Баранова Евгения Викторовна
Рабочая программа по речевому развитию «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11»
СЕЛО СПИЦЕВКА ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Рабочая программа по речевому развитию
«Подготовка к обучению грамоте»
Составила:
Публикация «Рабочая программа по речевому развитию „Подготовка к обучению грамоте“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитатель
Баранова Е. В.
Пояснительная записка
Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования. Поэтому необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению. Обучение грамоте является одной из ступенек в подготовке детей к школе.
Актуальность
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
Программа составлена на основе задач комплексной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.
Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.
Поэтому особенностью данного курса является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи.
Данная программа включает три направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:
- развитие звуковой стороны речи;
- ознакомление со знаковой системой языка;
- подготовка руки к письму.
Цель программы – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание его закономерностей, освоение основ грамотности при письме, формирование навыков самостоятельности и самоорганизации.
Данная цель реализуется путё м решения следующих задач:
развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного и пассивного словаря;
развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
обучение звуко-слоговому анализу слов;
развитие мелкой моторики руки.
Основные принципы реализации программы :
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм приведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы — переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторяемость (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Срок реализации – 1 год.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 мин. Общее количество учебных занятий в год 63.
Ожидаемые результаты:
У ребёнка развиты следующие навыки и умения:
- Свободно составлять рассказы, пересказы;
- Владеть навыками творческого рассказывания;
- Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.
- Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- Понимать и применять в речи все лексикограмматические категории слов;
- Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами
русского языка;
- Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению :
- Фонетическое восприятие;
- Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- Графомоторные навыки;
- Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1 Тема: Речь устная и письменная. Предложение.
Программное содержание : формировать у детей представление о том, что делает нашу речь точной и выразительной; закреплять понятие об устной и письменной речи, понятие о предложении; развивать монологическую речь детей, умение использовать для её выразительности эпитеты, метафоры, диалогическую речь – правильно строить предложения, отвечать распространёнными предложениями; воспитывать навыки учебной деятельности: внимание, усидчивость.
I. Организационный момент.
Упражнение на дыхание. «Ветерок».
II. Основная часть занятия.
Проблемная ситуация «Ищем волшебницу Речь»
Р/и «Закончи предложение» (с опорой на иллюстрации).
«Что может случиться, если люди потеряют дар речи?» (ТРИЗ)
Физминутка «Кто как передвигается».
Решение проблемы «Как сделать речь понятной и выразительной».
Чтение стихотворения А. Барто «Сильное кино».
Понятие о предложении. Из чего строится наша речь?
Заучивание стихотворения И. Михайловой «Осень».
III. Итог.
Занятие 2. Тема: Предложение и слово.
Программное содержание : закреплять и совершенствовать у детей понятие о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по порядку, упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать речь детей, используя для её выразительности различную интонацию; развивать у детей творчество, мышление, память.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика. «Ворота», «Лошадка», «Часы».
Работа со скороговоркой. «Три сороки тараторки тараторили на горке» - с различной интонацией.
II. Основная часть занятия.
Экспресс-опрос:
- При помощи чего мы общаемся?
- Какой бывает речь?
- Из чего строится речь?
2. Р/и «Живые слова» - закончить предложение.
3. Физминутка «Узнай по голосу».
4. И/у «Придумай предложение» к схеме из 2-4 слов.
5. Понятие о слове.
И/у «Назови слово».
6. И/у «Составь предложение» - из заданных слов.
7. Р/и «Слова ходят парами».
III. Итог.
Занятие 3. Тема: Слоги и ударение.
Программное содержание : познакомить детей с ударением; закреплять представление о том, что слова можно поделить на слоги; упражнять в делении слов на слоги, отхлопывая ритм; в определении количества слогов в слове; в определении ударного слога; закреплять умение составлять предложения по предметной картинке; пересказывать знакомые сказки частями, и используя иллюстрации (серии, развивать у детей фонематический слух, память, монологическую речь.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика. «Улыбочка», «Трубочка», «Желобок».
II. Основная часть занятия.
1. Проблемная ситуация. «Картинки перепутались» - восстановить последовательность событий, рассказать сказку.
2. «Составь предложение» - с опорой на предметную картинку.
3. Закрепление понятия о слоге.
4. Деление на слоги своих имён.
5. Физминутка. «Шагаем слоги».
