Любовь Александровна Астапова
Рабочая программа кружка «Прялица» по приобщению детей к истоком народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Интерес к проблеме воспитания духовно- нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально- нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребёнка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остаётся. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств у детей и привлечь к этому родителе
Публикация «Рабочая программа кружка „Прялица“ по приобщению детей к истоком народной культуры» размещена в разделах
.Цель работы : заложить основы духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- приобщить детей к духовно-нравственным традициям русского народа;
-способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
-формировать моральное сознание и моральные оценки.
-помочь детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Литература
1. О. А. Ботякова, Л. Ф. Голякова «Российский этногрофический музей - детям»;
2. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красная изба»;
3. Газета «ставроша». 2006г. №1;
4. Журнал «Юный натуралист», 1990г. №2 ;
5. Журнал «Юный натуралист», 1989г. №12;
6. Л. А. Павлова «Русский дом»
План работы кружка «Прялица»
Сентябрь.
Тема : «Русская изба. Интерьер крестьянского жилища.»
Пр. сод. : Познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Тема: «Знакомство с атрибутами домашнего очага (чугунок, прялка, коромысло).»
Пр. сод. : Развивать разносторонность восприятия детьми нового материала, зрительно запоминать атрибутику домашнего очага.
Тема: «Чаепитие.»
Пр. сод. : Познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях.
Тема : «Осенние игры и забавы.»
Пр. сод. : Познакомить детей с народными осенними играми и забавами «Ручеек», «Царевич», «Хоровод».
Октябрь.
Тема: «Разучивание русской народной песни «Лебядин»
Пр. сод. : Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное восприятие детей, знакомить детей с жанрами русских народных песен.
Тема : «Разучивание русской народной песни «Уж я колышки тешу»
Пр. сод: Продолжать знакомить детей с народными песнями, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.
Тема: .Разучивание и инсценировка песни «С речки Аннушка идет»
Пр. сод. : Учить различать музыкальное произведение по характеру (грустная- веселая).Учить инсценировать песни.
Тема : «Знакомство с малыми фольклорными жанрами: пословицы, поговорки, дразнилки.»
Пр. сод: Познакомить детей с малым фольклором, довести до сознания детей почему дразнятся (дело в чертах характера, поведении, дать понять детям, что на дразнилки не обижаются.
Ноябрь.
Тема: «Что мы знаем о народном творчестве».
Пр. сод. : Закрепить знание детей о народном творчестве. Учить активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Тема: «Крестьянская игрушка.»
Пр. сод. : Познакомить детей с русской народной игрушкой-самоделкой; через игрушку, как этнографический источник, продолжать «погружение» детей в мир русской старины.
Тема: «Изготовление тряпичной куклы (без помощи иглы)»
Пр. сод : Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой-самоделкой, научить изготавливать тряпичную куклу без помощи иглы.
Тема: «Изготовление куклы-оберега «День-Ночь»
Пр. сод. : Продолжать учить детей изготавливать куклу-оберег без помощи иглы. Учить работать с тканью.
Декабрь.
Тема: «Изготовление куклы-оберега «Семиручка»
Пр. сод. :Учить детей изготавливать куклу-оберег из соломы.
Тема: «Традиционные русские праздники зимой»
Пр. сод: Обобщить представление детей о зимних месяцах, познакомить с пословицами и поговорками о зиме, познакомить с историей праздников - Никола, Новый год, Рождество.
Тема: «Зимние игры-забавы. «Снежная карусель»
«Взятие зимнего городка»
Пр. сод. :Познакомить детей с зимними играми-забавами, развивать ловкость, интерес к истории своего народа.
Тема : «Рождественские сувенир «Ангелочек»
Пр. сод. : Познакомить детей с поделками, которые выполняли в старину к Рождеству, чем служила эта поделка.
Январь.
Тема : «Знакомство детей с колядками.»
Пр. сод: Познакомить детей с рождественскими колядками, учить петь рождественские колядки.
Тема : «Русские народные инструменты : ложки, бубны, балалайка, трещотка». Пр. сод. : Формировать представление детей о русских народных инструментах.
Тема: «Игра на деревянных ложках р. н. песня «Я на горку шла».
Пр. сод. : Учить детей определять звучание р. н. инструментов на слух. Формировать у детей умение играть на ложках
Тема : «Игра на русских народных инструментах (бубны, ложки, балалайка. трещотка) р. н. песня «Калинка»
Пр. сод. : Продолжать учить детей играть на русских народных инструментах, определять звучание инструментов на слух.
Февраль.
Тема : «Русские посиделки.»
Пр. сод. : Закрепить знание детей русских народных пословиц, умение отгадывать загадки -наследие, доставшееся нам от наших предков;
знакомить с народной сказкой.
Тема: «Изготовление атрибутов к русской народной сказке «Репка»
Пр. сод. : Учить детей работать с бумагой, с помощью шаблона переводить изображение на бумагу, аккуратно вырезывать изображения по контуру.
Тема : «Инсценировка сказки «Репка»
Пр. сод. : Формировать у детей умение эмоционально передавать состояние героев сказки. Развивать эмоциональную отзывчивость на игровое действие.
Тема : «Одежда наших предков.»
Пр. сод. : Познакомить детей с мужскими и женскими костюмами, особенностями их изготовления и применения, познакомить с узорами, которыми украшали одежду.
Март.
Тема : «Знакомство с праздником «Масленица», история праздника.»
Пр. сод. : Познакомить детей с русским народным праздником «Масленица», формировать представление о масленичной неделе.
Тема : «Весенние- масленичные игры : «Грачи летят», «А мы Масленицу дожидалися»
Пр. сод. : Знакомить детей с обычаями при праздновании Масленицы. Формировать представление и учить играть в весенние -масленичные игры.
Тема: «Изготавление куклы-Масленицы.»
Пр. сод. : Учить детей изготавливать тряпичную куклу- Масленицу
Тема : «Развлечение «Проводы «Масленицы»
Пр. сод. : Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости, веселого настроения, сопереживанию событиям праздника.
Апрель.
Тема: «. Весенние игры и забавы: «Лапта», «Колечко», «Бирюльки»
Пр. сод. : Познакомить детей с весенними играми и забавами.
Тема : «Пасха - Воскресение Христово».История праздника Пасхи.»
Пр. сод. : Познакомить детей с праздником Пасхи. Дать сведения о истории празднования Пасхи.
Тема: «Изготавление корзиночки для пасхальных яиц.» (Бумага).
Пр. сод. : Продолжать учить детей работать с бумагой, шаблоном. Аккуратно переводить шаблон на бумагу, резать по контуру.
Тема: «Роспись пасхальных яиц.»
Пр. сод. : Учить детей расписывать пасхальные яйца. Знакомить с узорами росписи.
Май.
Тема: «Беседа о природе. Весенние заклички.»
Пр. сод. : Развивать умение детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
Тема : «Знакомство детей с птичьими голосами. Слушание пение птиц»
Пр. сод. : Учит детей различать птичьи голоса, формировать у детей умение воспринимать прекрасное.
Тема: «Разучивание песни «На зеленом лугу»
Пр. сод. :Продолжать учить детей различать песни по жанрам. Закреплять знания, навыки и умение пения.
Тема: «Итоговое игровое занятие «Весела была беседа»
Пр. сод. : Закрепить полученные детьми знания об истории, обычаях и традициях своего народ.