ТАТЬЯНА ЛЕОНОВА
Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Вид проекта : краткосрочный (февраль,март, познавательный, творческий, групповой.
Объект изучения: русский народный костюм.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители детей.
Образовательная область. «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно -эстетическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Физическое развитие»
Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как кружковая работа.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма?
Цель проекта : воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма.
В процессе работы над проектом решить следующие задачи:
1. Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
3. Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
4. Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма). Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
8. Обогащать словарный запас дошкольников.
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели, задач.
• Актуальность темы.
• Составление схемы реализации проекта.
2. Практическая часть.
• Познавательно-исследовательская деятельность (экскурсия, НОД, изучение литературы по теме проекта)
• Продуктивная (рисование, аппликация) и конструктивная деятельность
• Игровая деятельность (дидактические игры)
• Восприятие русских народных сказок
• Двигательная деятельность (подвижная игр)
• Ситуативный разговор по теме проекта
• Создание выставки рисунков «Русский платок», «Девочка в сарафане»
• Создание мини – музея «Русский народный костюм»
3. Заключительная часть.
• Культурно-досуговая деятельность на тему «Русские посиделки»
Реализация содержания проекта в интеграции образовательных областей
«Физическое развитие» :
• Подвижная игра «Наш платочек голубой»
«Социально- коммуникативное развитие» :
1. Игровая деятельность
• Дидактическая игра «Части - целое»
• Дидактическая игра «Найди отличия»
• Дидактическая игра «Собери картинку»
• Игра «Одень куклу»
2. Театрализованная деятельность
• Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»
3. Просмотр мультфильма «Морозко»
Ситуативный разговор «Плетение лаптей»
«Познавательное развитие» :
1. Экскурсия в библиотеку
2. Непосредственно образовательная деятельность
• Формирование целостной картины мира по теме «Русский народный костюм»
• Конструктивная деятельность «Сарафан», «Кокошник» (из бумаги)
«Чтение художественной литературы» :
Восприятие русской народной сказки «Царевна лягушка»
Восприятие русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть»
«Речевое развитие» :
1. Ситуативный разговор «Русский народный костюм»
2. Заучивание стихотворений, загадок
«Художественно- эстетическое развитие» :
1. Продуктивная деятельность
• Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»» (из салфеток)
• Рисование «Укрась платок»
• Декоративное рисование «Девочка в сарафане»
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»
Ожидаемые результаты:
В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.
Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.
Знать основные элементы народного костюма (некоторых областей России).