6. Знакомство с ударением. И/у «Хитрые слова».
7. Загадки. Определить количество слогов в отгадке, выделить ударный.
III. Итог.
Занятие 4. Тема: Звуки гласные и согласные.
Программное содержание : закреплять у детей представление о гласных и согласных звуках речи, их характерных особенностях; упражнять в различении звуков на слух, в нахождении слов на заданный звук; закреплять представление о предложении; упражнять в определении количества слогов в слове, выделять ударный слог, в умении пересказывать знакомую сказку по мнемотаблице, развивать речевые умения, память, логическое мышление; воспитывать навыки учебной деятельности.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика. «Лягушки улыбаются», «Часы».
II. Основная часть занятия.
1. Загадывание загадок. Определение количества слогов в отгадке, выделение ударного слога.
2. Проблемная ситуация. «Отгадай сказку». Рассказывание сказки «Репка» по мнемотаблице.
3. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
4. Понятие о гласных и согласных звуках, речевых органах.
5. Физминутка.
6. И/у «Какой звук» - определение на слух, показать сигнальную карточку соответствующего цвета.
7. И/у «Назови слово со звуком …» - с заданным звуком (а, пь, р, г, у, и, ж).
8. Д/и «Составь предложение по схеме» - с опорой на сюжетную картинку.
9. Р/и «Слова ходят парами».
III. Итог.
ОКТЯБРЬ
Занятие 5. Тема: Звуковой анализ слов. Виды предложений.
Программное содержание : познакомить детей с разновидностью предложений: простое, вопросительное, восклицательное, и с соответствующими знаками препинания; закреплять умение производить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, используя схему; развивать у детей силу голоса, выразительность и чёткость речи; воспитывать навыки учебной деятельности.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика. «Часы», «Иголочка», «Замок».
Упражнение на дыхание «Ветерок».
Проговаривание скороговорки – У ежа и у ёлки иголки колки – с различной силой голоса.
II. Основная часть занятия.
1. Составление предложений – с опорой на схему из 3-х слов.
2. Знакомство со знаками препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
3. И/у «Придумай предложение» - составление предложений разного типа: простое, восклицательное, вопросительное.
4. Физминутка «Буратино».
5. Звуковой анализ слова.
6. Д/у «Сколько слов в предложении» - деление на слова, найти первое, второе и т. д. слово.
7. Р/и «Пословицы и поговорки».
III. Итог.
Занятие 6. Тема: БУКВА А
Программное содержание : знакомство с буквойА, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в образовании относительных прилагательных; пополнять словарный запас.
I. Организационный момент.
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Первый звук».
2. Пальчиковая гимнастика. «Астра».
3. Характеристика звука.
4. Знакомство с темой занятия.
5. Анализ буквы.
6. Выделение звука А из ряда гласных звуков.
7. Конструирование буквы.
8. Физминутка «Медведь».
9. Работа в тетрадях.
10. Игра «Найди звук».
11. Игра «Сделай сок».
12. Дидактическая игра «Один – много».
III. Итог.
Занятие 7 Тема: БУКВА О
Программное содержание : знакомство с буквой О, развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные представления, мелкую моторику; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в образовании множественного числа существительных, в зарисовке схемы предложения; пополнять словарный запас.
I. Организационный момент.
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Назови первый звук».
2. Пальчиковая гимнастика. «Осы».
3. Характеристика звука.
4. Знакомство с темой занятия.
5. Анализ буквы.
6. Конструирование буквы.
7. Физминутка «Медведь».
8. Зарисовка схемы предложения.
9. Работа в тетрадях.
10. Определение местазвука в слове.
11. Игра «Один – много».
III. Итог.
Занятие 8 Тема: БУКВА И
Программное содержание : знакомство с буквой И, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать навыки анализа и синтеза слогов, умение выделять ударный гласный звук; упражнять в образовании множественного числа существительных, в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Доскажи словечко».
2. Характеристика звука.
3. Выделение звука И из ряда звуков.
4. Знакомство с темой занятия.
5. Анализ буквы.
6. Конструирование буквы.
7. Дидактическое упражнение «Назови ударный звук».
8. Физминутка «Медведь».
9. Работа в тетрадях.
10. Анализ и синтез слогов. АИ, ОИ, ИА, ИО.
