МААМ-картинки

Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки

Марина Балясова
Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел «Творчество» : песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах

Формы работы

Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальной НОД;

Публикация «Рабочая программа „Музыка“ по программе „От рождения до школы“, Заключительная часть пояснительной записки» размещена в разделах

- - интеграция в другие образовательные области (Физическая культура, здоровье, социализация, безопасность, труд, познание, чтение худ. лит-ры, художественное творчество);

- во время прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях • Музыкальной НОД

• Праздники, развлечения

В повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

- Игры

- Празднование дней рождения

• Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО.

• Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра, способствующих импровизации в пении, движении, музицировании

• Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок

• Придумывание простейших танцевальных движений

• Инсценирование содержания песен, хороводов

• Составление композиций танца

• Импровизация на инструментах

Музыкально-дидактические игры

• Игры-драматизации

• Аккомпанемент в пении, танце и др.

• Детский ансамбль, оркестр

• Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

• Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

• Открытые музыкальные занятия для родителей

• Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

• Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

• Посещения детских музыкальных театров

2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий среднего Поволжья направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.

Особенностью образовательной деятельности музыкального развития является использование парциальных программ.

Необходимость введения парциальной программы И. М. Каплуновой. И. Н. Новоскольцевой «Ладушки» продиктована отсутствием полноценных музыкальных впечатлений в детстве, что с трудом восполняется в последствии. Важно уже в раннем детстве формировать личность ребёнка через культуру – воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речью. Задачи программы «Ладушки» Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей). Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни). Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности. Автором разработана система работы на основе использования классики. К программе разработаны занятий для всех возрастных групп детского сада. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Реализуется в разделе «Слушание музыки» на музыкальных занятиях, в режимных моментах и различной досуговой деятельности.

Парциальной программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» направлена на психологическое раскрепощение ребенка через освоения собственного тела как выразительного инструмента. В программе раскрывается технология, в основе которой – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей 3-7 лет. Работа строится на интеграции движения и музыки.

В связи взаимообусловленностью музыки и движения, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

Развитие музыкальности :

- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку :

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения,

- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Программа И. Каплунова, И. Новоскольцева» и программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» позволяют формировать основы музыкальной культуры в дошкольном детстве, и нацелены на гармоничное духовное, психическое и физическое развитие ребенка.

2.4 Способы и направления поддержки детской инициатив

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Приоритетная сфера инициативы детей 6-8 лет – научение. Для это необходимо:

- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы : повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.

- Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников

- Обращаться к детям с просьбой показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

- Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

- Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.

- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.

При планировании работы с семьями воспитанников учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.

Основные направления работы с семьёй Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Цель взаимодействия детского сада с семьё й: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.

Задачи взаимодействия детского сада с семьё й:

- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;

- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); (Приложение № 3)

- Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

2.6 Система педагогического мониторинга музыкального развития

Система мониторинга развития детей позволяет осуществлять оценку динамики достижений и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Оценка индивидуального развития детей производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Целевые ориентиры используются педагогами для:

- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

- решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями;

- изучения характеристик образования детей;

- информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В ее основе лежат следующие принципы:

- она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

- если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др., то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

- аутентичная оценка максимально структурирована (Если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос).

В процессе мониторинга музыкального развития исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы.

3. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.

Принципы построения предметно-развивающей среды:

- дистанции, позиции при взаимодействии;

- активности, самостоятельности, творчества;

- стабильности - динамичности;

- эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:

- Спокойная и доброжелательная обстановка,

- Внимание к эмоциональным потребностям детей,

- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,

- Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,

- Созданы условия для развития и обучения.

Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие.

КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вид музыкальной деятельности Учебно-методический комплекс

1. Восприятие: • Музыкальные центры «SAMSUNG», «PANASONIK»

• Фонотека

• Видеопроектор

• Ноутбук

Наглядный материал:

• Портреты русских и зарубежных композиторов

Наглядно - иллюстративный материал:

• Сюжетные картины;

• Пейзажи (времена года);

• Комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты»

• Театр кукол, настольный театр,

• Синтезатор «CASSIO»

Дидактические игры

Вид музыкальной деятельности Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст

2. Пение: -музыкально-слуховые представления «Птица и птенчики»; «Три медведя»; «Чудесный мешочек» ; «Курица и цыплята»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» «Куда идёт мелодия»; «Три медведя»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай, какой инструмент»

- ладовое чувство «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело» «Грустно-весело»; «Сложи песенку»; «Узнай музыкальный инструмент»

Упражнения на дыхание Артикуляционная гимнастика (картотека игр) «Дыхательная гимнастика (картотека игр)

Наглядный материал

Вид музыкальной деятельности Наглядно-иллюстративный материал

Музыкально-ритмические движения 1. Буренина А. «Ритмическая мозаика» изд. «Композитор» С – Петербург, 2008.

