Наталья Александровна
Рабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа "Горниповне" по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6-7 лет.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Перспективный план.
3. Учебно - тематический план.
4. Содержание программы.
5. Методическое обеспечение программы.
6. Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Направленность образовательной программы.
Публикация «Рабочая программа „Горниповне“ по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Мордовия
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Опираясь на рабочую программу «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия» под редакцией А. И. Исайкиной была составлена рабочая программа кружка «Горниповне».
Направленность дополнительной образовательной программы речевая, проводитсяработа по обучению мордовскому (эрзянскому) языку, воспитанию любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.
Актуальность программы. Воспитание с раннего возраста двуязычия (билингвизма) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия – исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия (Закон РМ от 06.05.1998 г. № 19-3 «О государственных языках Республики Мордовия»). Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде и поэтому обучение мордовским (мокшанский, эрзянский) языкам в детском саду необходимо.
Важное место в системе обучения мордовскому (эрзянскому) языку детей дошкольного возраста занимают: знакомство детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
Отличительные особенности программы. Поступление эрзянской речи регулирует непосредственно образовательная деятельность, закрепление осуществляется интегрировано в различной деятельности. Обработка навыков происходит ненавязчиво, ассоциативно внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности.
Овладение эрзянским языком происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание и заучивание. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями мордовского народа.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
Педагогическая целесообразность программы. Современной эффективной обогащающей формой языкового образования во всём мире признано языковое «погружение»; в течение определённого периода все обучение ведётся только на целевом языке. Метод языкового погружения предусматривает обучение детей на чужом для них, целевом языке. При организации процесса обучения детей эрзянскому языку целесообразно использовать интегративный подход.
Новизна данной программы состоит в том, что она составлена с учетом образовательных областей.
1. «Познавательное развитие», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом, традициями мордовского народа.
2. «Речевое развитие», используются произведения мордовских писателей, поэтов; знакомят с устным народным творчеством. 3. «Физическое развитие», проводятся подвижные игры. 4. «Художественнно – эстетическое развитие», где используются произведения живописи о природе, знакомство с талантливыми людьми.
5. «Речевое развитие», знакомятся с эрзянскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывают значение новых слов, используют в речи речевые образцы на мордовском языке.
Цель программы:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
Задачи программы:
1. Обучающие. Учить воспринимать эрзянскую речь на слух, понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на эрзянском языке.
2. Развивающие. Формировать у детей правильное произношение всех звуков. Знакомить детей с эрзянскимисловами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение слов.
3. Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за малую родину, за мордовский народ.
Возраст детей. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 6-7 лет. Состав группы 15 человек.
Обучаться эрзянскому языку в дошкольном возрасте можно вне национальной принадлежности, было бы желание ребёнка и его родителей.
Сроки реализации. Программа разработана на 1 год обучения и рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 30 минут.
Этот год обучения рассчитан на детей от 6 до 7 лет, содержание языкового материала определяется направлением «Ребёнок и его ближайшее окружение».
Форма и режим занятий. Форма детского образовательного объединения - кружок.
Этапы реализации рабочей программы:
1 этап - подготовительный.
Информирование родителей по дополнительному образованию (заявления от родителей, консультации, памятки, индивидуальные беседы).
2 этап - основной. Второй год обучения для детей дошкольного возраста 6-7 лет – это этап - введения и активизации новых слов, проверка усвоения новых слов; - введение новой типовой конструкции (типового предложения). Задача – обеспечить четкое понимание детьми смысла, функции данной конструкции, использование ее в той или иной ситуации (Монь ули). Объяснение различных конструкций, с применением средств наглядности (показ предмета, действия, картинки). Перевод на русский язык.
3 этап – заключительный (работа родителей совместно с детьми). Оформление тематических выставок, выставок детских работ по художественному творчеству (аппликация, рисование, экскурсии в краеведческий музей, музей им. С. Д. Эрзи, проведение викторин, подвижных игр, оформление книжки – малышки «Мой любимый город», альбома «Саранск – мой город», проведение мониторинга. Формы и режим занятий: тематическая, совместная деятельность. Формы и методы работы с детьми: приветствие, фонетическая зарядка, словесные и дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, подвижные игры, разучивание мордовского фольклора, стихотворений, слушание мордовских песен, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи (слушание, аудирование) и говорение.
Освоение этих двух форм речевой деятельности предполагает:
• развитие звуковой культуры речи;
• накопление определённого словаря;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной речи;
• формирование навыков речевого общения;
т. е., в процессе обучения эрзянскому языку дети должны научиться воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух и говорить по - эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтаксических конструкций (предложений, а также владеть несложными образцами связной речи.
Программа определяет также содержание работы по формированию таких умений и навыков, которые обеспечивают аудирование;
• различать звуки и их сочетания;
• узнавать слова и понимать их значение (пенч, вакан);
• узнавать и различать грамматические формы (няка-някат, нумоло-нумолот, налкси-налксить) и предложения с ними.
В качестве формы контроля развития ребенка проводятся:
• задания на описание картинки с изменённым содержанием (на тренировочной картинке зеленые шары, на контрольной – красные или изменено количество шаров и т. д.).
• проверочные работы. Основными видами являются текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе групповых упражнений и игр. Он может проводиться в ходе занятия. Такой контроль следует проводить регулярно в конце каждой недели и в конце каждой темы. Итоговые проверки проводятся за квартал, полугодие, учебный год.
С помощью мониторинга (наблюдения) отслеживаются и оцениваются результаты обучения.
Мониторинг уровня освоения детьми программы.
Определение уровня овладения детьми изучения мордовского (эрзя) языка:
высокий уровень – ребенок понимает эрзянскую речь на слух, владеет не сложными образцами связной речи; он проявляет инициативу в общении, задает вопросы, знает звуковой материал, предусмотренной программой.
средний уровень – ребенок понимает эрзянскую речь в пределах доступной тематики, иногда допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их с помощью воспитателя, словарный запас в пределах нормы; испытывает затруднения в произнесении отдельных звуков; выразительность речи не достаточна.
низкий уровень - ребенок понимает эрзянскую речь, но при разговорной речи допускает ошибки и не может их исправлять, речь не достаточно выразительна, словарный запас беден, проявляет интерес к речевому общению, но в общении малоактивен, требует помощь взрослого.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
* Составление рассказа о себе.
* Чтение стихотворений, потешек, прибауток, колядок на мордовском языке.
* Проведение выставок детских работ
* Открытые занятия
* Конкурсы
* Праздники
Содержание программы.
Содержание изучаемой программы включает: обучение детей 6-7 лет эрзянскому языку в условиях русскоязычного дошкольного учреждения посредством театрализованной деятельности и дидактических игр.
Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи (слушание, аудирование) и говорение.
В содержание работы по формированию умений и навыков говорения входит произношение слов, образование новых слов и употребление их в речи, а также составление из слов и словосочетаний высказываний.
Методическое обеспечение программы.
1. Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Магнитофон.
4. Компьютер.
5. Печатные пособия.
6. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой занятия.
Таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала.
Альбомы (демонстрационный материал)
1. «Государственные символы»
2. «Достопримечательности Мордовии»
3. «Добро пожаловать в Мордовию»
4. «Декоративная аппликация»
5. «Загадки, сканворды, кроссворды»
6. «История русского костюма»
7. «Мордовский народный костюм»
8. «Музей изобразительных искусств им. С. Д Эрьзи»
9. «Мордовия – спортивная Республика»
10. «Портреты писателей»
11. «Родом из Мордовии»
12. «Россия – Родина моя!»
13. «Районы Мордовии»
14. «Саранск - мой город»
15. «Саранск – вчера, сегодня, завтра»
16. «Учим эрзянский язык»
17. «Федот Васильевич Сычков - художник радость»
Аудио и видео материалы
1. «Живи, родной язык!»
2. «Сказки финно – угрии»
Список использованных источников
1. Исайкина, А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия / А. И. Исайкина. – Мордовский республиканский институт образования, 2007. – 64с.
2. Амонашвили, Ш. А. В шклу – с шести лет / Ш. А. Амонашвили. – М. : Наука, 1986. – 130 с.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – М. : Педагогика, 1991. – 160 с.
4. Баряева, Л., Герасимова, Е. «Родник» - программа социокультурного развития детей / Л. Баряева, Е. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – 15 – 18 с.
5. Беляева, Н. Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы / Н. Ф. Беляева // Мордва: историко – культурные очерки. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. – 297.
6. Брыжинский, В. С. Народный театр мордвы / В. С. Брыжинский. – Саранск: Морд. кн. изд – во, 1985. – 162с.
7. Куклин, В. Н. Некоторые виды детских спортивных игр у мордвы / В. Н. Куклин. – Саранск: Морд. кн. изд – во, 1974. – 252 с.
8. Мордовские народные игры // Литературная обработка В. С. Брыжиского. – Саранск: Морд. кн. изд – во,1996. – 120 с.
9. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. – 150 с.
10. Тараскина, Э. Н. Мордовский детский фольклор / Э. Н. Тараскина – Морд. кн. изд-во, 1971. – 88 с.