11. Чтение буквенных сочетаний. ао, оа, аи, иа, ои, ио.
12. Игра «Один - много».
13. Игра «Найди звук».
14. Р/и «Слова ходят парами».
III. Итог.
Занятие 9 Тема: БУКВА Ы
Программное содержание : знакомство с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в образовании множественного числа существительных, в составлении предложений по опорным картинкам к заданной схеме, в чтении буквенных сочетаний; учить образовывать относительные прилагательные; развивать память, внимание; пополнять словарный запас.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика. «Кукушка», «Пузырь», «Месим тесто».
П. Основная часть занятия.
1. Игра «Кто внимательный?».
Воспроизведение слоговых рядов.
2. Характеристика звука.
3. Знакомство с темой занятия.
4. Анализ буквы.
5. Конструирование и реконструирование буквы.
6. Составление по опорным картинкам. Ознакомление с понятием «предлог».
7. Физминутка «Медведь».
8. Работа в тетрадях.
9. Чтение буквенных сочетаний.
10. Игра «Один - много».
11. Игра «Какой лист, какая ветка, какое полено?».
III. Итог.
Занятие 10 Тема: БУКВА У
Программное содержание : знакомство с буквой У, упражнять составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, определять ударный, развивать зрительное, фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; пополнять словарный запас.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика. «Часы», «Конфета», «Лошадка».
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Доскажи словечко».
2. Игровое упражнение «Сколько слогов».
3. Пальчиковая гимнастика. «Улитка».
4. Характеристика звука.
5. Знакомство стемой занятия.
6. Анализ буквы.
7. Конструирование буквы.
8. Физминутка «Медведь».
9. Работа в тетрадях.
10. Игра «Чего не стало?».
12. Игра «Найди звуку место».
13. Игра «Договори предложение».
14. Составление звуковой схемы слова. Зарисовать схему к слову «ухо», «утро».
III. Итог.
Занятие 11. Тема: Гласные звуки и буквы А, О, И, Ы, У
Программное содержание : формировать умение различать и правильно произносить звуки [а, о, и, ы, у], учить дифференцировать эти звуки; закреплять умение соотносить звуки с буквами, упражнять в чтении слогов, в угадывании звука по артикуляции (беззвучное произнесение); в умении подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, развивать фонематический слух, память, мышление, внимание.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика. «Грибок щёлк», «Кукушка», «Перекати шар».
II. Основная часть.
1. Закрепление пройденного материала.
2. Игровое упражнение «Угадай, какой звук я произнесла». (по артикуляции)
3. Игра «Назови слово со звуком …»
4. Дидактическая игра «Угадай слово».
5. Физкультминутка «Будь внимательным».
6. Анализ и синтез слогов.
7. Работа в тетрадях.
8. Игра «Найди место звука».
9. Чтение слогов. АО, АУ, УА, ОА, ОУ, УО, ИА, ИО, ИУ, АИ, ОИ, АЫ, УЫ.
III. Итог.
Занятие 12 Тема: БУКВА Н
Цель: знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление,
I. Организационный момент.
-С какими буквами мы уже познакомились? Назовите изученные буквы и их образы.
- В какую группу можно объединить все эти буквы? (Гласные.)
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Четвертый лишний».
2. Пальчиковая гимнастика. «Ножницы».
3. Характеристика звука.
4. Знакомство с темой занятия.
5. Анализ буквы.
6. Конструирование и реконструирование буквы.
9. Физминутка «Медведь».
10. Работа в тетрадях.
11. Игра «Покажи букву».
12. Обучение чтению слогов. Игра «Довези букву».
13. Работа со слоговой таблицей.
• «Читаем на букву Н».
• «Найди такой же слог».
14. Игра «Полечи букву».
15. Деление слов на слоги. Игра «Отхлопай слово».
III. Итог.
Литература;
Волкова Л. С. Логопедия. М. : Просвещение, Владос, 1995.
Занимательноеазбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ авт. -сост. Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005.
Ковригина, Р. Е. Шеремет. Занимательное обучение чтению детей 6-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.
Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие педагогов и родителей – М. : Аквариум, 1995.
Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей – СПб. : Дельта, 1997.
Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению : пособие для учителей начальных классов – М. : ВАКО, 2006.
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов – М. : Гуманит. изд. центр Владос,2003.