2. Сауко «Топ – хлоп, малыши» методическое пособие по развитию музыкально – ритмических движений у детей 2-3 лет изд. «Композитор» С –Петербург, 2009

3. Шарфы

4. Разноцветны листочки

5. Ленты

6. Султанчики

7. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.

8. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.

9. Платочки; платки.

Игра на детских музыкальных инструментах Детские музыкальные инструменты :

1. Не озвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);

2. Ударные инструменты: бубен; барабан ; деревянные ложки; трещотка; колотушка ; музыкальные молоточки ; колокольчики металлофон (хроматический) ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ;

3. Духовые инструменты: свистульки ; дудочки ; флейта; Струнные инструменты: арфа;

4. Язычковые инструменты: баян, аккордеон

3.2 Содержание методического материала и средств обучения и воспитания

Основные программы «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Парциальные программы и технологии «Ладушки» И. М. Каплунова,И. А. Новоскольцева

Пособия «Музыкальное воспитание в детском саду»М. Б. Зацепина. 2006г

Методическое обеспечение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей М. Б. Зацепина, «Народные праздники в детском саду» 2008г. «Праздники и развлечения в детском саду»2008г.

Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 3-4 лет, М. Б. Зацепина,Г. Е. Жукова.

Музыкальное воспитание в детском саду с детьми 7 лет, М. Б. Зацепина,

Конспекты музыкальных занятий в старшей группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2008г.

Конспекты музыкальных занятий в средней группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2008г.

Конспекты музыкальных занятий в младшей группе «Праздник каждый день»И. Каплунова, И Новоскольцева 2010г.

Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий в подготовительной группе «Праздник каждый день». И. Каплунова, И Новоскольцева 2010г.

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Потанцуй со мной дружок» И. Каплунова, И Новоскольцева.

Методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей,родителей. «Умные пальчики» И. Каплунова, И Новоскольцева. 2009г.

И. Каплунова, И Новоскольцева, И. Алексеева. Топ-топ каблучок. 2004г.

И. Каплунова, И Новоскольцева. «Ах, карнавал!» Праздники в детском саду2002г

«Осенние детские праздники». О. Д. Орлова-М ТЦ, Сфера.

«Весенние детские праздники». О. Д. Орлова-М ТЦ, Сфера

«Зимние праздники», О. Д. Орлова.

Праздник «Защитника Отечества» М-ТЦ, Сфера.

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности ДОУ. Организация праздников, развлечений, традиций способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Праздничные мероприятия - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения «речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой» ежегодно проводится неделя экологических спектаклей приуроченных к празднованию Дня Земли. В комплексно-тематическом блоке обозначена тема «Весна. День Земли», в период с 20 по 30 апреля.

В детском саду в воспитательно-образовательном процессе используются разнообразные традиционные мероприятия, праздники. На основе традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности.

(«План досуговых и культурно-массовых мероприятий» Приложение № 4)

Публикации по теме:

«Овладение методикой работы с детьми по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы В течении учебного года дети 2 младшей средней группы развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали положительную.

Фрагмент рабочей программы в первой младшей группе по программе «От рождения до школы» Реализация образовательной темы «Папа, мама, я – спортивная семья» (12.09.2016 -16.09.2016) Цель: способствовать укреплению психического.

Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе «Здравствуй, детский сад! Наша группа» по программе «От рождения до школы» Интегрирующая тема периода:Здравствуй, детский сад! Наша группаРазвёрнутое содержание работы: Вызвать.

Планирование НОД по программе «От рождения до школы» Тема периода «День знаний» ОО Художественно-эстетическое развитие лепка Тема: «Яблоки и ягоды» Задачи: закреплять умение детей лепить предметы.

Пальчиковая гимнастика по тематике по программе «от рождения до школы». Дата Тема Пальчиковые игры. Упражнения для кистей рук. - учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность.

Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По программе «От рождения до школы» Ознакомление с окружающем миром № Тема Программное содержание Сентябрь 1.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 1) Часть 2 Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Рабочая программа по аппликации в средней группе в соответствии с программой «От рождения до школы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» общеразвивающего типа города Ртищево Саратовской области».

Рабочая программа по разделу «Музыка» для детей 3–4 лет Пояснительная записка. Рабочая программа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет состоит из 5 разделов, рассчитана на 1 год обучения:.

Рабочая программа групповых и индивидуальных коррекционных занятий для 0 класса школы-интерната VIII вида (часть 2) Часть 1 7. Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления» № Название темы Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки
Опубликовано: 28 октября 2016 в 13:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Музыка» по программе «От рождения до школы». Заключительная часть пояснительной записки» (включая файлы) размещена пользователем Марина Балясова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД