Людмила шепеленко
Рабочая программа «Повышение интереса к художественной литературе посредством ознакомления дошкольников с русским языком»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Кружковая работа по программе «Говорушки» позволяет занять детей в свободное время от ООД. Раскрепостить детей, снять усталость. Способствует развитию фантазии, воображению, памяти, передачи различных эмоциональных состояний, обогащению словарного запаса детей, через освоение театрализованной деятельности. Развитию связной речи, расширению интонационного диапазона.
Публикация «Рабочая программа „Повышение интереса к художественной литературе посредством ознакомления дошкольников с русским языком“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В процессе кружковой работы смогут заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью, разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).Изображать отгадки и загадки; выступать перед родителями, детьми. Ближе познакомятся с видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей).
В ходе программы совершенствуются артистические навыки детей (перевоплощение в образ, переживания, исполнительские умения. Формируются простейшие образно- выразительные умения. Умение имитировать характерные движения сказочных животных.
В программе систематизирован материал, описанный в литературе.
Основные направления работы кружка :
• Приобщение к театральной культуре. (Знакомство с театральными жанрами, с различными видами театров).
• Взаимосвязь театрализованной деятельности в едином педагогическом процессе.
• Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованные игры включают:
действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскостными фигурами, куклами марионетками;
непосредственные действия по ролям;
литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица
персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с разыгрывания с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок. И продолжается созданием мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, Приложение пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей. Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).
Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.
1.2. Цель: Повышению интереса к художественной литературе посредством ознакомления старших дошкольников с русским народным фольклором. «Говорушки»
1.3. Задачи:
1. Формировать простейшие образно- выразительные умения у детей, имитировать характерные движения сказочных животных.
2. Помогать передавать элементы художественно- образных выразительных средств (интонации, мимики, пантомимики).
3. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй. Диалогическую речь.
4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создать условия для развития творческой активности детей.
1.4. Основными принципами построения программы являются :
• Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
• Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
• Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
1.5 Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. Ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками. С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет. Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.
1.6. Планируемые результаты освоения:
Дети могут:
• заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью.
• передавать элементы художественно- образных выразительных средств (интонации, мимики, пантомимики
• выступать перед родителями, детьми, поддерживать диалог.
• действовать по словесным инструкциям, контролировать собственные действия.
• воспринимать положительно - эмоционально окружающий мир.
2. Содержательный раздел
Тематический план в средней группе
СЕНТЯБРЬ
Недели Тема
Цель Оборудование
3-неделя Деревьям по подарку
(латышская песенка) Развивать интерес к народному творчеству, стремление понимать содержание потешки. Познакомить с приметой осени (деревья имеют свой окрас). Обогащать словарный запас детей Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке.
4 неделя Не вари кашу круту (р. н. потешка) Прививать любовь к русскому фольклору. Вызвать желание участвовать в игре, выполняя движения руками за воспитателем
ОКТЯБРЬ
1-неделя Цветы (разучивание игры со стихотворным сопровождением) Вызывать желание повторить отдельные фразы вместе с воспитателем и самостоятельно. Цветы по количеству детей. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке.
2-неделя Я умница- разумница (р. н. потешка) Развивать интерес к устному народному творчеству. Кукла Маша
3-неделя Зайчик (чешская н. игра) Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей. Игрушка зайчика.
4-неделя Лиса, заяц, и петух (р. н. с.) Следить за развитием действий в кукольном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки. Поощрять игры с шумовыми игрушками. Декорации, атрибуты для кукольного спектакля «Лис, заяц, петух». Шумовые игрушки.
НОЯБРЬ
1-неделя Коза-дереза (р. н. с.) Вызывать радостное чувство от участия в игре. Наблюдать за действиями воспитателя с игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички. Развивать интерес к Устному Народному творчеству; стремиться понять содержание потешки. Шапочки. Игрушка козы.
2-неделя Я серый волк
(Г. Науменко) Использовать движения для создания образа птички. Наблюдать за действиями воспитателя с игрушкой, слушая стихотворение. Сочувствовать персонажу. Шапочки птичек.
3-неделя Серый козлик (кукольный спектакль) Развивать интерес к кукольному спектаклю. Сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон. Декорация и комплект игрушек к спектаклю.
4-неделя Расти коса до пояса (р. н. п.) Слушать потешку, наблюдая за воспитателем. Сделать общение с детьми радостным и необходимым. Побуждать включаться в предложенную игру. Развивать эмоциональную отзывчивость. Деревянный гребень. Мягкая игрушка.
