Лариса Отраднова
Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
для детей старшего дошкольного возраста
Руководитель:
Отраднова Лариса Михайловна
Новосибирск 2016
Оглавление
Пояснительная записка 2
Список литературы 4
План работы кружка «Бабушкин сундучок» 6
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах
Современная жизнь нашего общества диктует необходимость возвращения к приоритетам - любви к Отечеству, духовному возрождению. Воспитание чувств патриотизма - задача очень сложная, особенно в работе с детьми дошкольного возраста.
Одной из задач воспитательно-образовательной деятельности является знакомство дошкольников с народной культурой, традициями, богатейшей историей родного края, родного посёлка, формирование патриотических и духовно-нравственных качеств. С помощью музыкального фольклора можно и нужно приобщать обучающихся детей к истории и культуре своего народа, развивать музыкально-творческие способности детей, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность. Фольклор, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, игра на музыкальных инструментах, сказки, танцы, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Обобщая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основу культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческому наследию своего народа.
Актуальность:
От того как дети будут знать своё прошлое, традиции и культуру своего народа зависит наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
Кружок «Бабушкин сундучок» ценен тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, дети легче понимают и представляют, как жили люди на Руси.
Кружок «Бабушкин сундучок» для детей дошкольного возраста, предназначен для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Он предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Цель работы :
-приобщение детей к истокам русской народной культуре на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, традициями.
Задачи:
-вызвать интерес к жизни наших предков.
-познакомить детей с русскими народными инструментами, игрушками, праздниками
-вызвать интерес к русским традициям : гостеприимство, почитание родителей.
-создать условия для развития творческого потенциала воспитанников в музыкальной, литературной и продуктивной деятельности.
-взаимодействовать с семьями воспитанников в возрождении и укоренении духовно-нравственных, семейных традиций.
Основные участники реализации кружка :
- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения (дети 5-7 лет).
- Педагогический коллектив.
- Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.
Форма занятий:
Занятие кружка включено в расписание непосредственно образовательной деятельности и проводится один раз в неделю продолжительностью 25 минут.
День проведения – четверг. Время проведения – 15:45 – 16:10. Срок реализации программы – 1 год. Комплектование учебной группы.
Для успешной реализации программы кружка дети будут поделены на две подгруппы по 10 – 12 человек (от количества присутствующих детей). Во время занятия одна подгруппа детей будет находиться с младшим воспитателем.
Принципы реализации кружка :
- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
-Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
-Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности
-Принцип сочетания научности и доступности исторического материала с учётом приоритета ведущей деятельности дошкольника-игры
-Принцип постепенности усложнения материала
-Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач
-Принцип приоритетности регионального культурного компонента
Методы работы :
- Наглядный: наглядно – зрительные, предметная наглядность, наглядно – слуховые.
- Информационно – рецептивный: совместная деятельность педагога и ребенка.
- Репродуктивный: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
- Метод проблемного обучения: творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний.
- Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений.
- Исследовательский: самостоятельное придумывание игровых сюжетов.
- Словесный: краткое одновременное описание и объяснение сюжетного рассказа.
Ожидаемые результаты работы с детьми по программе кружка :
- у ребенка сформирован интерес, эмоциональное отношение к национальной культуре (во всех ее проявлениях);
- знание народных сказок, малых форм фольклора, народных праздников, понимание их основной идеи, желания их рассказывать, показывать;
- желание участвовать в народных праздниках, активно к ним готовиться, творчески проявлять себя.
Список литературы
Ю. Аленков «Считалки 1800 самых интересных и занимательных считалок».
В. П Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».
А. В Балов «Детские сказки, народные игры, песни и присказки».
Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г
А. И Викулина «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе
дошкольного учреждения».
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.
С. Р Николаева, И. Б Катышева «Обруч» №5 2009 г.
С. Р Николаева, И. Б Катышева «Народный календарь – основа планирования работы
с дошкольниками».
План работы кружка «Бабушкин сундучок»
Для детей 5-6 летнего возраста. 1 год обучения (2016-2017 учебный год)
Месяц Неделя Тема Задачи Материал
Сентябрь 2 неделя «Милости просим, гости дорогие!» Познакомить детей с Хозяйкой «русской избы», с ее обитателем домовёнком Кузей, с предметами обихода в русской избе : коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться. Подлинные предметы быта, иллюстрации.
Сентябрь 4 неделя «Русские народные сказки, небылицы и песни» Познакомить детей с русскими народными сказками. Вызвать желание передавать содержание сказок в процессе игровой театрализованной деятельности. Познакомить детей с небылицами. Учить отличать небылицы от других видов русского народного творчества. Учить с детьми колыбельные песни. Знать их назначение. Книги, сборники песен, иллюстрации к небылицам.
Октябрь 2 неделя «Хлеб – всему голова» Знакомить со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать как можно больше фольклора (пословицы, поговорки). Воспитывать уважение к труду хлебороба. Закреплять знание об обычае встречать гостей хлебом-солью. Сборники пословиц и поговорок, картинки с изображением уборки хлеба в старину.
Октябрь 4 неделя «Покров – натопи избу без дров» Расширять и закреплять представления, понятия об осени, урожае, природе. Познакомить детей с народными пословицами об осени, урожае, осенних месяцах. Рассказать о народном календаре и приметах.
Народный календарь с приметами.
Ноябрь 2 неделя «В гостях у сказки» Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Заострить внимание на пословице «Как аукнется, так и откликнется»
Книги и иллюстрации к русским народным сказкам.
Ноябрь 4 неделя «Народные инструменты» Продолжать формировать представление о народных инструментах, их внешнем виде, звучании, назначении. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к народной песне, музыке. Русские народные и шумовые инструменты.
Декабрь 2 неделя «Выпал беленький снежок»
Знакомство с народными играми «Лиса и зайцы», «Медведь». Проведение хоровода «Выпал беленький снежок». Воспитывать у детей интерес к народным обрядам, вызвать у детей положительные эмоции от проведения народных подвижных игр. Атрибуты и костюмы для подвижных игр, хороводов.
Декабрь 4 неделя «Ёлочка душистая иголочка» Познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание, баловство) на Новый год. Привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России. Репродукции картин с зимними забавами и гуляниями, материалы для изготовления елочных игрушек.
Январь 2 неделя «Пришла Коляда – отворяй ворота»
Познакомить детей с рождественскими обычаями петь обрядовые песни – колядки. Приобщать к традициям и обрядам русского народа, знакомить с рождественскими праздниками и святочными гаданиями. Тематическая литература.
Январь 4 неделя «Волшебная дымка, гжель» Познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой и гжелью: их характерными элементами и цветовой гаммой росписи. Вызвать интерес. Дымковские игрушки, матрешки, ложки, туяски. Альбомы с росписью декоративно-прикладного искусства.
Февраль 2 неделя «Одна у человека мать, одна и Родина»
Познакомить детей с народными пословицами о Родине, учить их осмысливать. Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить с понятиями «большая» и «малая родина». Иллюстрации с природными разнообразиями и богатствами России. Репродукции картин. Сборник пословиц и поговорок о Родине.
Февраль 4 неделя «Илья Муромец – богатырь земли русской»
Формировать у детей представление о прошлом русского народа. Древней Руси. Уточнить знания о былинах. Былинном богатыре - Илье Муромце». Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать. Картины с изображением древней Руси, художественная литература.
Март 2 неделя «Лучше нет дружка, чем родная матушка»
Познакомить детей с народными пословицами о матери, учить осмысливать содержание пословиц. Раскрыть многогранный образ матери труженицы. Развивать доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к матери – самому родному человеку, уважение к ее труду, беседа о маме, изготовление поделок в подарок мамам. Пословицы о матери, портреты мам, выполненные детьми, материалы для изготовления подарков.
Март 4 неделя «Ой, ты, Масленица» Познакомить детей с основными приметами прихода весны, рассказать детям о зарождении праздника Масленица, традициях, особенностях. Повторить знакомые и выучить новые обрядовые песни. Сделать куклу Масленицу. Иллюстрации с изображением весенних примет, сборники народного фольклора.
Апрель 2 неделя «Вербное воскресенье» Рассказать детям о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Познакомить детей с обычаями связанными с этим днем, воспитывать интерес к духовному наследию земли русской, уважение к обычаям наших предков, украсить лентами веточки вербы. Тематическая литература, материал для изготовления поделок.
Апрель 4 неделя «Пасха» Рассказать детям о праздновании Пасхи, об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня Пасхальной недели – Красной горки, изготовление праздничных Пасхальных яиц. Тематическая литература, материал для изготовления поделок.
Май 2 неделя Викторина «Русские народные сказки»
Закрепить знание о народных сказках, о жанровых особенностях сказок, малых фольклорных форм. Формировать образность речи: умение понимать образное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. Развивать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова. Художественная литература, иллюстрации к народным сказкам.
Май 4 неделя «Обычаи русского лета»
Познакомить детей с обычаем празднования Троицы. Разучить подвижную народную игру «Ходит Ваня». Закрепить умение складывать фигурки животных из бумаги. Воспитывать любовь к русской культуре, уважение друг к другу, заботу о природе. Календарь летних примет, иллюстрации, материал для изготовления поделок.