Елена Григорьева
Рабочая программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«О правах – играя!
Пояснительная записка.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В условиях формирующего правового государства процесс совершенствования общества и каждого человека неотделим от воспитания в духе прав человека. Дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны. Дети, воспитанные в духе прав ребенка, легко совмещают представления о правах с соответствующими им обязанностями.
Публикация «Рабочая программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Программа «О правах-играя» нацелена на развитие детей, формирование у детей элементарных представлений оправах и свободах, уважения и терпимости к другим людям.
Таким образом, правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников, глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельного.
Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:
– Со взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.
– С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования.
Правовое воспитание основано на включение ребенка в естественные виды деятельности:
- игры, создаваемые педагогом вместе с детьми; -
-изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
-конкретные поступки и ситуации
Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются :
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Декларация прав ребенка (1959)
Цель:
-Способствовать формированию условий для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.
Задачи:
-Способствовать формированию у детей умения общаться с разными людьми;
-Формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, посёлке;
-Дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их;
-Сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права, познакомить с правами детей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы : беседа, чтение стихов, рассказов, игры, рисование, разбор конкретных поступков и ситуаций, рассматривание иллюстраций, прослушание музыки, показ презентаций.
После проведенной работы планируется, что дети должны знать:
-что есть документы, которые защищают права человека;
-что у каждого человека есть права, которыми он должен пользоваться;
-что этими правами обладают все люди всего мира.
Ожидаемые результаты:
-общаться с другими людьми;
-научиться слушать других людей;
-уметь решать проблемы и выяснять свой правовой статус.
Список используемой литературы:
1. Борисова О. Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. 2002. №4.
2. Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева, О. Л. Князева, Е. В. Соловьева Защита прав и достоинств маленького ребенка. - Москва «Просвещение» 2006г.
3. Р. А. Жукова Правовое воспитание- Волгоград 2007г.
4. Н. Н. Копыткова Правовое образование в ДОУ. - Москва Творческий центр 2007г.
5. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. - Москва 2007г.
6. О. И. Давыдова, С. М. Вялкова Беседы об ответственности и правах ребенка. Москва 2007г.
7. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. - Москва 2004г.
8. С. В. Глебова Детский сад- семья. - Воронеж ТЦ «Учитель»2007г.
9. Е. К. Ривина Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами. - Москва 2002г.
10. М. Ю. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в д\с. Москва 2002г.
11. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.» Москва 2003г.
12. С. А. Соловей, Т. Н. Дубко Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. Москва 2004г.
13. Л. В. Проява: Система работы по реализации прав ребенка в образовательном учреждении. Управление ДОУ. 2005г №3.
14. Т. Н. Доронова: Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье. Дошкольное воспитание. 2001г. №8.
15. Право на защиту и помощь. Дошкольное воспитание. 2001. №11.
16. Право на образование. Дошкольное воспитание. 2001г. №10.
17. Право на охрану здоровья. Дошкольное воспитание. 2001г. №9.
18. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье. Дошкольное воспитание. 2001г. №12.
19. Р. С. Буре, М. В. Воробьева. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Москва 2004г.
20. Интернет ресурсы:
- http//www/maam.ru
-http//www/detskiysad.ru
-http//www.school.Edu.ru…и другие.