Марина Балясова
Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел «Творчество» : песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
Формы работы
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
- на музыкальной НОД;
Публикация «Рабочая программа „Музыка“ по программе „От рождения до школы“, Заключительная часть пояснительной записки» размещена в разделах
- - интеграция в другие образовательные области (Физическая культура, здоровье, социализация, безопасность, труд, познание, чтение худ. лит-ры, художественное творчество);
- во время прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и развлечениях • Музыкальной НОД
• Праздники, развлечения
• В повседневной жизни:
-Театрализованная деятельность
- Игры
- Празднование дней рождения
• Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО.
• Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих импровизации в пении, движении, музицировании
• Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок
• Придумывание простейших танцевальных движений
• Инсценирование содержания песен, хороводов
• Составление композиций танца
• Импровизация на инструментах
• Музыкально-дидактические игры
• Игры-драматизации
• Аккомпанемент в пении, танце и др.
• Детский ансамбль, оркестр
• Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
• Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
• Открытые музыкальные занятия для родителей
• Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
• Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
• Посещения детских музыкальных театров
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий среднего Поволжья направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.
Особенностью образовательной деятельности музыкального развития является использование парциальных программ.
Необходимость введения парциальной программы И. М. Каплуновой. И. Н. Новоскольцевой «Ладушки» продиктована отсутствием полноценных музыкальных впечатлений в детстве, что с трудом восполняется в последствии. Важно уже в раннем детстве формировать личность ребёнка через культуру – воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речью. Задачи программы «Ладушки» Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей). Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности. Автором разработана система работы на основе использования классики. К программе разработаны занятий для всех возрастных групп детского сада. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Реализуется в разделе «Слушание музыки» на музыкальных занятиях, в режимных моментах и различной досуговой деятельности.
Парциальной программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоения собственного тела как выразительного инструмента. В программе раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей 3-7 лет. Работа строится на интеграции движения и музыки.
В связи взаимообусловленностью музыки и движения, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
Развитие музыкальности :
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку :
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения,
- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Программа И. Каплунова, И. Новоскольцева» и программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» позволяют формировать основы музыкальной культуры в дошкольном детстве, и нацелены на гармоничное духовное, психическое и физическое развитие ребенка.
2.4 Способы и направления поддержки детской инициатив
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Приоритетная сфера инициативы детей 6-8 лет – научение. Для это необходимо:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы : повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.
- Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников
- Обращаться к детям с просьбой показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
- Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
При планировании работы с семьями воспитанников учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.
Основные направления работы с семьёй Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия детского сада с семьё й: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьё й:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); (Приложение № 3)
- Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
2.6 Система педагогического мониторинга музыкального развития
Система мониторинга развития детей позволяет осуществлять оценку динамики достижений и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Оценка индивидуального развития детей производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
- решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями;
- изучения характеристик образования детей;
- информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В ее основе лежат следующие принципы:
- она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
- если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др., то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
- аутентичная оценка максимально структурирована (Если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос).
В процессе мониторинга музыкального развития исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы.
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
Принципы построения предметно-развивающей среды:
- дистанции, позиции при взаимодействии;
- активности, самостоятельности, творчества;
- стабильности - динамичности;
- эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
- Спокойная и доброжелательная обстановка,
- Внимание к эмоциональным потребностям детей,
- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
- Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,
- Созданы условия для развития и обучения.
Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие.
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Вид музыкальной деятельности Учебно-методический комплекс
1. Восприятие: • Музыкальные центры «SAMSUNG», «PANASONIK»
• Фонотека
• Видеопроектор
• Ноутбук
• Наглядный материал:
• Портреты русских и зарубежных композиторов
• Наглядно - иллюстративный материал:
• Сюжетные картины;
• Пейзажи (времена года);
• Комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты»
• Театр кукол, настольный театр,
• Синтезатор «CASSIO»
Дидактические игры
Вид музыкальной деятельности Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
2. Пение: -музыкально-слуховые представления «Птица и птенчики»; «Три медведя»; «Чудесный мешочек» ; «Курица и цыплята»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» «Куда идёт мелодия»; «Три медведя»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай, какой инструмент»
- ладовое чувство «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело» «Грустно-весело»; «Сложи песенку»; «Узнай музыкальный инструмент»
Упражнения на дыхание Артикуляционная гимнастика (картотека игр) «Дыхательная гимнастика (картотека игр)
Наглядный материал
Вид музыкальной деятельности Наглядно-иллюстративный материал
Музыкально-ритмические движения 1. Буренина А. «Ритмическая мозаика» изд. «Композитор» С – Петербург, 2008.
2. Сауко «Топ – хлоп, малыши» методическое пособие по развитию музыкально – ритмических движений у детей 2-3 лет изд. «Композитор» С –Петербург, 2009
3. Шарфы
4. Разноцветны листочки
5. Ленты
6. Султанчики
7. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.
8. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.
9. Платочки; платки.
Игра на детских музыкальных инструментах Детские музыкальные инструменты :
1. Не озвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки; трещотка; колотушка ; музыкальные молоточки ; колокольчики металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ;
3. Духовые инструменты: свистульки ; дудочки ; флейта; Струнные инструменты: арфа;
4. Язычковые инструменты: баян, аккордеон
3.2 Содержание методического материала и средств обучения и воспитания
Основные программы «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
Парциальные программы и технологии «Ладушки» И. М. Каплунова,И. А. Новоскольцева
Пособия «Музыкальное воспитание в детском саду»М. Б. Зацепина. 2006г
Методическое обеспечение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей М. Б. Зацепина, «Народные праздники в детском саду» 2008г. «Праздники и развлечения в детском саду»2008г.
Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 3-4 лет, М. Б. Зацепина,Г. Е. Жукова.
Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 7 лет, М. Б. Зацепина,
Конспекты музыкальных занятий в старшей группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2008г.
Конспекты музыкальных занятий в средней группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2008г.
Конспекты музыкальных занятий в младшей группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2010г.
Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий в подготовительной группе «Праздник каждый день». И. Каплунова, И Новоскольцева 2010г.
Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Потанцуй со мной дружок» И. Каплунова, И Новоскольцева.
Методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей,родителей. «Умные пальчики» И. Каплунова, И Новоскольцева. 2009г.
И. Каплунова, И Новоскольцева, И. Алексеева. Топ-топ каблучок. 2004г.
И. Каплунова, И Новоскольцева. «Ах, карнавал!» Праздники в детском саду2002г
«Осенние детские праздники». О. Д. Орлова-М ТЦ, Сфера.
«Весенние детские праздники». О. Д. Орлова-М ТЦ, Сфера
«Зимние праздники», О. Д. Орлова.
Праздник «Защитника Отечества» М-ТЦ, Сфера.
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ. Организация праздников, развлечений, традиций способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения «речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой» ежегодно проводится неделя экологических спектаклей приуроченных к празднованию Дня Земли. В комплексно-тематическом блоке обозначена тема «Весна. День Земли», в период с 20 по 30 апреля.
В детском саду в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные традиционные мероприятия, праздники. На основе традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности.
(«План досуговых и культурно-массовых мероприятий» Приложение № 4)