Екатерина Шашнова
Рабочая программа. Область «Речевое развитие» 2–3 года
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Публикация «Рабочая программа, Область „Речевое развитие“ 2–3 года» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,
чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы
общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие,
направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на
наглядность.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов,
объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей,
свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Цель:программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
Содержание образовательной деятельности
Связная речь
Понимание обращенной речи сначала с опорой на наглядность, а постепенно и
без нее. Реагирование на обращение с использованием доступных речевых средств,
ответы на вопросы воспитателя с использованием фразовой речи или формы простого
предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимание
ее содержания.
Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания
окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию
в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.
В словарь входят:
— названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей
предметов;
— названия некоторых трудовых действий и собственных действий;
— имена близких людей, имена детей группы;
— обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих
ребенка взрослых и сверстников.
Грамматическая правильность речи
Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний
существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества.
Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных
предложений. Самостоятельная речь детей.
Звуковая культура речи
Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела.
В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение
практически всех согласных звуков. В двухлетнем возрасте такое несовершенство
произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления
и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная
профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата:
губ, языка, щек.
В словопроизношении ребенок пытается произнести все слова, которые
необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов
наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска
слогов в словах по образцу взрослого.
Выразительность речи. Выражение своего отношения к предмету разговора при
помощи разнообразных вербальных средств и невербальных средств — жестов,
мимики, пантомимики (движений)___
Целевые ориентиры:
Ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми.
Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко
понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в
разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его.
Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и
благодарности.
Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с
просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и
ждет на них ответа).
Комплексно-тематическое планирование область «Развитие речи» 2-3 года
месяц неделя тема цель Форма организации совместной образовательной деятельности Методическая литература
сентябрь 1 неделя «Про девочку Машу и Зайку-Длинное Ушко» Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы, упражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести при расставании с мамой. Игра-инсценировка Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№1 стр. 3
2 неделя «Птичий двор» Учить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; формировать способность к диалогической речи; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным. Рассматривание картинки Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 2 стр 5
3 неделя Напоим котенка молоком Развивать у детей слуховое восприятие, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, выполнять поручения, учить соотносить звучание слова с предметами, правильно отвечать на вопросы, громко и тихо воспринимать звукоподражание. Беседа, уточнение Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 3 стр. 6
4 неделя Кто как кричит? Развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Научить различать животных по их внешнему виду и издаваемым звукам. Воспитывать гуманное отношение к животным. презентация Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство
«Учитель»,2012.
№ 5 стр. 9
октябрь 3 неделя У бабушки в гостях Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развивать речь, мышление, мелкую моторику, учить дифференцировать основные цвета (синий, красный, желтый). Игра - инсценировка Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 7 стр 11
4 неделя «Еду, еду, к бабе, к деду» Знакомит детей с понятием «семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений. Беседа, объяснение нового материала
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 6 стр. 10
ноябрь 1 неделя «Спасаем мяч» Учить детей понимать то, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. Рассматривание картины, игровая ситуация Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 4 стр. 8
2 неделя «Устроим кукле комнату». Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова. Дидактическая игра Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№11стр. 22
3 неделя «Домашние животные». Помочь детям увидеть различия между взрослым животным и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. Рассматривание серии
картинок Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 10 стр. 20
4 неделя «Кто что делает?» Учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопросы, называть предметы-помощники няни и их назначение, обогащать словарный запас. Дидактическая игра Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 12 стр. 24
декабрь 1 неделя Куклы у нас в гостях. Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать речь. Игра - инсценировка Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 13 стр. 25
2 неделя Волк в гостях у ребят. Учить рассматривать картинку, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать речь. Рассматривание картинок Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 14 стр. 26
3 неделя Рассматривание ёлки.
Учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». презентация Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 15 стр. 28
4 неделя Как зверята готовятся к празднику ёлки. Учить внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме. Наблюдение, беседа, объяснение Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 17 стр. 32
январь 3 неделя «Зимние забавы» Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью. