Анастасия Прозорова
Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Нормативные документы
Рабочая программа по реализации образовательного содержания ОПДОУ в условиях ФГОС.
Рабочая программа - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно -патриотическоое и художественно– эстетического развитие детей.
Публикация «Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре „Русская изба“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русская изба
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Реализуемая программа строится на принципе личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (2012 г.)
• Приказ Минестерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155г. Москва
• Закон РФ «Об образовании» ст. 28 п. 3. пп6 Федеральный закон От 29.12.2012 № 273-ФЗ
• «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г.
•Устав МБДОУ "Соколовский детский сад "Сказка"
https://skazka-sokolovo-edu54.edusite.ru/sveden/files/a211f2c8-a52c-4687-a849-bf6d41c4f477.pdf
• Образовательная программа МБДОУ «Детский сад».
https://skazka-sokolovo-edu54.edusite.ru/sveden/files/f20e5849-a5de-428c-97d0-5041a6c55bed.pdf
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал.
(К. Симонов).
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Чтобы воспитать такую личность необходимо предоставить ребенку условия, в которых он бы ощутил бы духовную жизнь своего народа, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.
Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного
возраста к истокам русской народной культуры «Русская изба» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом, праздниками и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена образовательная программа «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. ,Т. С. Комаровой; О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Кроме этого программу существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству, а также музыкальные занятия с изучением народных песен, плясок, народными играми, потешками, и. т. д.
Данная программа является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к народным традициям. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.)
Программа ценна тем, что знакомясь с традициями русской народной культуры (декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, играя в народные игры, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности понять, что они - часть великого русского народа.
Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы : Приобщение к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях;
2. Создать условия для знакомства детей с русским бытом, через создание «Русской избы»;
3. Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
4. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками;
5. Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно- прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель);
6. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
7. Обогащать словарный запас детей;
8. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы»;
9. Способствовать гармонизации детско- родительских отношений.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Свою работу строю на следующих основных принципах:
•
Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;
• Во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);
• В-третьих, активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
• В-четвертых, на основе индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений.
• В-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения : оформления и проведения праздников и досугов, создание эстетической среды в повседневной жизни.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы ребёнок :
• активный, самостоятельный, с творческим потенциалом;
• умеющий гармонично взаимодействовать с другими людьми;
• знающий русский быт, историю народного костюма, игрушки, народные игры;
• использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки;
• знающий русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
• узнающий произведения народно-прикладного искусства;
• умеющий играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;
• осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи);
• использующий атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
• бережно относящийся к предметам быта, произведениям народного творчества.
1.5. Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы :
• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
• Знает название и назначение предметов русского народного быта.
• Знает русские народные и музыкально - фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
• собеседование с детьми;
• наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
• анализ результатов продуктивной деятельности.
Фамилия, имя
ребенка Критерии оценки
Использование в активной речи потешек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, образные выражения. Знание русских народных сказок, называет былинных и сказочных героев. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. Знает предметы быта. Имеет представление о народных промыслах
(Хохлома, Городец, Дымка, Гжель)
1.
2.
Условные обозначения:
2 – справился с заданием самостоятельно;
1 – справился с заданием с помощью педагога;
0 – не справился с заданием Уровень знаний (в баллах) :
14,15,16– высокий
11,12,13– средний
0-10 – низкий
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые(8-10 человек, интегрированные.
Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 25-30 минут (в зависимости от возраста детей).
В работе с детьми используются различные методы и приемы:
-одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
-словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
-эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
-проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- сотворчество;
-мотивационный (убеждение, поощрение).
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область
Содержание работы
Социально-коммуникативное развитие
1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.
Познавательное развитие
1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества.
2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).
Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами (лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит. д.).
Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания.
Речевое развитие
1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи.
Способствовать развитию любознательности.
2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.
3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки.
Художественно-эстетическое развитие 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.
2. Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки. музыка, пляски
3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Физическое развитие
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.
3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области
Старший дошкольный возраст
Физическое развитие
1. Игра
2. Беседа
3. Рассказ
4. Рассматривание
5. Интегративная деятельность
6. Физкультурные досуги
7. Спортивные состязания
8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
9. Проблемная ситуация
Социально - коммуникативное
1. Индивидуальная игра
2. Совместная с воспитателем игра
3. Совместная со сверстниками игра
4. Чтение
5. Беседа
6. Наблюдение
7. Педагогическая ситуация
8. Экскурсия
9. Ситуация морального выбора
10. Проектная деятельность
11. Интегративная деятельность
12. Праздник
13. Рассматривание
14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов
15. Экспериментирование
16. Поручение и задание
17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Речевое развитие
1. Чтение
2. Беседа
3. Рассматривание
4. Решение проблемных ситуаций
5. Игра
6. Проектная деятельность
7. Создание коллекций
8. Интегративная деятельность
9. Обсуждение
10. Рассказ
11. Инсценирование
12. Ситуативный разговор с детьми
13. Сочинение загадок
14. Проблемная ситуация
15. Использование различных видов театра
1. Создание коллекций
2. Проектная деятельность
3. Исследовательская деятельность
4. Экспериментирование
5. Развивающая игра
6. Наблюдение
7. Проблемная ситуация
8. Рассказ
9. Беседа
10. Интегративная деятельность
11. Экскурсия
12. Коллекционирование
13. Моделирование
14. Игры с правилами
Художественно - эстетическое развитие
1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно - исследовательской деятельности
2. Создание макетов, коллекций и их оформление
3. Рассматривание эстетически привлекательных предметов
4. Игра
5. Организация выставок
6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки
7. Музыкально- дидактическая игра
8. Интегративная деятельность
9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
10. Музыкальное упражнение
11. Попевка, распевка
12. Танец
13. Творческое задание
14. Концерт - импровизация
15. Музыкальная сюжетная игра
2.3. Тематическое планирование
месяцы
Название раздела, мероприятия.
НОД
Праздники и развлечения
Игры Знакомство с художественной литературой
2016-2017 учебный год
сентябрь «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» (места проживания, строительство жилища) Подвижная игра
«Гуси-лебеди»
Д/И «Русская изба» Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками.
октябрь «В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей) Праздник в мини-музее «Русская изба»
«Кукла – берегиня».
Игра-драматизация по рус. нар. ск. «Колобок»
«Колобок» обр. К. Ушинский, «Волк и козлята»
обр. А. Н. Толстой, «Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской,
ноябрь Рисование «Семеновская матрешка» «Русская ярмарка» Подвижная игра «Заря-заряница» «Гуси - лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычек – черный бочек, белые копытца» обр. М. Булатова.
декабрь «Какова пряха - такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма) «Русский народный костюм»
Игры: «Сложи картинку», «Чей костюм?» «Лиса и заяц» обр. В. Даля, «У страха глаза велики» обр. М. Серовой,
январь «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни) «Рождественские посиделки» Игра-драматизация по рус. нар. ск. «Теремок»
«Рукавичка»; «Коза - дереза» обр. Е Благиной,
«Два жадных медвежонка» обр. А. Краснова, В. Важдаева.
февраль «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви) Спортивный праздник «Путешествие в страну «Спортландию» Подвижная игра «Пятнашки» «У солнышка в гостях» перевод С. Могилевской и Л. Зориной,
«Пых» обр. Н. Мялика.
март Рисование «Укрась матрешку сказочным узором» (Полхов - Майдан) «Широкая Масленица» Подвижная игра «Краски»
Театр ложек «Заюшкина избушка». Слушание песен:
-«И к нам весна пришла»,
-«Вербохлест».
-Пение обрядовых песен и закличек о весне.
Чтение:
«Сивка-Бурка», Э. Успенский «Матрёшки».
апрель «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов) Подвижные игры:«Горелки», «Краски»
Песенки, потешки, заклички: «Еду – еду к бабе, к деду…»,
«Как у нашегокота»,
«Сидит белка на тележке…»,
«Жили у бабуси…»,
«Кисонька – мурысенька…»,
«Заря – зареница…»
май Рисование «Знакомство с городецкой росписью» «Фольклорный праздник» Подвижная игра «Карусель»
Песенки, потешки, заклички: «Пальчик – мальчик…»,
«Заинька, попляши…»,
«Ночь пришла…», «Сорока, сорока…».
2017-2018 учебный год
сентябрь Рисование «Сине-голубая Гжель» «Милости просим, гости дорогие»
(праздник в мини-музее «Русская изба») Дидактическая игра «Вершки да корешки».
Дидактическая игра «Собери целое».
Вечер загадок.
октябрь Покров, натопи нашу избу без дров!
(Познакомить детей с праздником Покрова, народными приметами и обычаями, с песнями, играми этого периода.) «Капустные посиделки» Разучивание русской народной игры «Кружева». Прослушивание:
-плясовая: «Ах вы сени»; «Как у наших у ворот»;
• -хороводная: «Со вьюном я хожу»; «Пошла Млада за водой»;
• -колыбельная: «Котя-котик-коток».
ноябрь Рисование «Роспись дымковских игрушек» Развлечение «Синичкин праздник»
(Развешивание кормушек для птиц) Разыгрывание русских народных игр «Кузнецы», «Подушечка». Прочитать сказки:
-«Золотое веретено»;
-«Барин-кузнец»;
- «По щучьему веленью»;
- «Мужицкий
кафтан».
декабрь Рисование «Роспись тарелки по мотивам Хохломы» Развлечение «Наум – вечер игр и загадок». Игра «Кто позвал» (угадывание по голосу) Наум – грамотник. (14 декабря). Чтение рассказа Л. Н. Толстого
«Филиппок».
Чтение сказок:
-«Как старик домовничал»;
-«Бобовое зернышко»
январь Рисование «Филимоновская барыня» Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!» «Игра «Цепи кованые» Знакомство с русским фольклором на Рождество.
февраль Занятие «Из истории России»
Праздник «Русские богатыри»
Игра «Два мороза» Рассматривание картин и иллюстраций к книгам с изображением Кремля,
Успенского собора, Собор Василия Блаженного, памятника Минина и Пожарского, просмотр, чтение детям произведений о Москве.
Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества.
март «Русь ремесленная. Русь мастеровая». Посиделки в мини-музее «Русская изба» «Живет в народе песня» Народные игры «Карусель», «Каравай»
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Я. Акима «Кем я буду?».
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари.
«Семь Симеонов»
апрель Лепка «Дымковская игрушка»
Знакомство с праздником в мини-музее «Русская изба» «Тема: «Дорого яичко к Христову дню»
Игры: «Матушка Весна»,
«Бой яйцами», катание яиц с горки. Зимовье зверей,
«Лисичка со скалочкой», Лиса и козел, Лисичка-сестричка и серый волк.
май Лепка «Филимоновская игрушка» Игры «Заря – заряница», «Венок», «Водяной», «Ручеек». «Заяц-хваста»,
«Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса и кувшин», «Каша из топора»
2.4. Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы :
-Клуб для родителей «Собеседник»; (ПРИЛОЖЕНИЕ2)
-Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
-Беседы;
-Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству и др. ;
- анкетирование.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническое обеспечение Программы :
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду заведующая выделила помещение, где мы с родителями и педагогами ДОУ оборудовали в виде комнаты в русской избе, разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках : коромысло, горшки, лапти и т. д. Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца, рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Отдельно от избы находится колодец. Почти вся хозяйственная утварь, орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами.
Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева, её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.
В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).
Таким образом, в русской избе разместились : лапти, корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.
Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.
В избе собрана картотека дидактических игр, подвижных игр, загадок, потешек. В музыкальном зале проводятся праздники и развлечения. С помощью компьютера и цифрового проектора показываем детям сказки, просматриваем праздники которые проходили в ДОУ и др.