Декабрь
1-неделя Кто в домике живёт? (кукольный спектакль) Поддерживать желание общаться с игрушками. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Побуждать включаться в игру. Напольная плоскостная избушка. Игрушки: медведь, медведица, два медвежонка.
2-неделя Весёлые музыканты (кукольный театр) Вызывать желание действовать в кукольном театре. Пригласительный билет. Игрушки: петрушка, медвежонок, зайчик, козочка, кошка.
3-неделя Рассказывание новогодних стихотворений Побуждать к эмоциональному рассказыванию. Подготовка выступлениям на утреннике. Зрители – игрушки.
ЯНВАРЬ
1-неделя Серенький козлик (кукольный спектакль) Развивать устойчивый интерес к кукольному спектаклю умению показать его детям, поддерживая интонационный диапазон. Атрибуты для спектакля.
2-неделя Машенька и рукавичка (кукольный спектакль) Приобщать к художественному слову. Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики. Волк.
3-неделя Зайчишка-трусишка (р. н. п.) Познакомить детей с перчаточными куклами. Настольная ширма. Куклы для спектакля.
4-неделя Волк- волчок (р. н. п.) Познакомить с потешкой. Познакомить с приёмами кукловождения перчаточных игрушек. Приучать внимательно, следить за развитием действий в кукольном спектакле; эмоционально реагировать на происходящее. Куклы, настольная ширма
ФЕВРАЛЬ
1-неделя Прыг да скок (р. н. игра) Вызывать интерес театрально – игровой деятельности. Развивать речь. Развивать двигательную активность в играх со стихотворными сопровождениями. Участвовать в хороводе. Мягкая игрушка зайки.
2-неделя Лиса
(р. н. попевка) Вызвать желание передавать движением образ животного Перчаточная игрушка лисы. Шапочки зайчиков
3-неделя Три медведя (настольный театр). Продолжать знакомить с кукольным театром Перчаточные куклы по спектаклю.
4-неделя Бабушкины забавушки Формировать устойчивый интерес к УНТ Вызывать желание слушать загадки, потешки, песенки; наблюдать за действиями; понимать содержание произведений малых фольклорных форм; побуждать отвечать на вопросы. Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Платок для бабушки.
МАРТ
1-неделя Мамины помощники (настольный театр) Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, желание досмотреть сказку до конца. Настольная ширма, комплект рукавичек к спектаклю
2-неделя Прокати лошадка (песенка) Развивать желание слушать песенку. Стимулировать активность в звукоподражании. Игрушка лошадки.
3-неделя Маша и медведь (настольный театр) Приобщать к игре, обучая звукоподражанию. Игрушка собаки, комплект для спектакля.
4-неделя Шарик мой голубой (песенка) Понимать содержание песенки. Создать радостное настроение Воздушные шары, комплект резиновых игрушек.
АПРЕЛЬ
1-неделя Медведь (р. н. п.) Продолжать знакомить с приёмами кукловождения театра игрушки. Развивать речь средствами кукольного театра. Побуждать к участию в спектакле. Игрушки для спектакля.
2-неделя Зайчик (р. н. п.) Побуждать принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика. Шапочки зайчика.
3-неделя Мышка в чашечке зелёной (польская детская песенка) Упражнять в кукловождении игрушек. Большая машина, комплект игрушек
4-неделя Теремок (р. н. с.) Развивать стремление участвовать в спектаклях, пользуясь имитацией, мимикой, интонацией. Комплект кукол к сказке.
МАЙ
1-неделя Зайка- трусишка (р. н. потешка) Продолжать упражнять в управлении перчаточными куклами. Комплект игрушек к обыгрыванию потешки.
2-неделя Гуси-лебеди Приучать внимательно, следить за развитием спектакля. Комплект кукол, ширма.
3-неделя Топ-топ (кабардино- балкарская песенка) Принимать участие в игре, выполняя движения по показу воспитателя. Участвовать в общей пляске.
4-неделя Зайчик (р. н. считалка) Участвовать в играх, используя выразительность речи. Шапочки
Тематический план в старшей группе
Название игры Цель игры Материал Сотрудничество с родителями
Октябрь
«Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, высказываться на темы из личного опыта, активизировать употребление глаголов; формировать представление о составе предложения; побуждать произвольно, строить простые (распространенные и нераспространенные) предложения; развивать речевое внимание, фонематический слух. Вырезанные из бумаги круги – большие и маленькие, любого цвета, на шнурке («колокольчики») – для каждого ребенка.
