Инна Калабухова
Рабочая программа по «Социально — личностному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Социально – личностному развитию»
образовательной области «Безопасность»
для детей 2-3 лет (первая младшая группа)
Составитель программы :
Калабухова Инна Викторовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №36 «Колокольчик»
г. Рубцовск Алтайский край
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по „Социально — личностному развитию“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития : физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.
Данная рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ, с учётом регионального компонента, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.
Ведущими целями является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Цели реализуются в процессе освоения детьми образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие»,«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитательно-образовательный процесс в ходе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" разделен на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов реализуется:
• Специально организованная деятельность детей - развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливать причинно-следственные связи;
• Совместная деятельность детей и воспитателя – беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения в игровой деятельности.
• Проведение с детьми инструктажа по ОБЖ три раза в неделю (среда, четверг, пятница).
Самостоятельная деятельность детей строиться в основном на видах деятельности, предполагающих общение со сверстниками.
Взаимодействие с семьями детей реализуется за счет: знакомства с семьей, информирование родителей о ходе образовательного процесса, образования родителей, совместной деятельности.
Цель программы : необходимость сформировать у детей сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям вне адекватных ситуациях.
Цель образовательной области «Безопасность» направлено на формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Задачи психолого-педагогической работы :
• Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности:
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им не причиняя им боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми.
Продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.
Учить умению соблюдать правила безопасного передвижения в помещении.
Формировать представление о том, что следует одеваться по погоде.
• О правилах безопасности дорожного движения:
Расширять представления детей о правилах дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части, а пешеходы ходят по тротуару; что светофор имеет три световых сигнала. Напоминать, что переходить с взрослыми можно только на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра».
Знакомить детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям, пожарная машина (едет тушить пожар)
• О правилах безопасности отдыха на природе:
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их – они могут оказаться ядовитыми.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Учить закрывать кран с водой. Знакомить с правилами поведения в природе.
Национально-региональный компонент образовательной области направлен на развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к природе родного края. Воспитание грамотного участника дорожного движения. Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, при необходимости – действовать.
К концу года дети могут:
Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдать элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Связь с другими образовательными областями
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания)
«Коммуникация» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания)
«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)
«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни) «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Безопасность»)
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира).
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:
• Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них безопасного поведения в окружающей обстановке;
• Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (это важно, но с детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать в реальной обстановке;
• Занятия проводить не только по расписанию и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок и т. д, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
• Развивать ребенка : его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и эти качества очень нужны для безопасного поведения.
Формы организации образовательного процесса образовательной области «Безопасность»
Непосредственно образовательная
деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
НОД
Экскурсии
Беседы
Чтение художественной литературы Беседы с детьми о правилах дорожного движения, правилах безопасного поведения в быту, на природе и т. д.
Моделирование и разыгрывание потенциально опасных ситуаций
Игры - драматизации и театрализованные представления на тему ПДД, ОБЖ
Индивидуальные и групповые занятия с детьми по профилактике эмоционального неблагополучия, коррекции тревожности, страхов в рамках психологического сопровождения ребенка
Развлечения по ОБЖ, ПДД с привлечением специалистов ГИБДД, родителей
Сюжетно – ролевые игры по ПДД, «Пожарники», «Спасатели», «Туристы», «Больница» и т. п.
Дидактические игры на
соответствующие темы: «Опасные ситуации», «Дорожная азбука», «Съедобное – несъедобное», «Как избежать неприятностей» и т. д.
Игры с макетом по ПДД
Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определенной темой.