правописания.
Слова, слова, слова – 9 часов.
7
25.09.
Слово и его лексическое значение. 41 – 46
упр. 52, 57
(с. 44, 46) Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Определять значение слова по толковому словарю.
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в тексте незнакомые слова.
Классифицировать слова по тематическим группам.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
47 – 51
упр. 61, 65
(с. 49, 51) Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Слова с непроверяемым написанием:
лопата (лопатка). Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.
8
27.09.
Синонимы и антонимы. Контрольный словарный диктант №1 52 – 54
54 – 57
упр. 74
(с. 56)
карточка Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.
Работа со словарями синонимов и антонимов. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.
Подбирать к слову синонимы, антонимы.
Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.
Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.
9
02.10.
Развитие речи №2.
Обучение написанию изложения. Излагать письменно содержание повествовательного текста. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
10
04.10.
Родственные слова. 58 – 60
упр. 79, 83
(с. 59, 60) Родственные слова. Корень слова (первое представление). Различие родственных слов и синонимов, родственных слов с омонимичными корнями. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с различными корнями.
11
09.10.
Корень слова.
Однокоренные слова. 61 – 64
упр. 88, 92
(с. 62, 64) Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
Работать со словарем однокоренных слов учебника.
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.
12
11.10.
Слог. 65 – 67
упр. 98
(с. 67) Слог как минимальная произносительная единица.
Слогообразующая роль гласных звуков. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
13
16.10.
Ударение. Ударный слог. 67 – 70
упр. 104
(с. 69)
карточка Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.
Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарем. Определять ударение в слове.
Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения.
Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.
Работать с орфоэпическим словарем.
Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.
14
18.10.
Перенос слов по слогам. 71 – 73
упр. 111
(с. 72)
карточка Правила переноса части слова с одной строки на другую.
Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе содержания текстов учебника). Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.
Переносить слова по слогам.
Определять способы переноса.
15
23.10.
Контрольный диктант №1 за I четверть.
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Работа над ошибками Проверить знания учащихся о правописании слов с изученными орфограммами Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
Звуки и буквы – 20 часов.
16
25.10.
Звуки и буквы.
Русский алфавит. Различие звуков и букв. 77 – 80
упр. 120
(с. 80)
81 – 87
упр. 123
(с. 82)
повторить алфавит Различие звуков и букв.
Звуки и их обозначение буквами на письме.
Условные звуковые обозначения слов. Замена звуков буквой и наоборот.
Значение алфавита.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Употребление заглавной буквы.
Использование алфавита при работе со словарями. Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. распознавать условные обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова.
Наблюдать модели слов, анализировать их.
Объяснять, где могут пригодиться знания алфавита.
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
Классифицировать буквы по сходству в их названиях, по характеристики звука, который они обозначают.
Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
17
06.11.
Гласные звуки.
Развитие речи. 89 – 91
упр. 139
(с. 91) Признаки гласного звука.
Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.
Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Находить в слове гласные звуки, объяснять их особенности.
различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины разного количества звуков и букв в словах.
Определять качественную характеристику гласного звука.
Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 93 – 95
упр. 145
(с. 95) Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.
Находить в двусложные словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять.
18
08.11.
Проверочная работа № 2
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверяемые и проверочные слова. 96 – 97
97 – 100
упр. 147, 149
(с. 97) Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Различать проверочные и проверяемые слова.
Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.
19
13.11.
Развитие речи №3 Работа с деформированным текстом. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 100 – 103
упр. 158, 161
(с. 101, 103) Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Обучать редактированию текста.
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом.
Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
20
15.11.
Представление об орфограмме.
103 – 105
упр. 165
(с. 105) Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.
Формирование умений написания слов с безударным гласным звуком в корне. 105 – 110
упр. 174
(с. 110) Проверка написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. 108 – 110
Записать слова по теме «Животные» Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока, воробей, корова и др.). Работать с орфографическим словарем учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.
Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
21 20.11. Контрольное списывание №1 Работа над ошибками Списывать текст. Проверять написанный текст. Применять правила правописания.
22
22.11.
Согласные звуки. 112 – 113
упр. 181
(с. 113) Признаки согласного звука.
Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь. Находить в слове согласные звуки.
Правильно произносить согласные звуки.
Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Согласный звук [j’] и буква «и краткое».
114 – 116
упр. 185, 187
(с. 115, 116) Произношение и написание буквы й в словах.
Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). Различать согласный звук [j’] и гласны звук [и].
Различать способы обозначения согласного звука [j’] буквами.
Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».
23 27.11.
Слова с удвоенными согласными.
Проект «И в шутку и всерьез».
117 – 118
выписать из орфограф. словаря слова с удвоенны
ми согл. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.
Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку.
Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). Наблюдать над произношением и написанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными.
Находить информацию в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и создавать свои занимательные задания.
24 29.11.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 120 – 123
упр. 197, 201
(с. 122, 123) Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника. Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки.
Различать твердые и мягкие согласные звуки. Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Список литературы Методические и учебные пособия (таблицы, схемы) Информационное обеспечение (интернет-ресурсы, ЭОР, образовательные диски и т. д.)
Для учителя Рекомендуемый для обучающихся
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. ]. — М. : Просвещение, 2014.
2. Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
3. Канакина В. П., Щеголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы. М., Просвещение, 2012.
4. Л. И. Тикунова. Русский язык. Контрольные и проверочные работы для 1-4 классов. Дидактические материалы. М. :Ротскнига, 2010. 1. Учебник. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. –М. : Просвещение, 2014.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. 1. Канакина В. П. и др. Русский язык 2 класс. Электронное приложение.
2. Мультимедийнаяе обучающая программа : Русский язык 2 класс.
3. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
4. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: https://www.rusedu.ru
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.festival/1september.ru
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
2. Технические средства обучения (ТСО).
3. Персональный компьютер.
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов ( по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).
Настольные развивающие игры типа («Эрудит») и др.