«Съедобное несъедобное» Побуждать передавать содержание знакомого произведения через игру-драматизацию, вступая в общение со сверстниками посредством диалога, произвольно оперировать словами, развивать речевое внимание, голосовой аппарат. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, высказываться на темы из личного опыта; учить подбирать слова с противоположным значением; развивать речевое внимание. Картинка на тему «Девочка кормит кур», мяч. Консультация для родителей «Развиваем наблюдательность»
Ноябрь
«Для чего руки нужны» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, высказываться на темы из личного опыта; учить подбирать слова с Картинка (или предмет) : рубанок, мяч. Консультация «Развитие связной речи в семье»
«Не может ослик сказать мама» противоположным значением; развивать речевое внимание. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, высказываться на темы из личного опыта; развивать речевое внимание, речевое дыхание. Шапочки – ободки с символическим обозначением персонажей сказки (ослик, ослица, птичка, цветок, мальчик); бумага, фломастеры для каждого ребенка.
Декабрь
«Есть в лесу под ёлкой хата, там уснули медвежата…» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, приобщать к традициям общения (приветствие, обхождение, прощание); учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов; играть словами и рифмами; развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат. Плюшевый медвежонок; картинки или игрушки: лиса, заяц, белка, лягушка, черепаха.
«К нам в гости пришёл Буратино» Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, подводить к составлению краткого описания игрушки, произвольно оперировать словами в игре по «живой» модели предложения, называть детали предметов; активизировать употребление глаголов; закрепить формы вежливого обращения; развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат. Игрушки: Буратино, гриб, слон, паровоз, мишка, барабан, матрешка, мяч; корзина с салфеткой.
Январь
«На Горизонтских островах» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, оставлять предложения по определенной схеме; закреплять употребление обобщающего наименования «транспорт»; развивать фонематический слух, речевое внимание. Картинки: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, трамвай, такси, пароход, лодка, катер; коробка, мяч. Консультация для родителей «Поиграем в игры со словами»
«Веселый рыбак» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закрепить умение классифицировать рыб (морские, речные, аквариумные) и относить их к определенному участку карты водоема, научить по внешнему виду узнавать рыб; развивать речевое внимание, речевое дыхание. Картинки: морские, речные, аквариумные рыбы; карточки с изображением моря, реки, аквариума; «ветерки» на каждого ребенка.
Февраль
«Отвечай быстро» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, закреплять умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать. Мяч Индивидуальные беседы с родителями
«Кузовок» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность. Корзина, фанты.
Март
«Кто больше заметит небылиц» Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление. Стихотворении с небылицами, фишки. Консультация «Диалог или монолог в семье»
«Кто быстрее?» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; развивать быстроту реакции на сигнал, находчивость; расширять словарь детей. Картинки с изображением разных видов спорта; 2 флажка; спортивная песня.
Апрель
«Слово – сказка» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, развитие образного мышления, творческого воображения, речи. Доска, мел.
«Смешные истории» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, развивать умение анализировать, сочинять, рассказывать; развитие творческого воображения
Май
«Скажи по-другому» Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению; развивать словесно-логическое мышление. Картинки с противоположностью Фотомонтаж «Развиваем речь – играя!»
«На помощь Забывайкину» Побуждать вступать в диалог с взрослым и сверстниками, упражнять в подборе прилагательных к существительным; расширять словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи, развивать речевое дыхание. Плоскостные изображения избушки и ворот, предметны, конверт с заданиями, корзина с фруктами.
3. Организационный раздел.
• База МБДОУ «Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка;
• Приобретение современных методических и дидактических пособий.
Кружковая деятельность с детьми проводится 2 раза в месяц, вторая половина дня 30 минут.
Список использованной литературы :
1. Книга для воспитателей. Под ред. А. Г. Арушановой, [Текст] /– М. : “Мозаика-Синтез”, - 216 с.
2. Боголюбская, М. К., Табенкина, А. Л. Хрестоматия по детской литературе. [Текст] / М. К Боголюбская, А. Л. Табенкина. - М., «Просвещение», 1975. – 511с.
3. Маханева, М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду», [ Текст] /М. Д. Маханева. - Москва, Творческий центр «Сфера», 2003г. -135 с.
4. Караманенко, Т. Н. «Кукольный театр – дошкольника», [Текст] / Т. Н. Караманенко. - Москва, «Просвещение», 1982г. -230 c.
5. Петрова, Т. И., Сергеева, Е. Я., Петрова, Е. С. «Театрализованные игры в д/с, [Текст] / Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова. - Москва «Школьная пресса» 2000г. - 412 с.