Злобина Елена
Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников.
Подавляющее большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы их малыш еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из важнейших показателей его готовности к школе. При этом общий уровень интереса к книге и чтению в обществе стремительно снижается. В чем причина этого парадокса? Что в действительности понимать под обучением дошкольников чтению? Как с детства развивать у ребенка любовь к книге?
Публикация «Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников» размещена в разделах
Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека, ведь не для кого не секрет, что в наше время общение в Сети, компьютер и телевизор сейчас часто заменяют книгу. Я вижу своей первостепенной задачей - приобщить ребенка к чтению
Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начинала читать своим детям, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда им исполнялось 5-6 месяцев.
Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Я считаю самым удачным временем для чтения- время перед сном. Это стало для моих ребят хорошим ритуалом, помогающим снять напряжение, накопившееся за первую половину дня, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться.
Однако, читаем мы и в течение дня. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Крошка Енот», мультфильмы по сказкам К. И. Чуковского, «Кто сказал мяу» и т. д. В беседе с детьми и родителями выясняю, какие мультфильмы они видели, а потом стараюсь прочитать сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.
. Произведения для чтения подбираю в соответствие с сезоном. Например сейчас читаю детям сказки, рассказы о весне «Зайкина избушка», «Русская народная сказка "Ручей и камень", Георгий Скребицкий "Счастливый жучок" и т. д, стихи о празднике весны и о весне, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений становятся персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ.
Во время чтения мы с ребятами обязательно рассматриваем и сравниваем иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника- оформителя.
Кроме этого обязательно провожу обсуждение прочитанного, во время которого учу детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Даю детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:
- как можно было ответить;
- почему не стоило поступать именно так;
- что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;
- каким образом помириться и т. п.
В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь.
Формированию интереса и любви к книге, умению её слушать и понимать помогает такая форма работы, как игра-драматизация. Дети с удовольствием переодеваются в костюмы и исполняют роли. Любимые сказки «Репка», «Теремок».
Так как группа у нас разновозрастная, то при подготовке к игре использую такие методы, как личный пример в обыгрывании роли персонажей или старшие дети изображают кого-нибудь из персонажей сказки без слов, а младшие отгадывают, так как в условиях игры на тему сказки ребёнку легче войти в роль, создать образ.
Главную роль в воспитании любви к книге закладывают родители. А наша задача – помочь им в этом. Я провела анкетирование родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы : - выставки книг; - совместные праздники и развлечения; - совместная творческая деятельность родителей и детей; - полезные советы. - консультации для родителей
В процессе работы с родителями нами были использованы как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы взаимодействия по приобщению детей к книге:
Традиционные формы.
- семейное чтение книг;
- изготовление книжек-самоделок;
Активно откликнулись родители на акцию «Подари книге жизнь». Родители вместе с детьми дома ремонтировали книги из библиотеки детского сада. Эта акция длилась неделю.
2. Нетрадиционные формы подсказали сами родители. Мы решили назвать акцию «Перелетные книги». Родители и дети с удовольствием обменивались книгами своей домашней библиотеки, а многие подарили книги в нашу библиотеку.
Для родителей мы подготовили памятку «Как приучить ребенка слушать книгу»
Таким образом, родители должны стать партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет достигнут высокий результат. Поэтому свою работу надо строить таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данных задач.
Наряду со специально организованными занятиями следует создавать спокойную, удобную обстановку для самостоятельного общения ребенка с литературными произведениями. Ведь не секрет, что книги существуют не для всех. Поэтому задача взрослого (педагога, родителей) открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга.
Малыш может самостоятельно взять книгу (даже вверх ногами) и, водя пальчиком по тексту, -«читать” любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка. стимулировал замечаниями вроде: «Ой, как интересно! А что было потом? Чем завершилась эта сказочка?” и тому подобное.
Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается; например,творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только на и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
Уважаемые родители!
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке “таланта читателя”. Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.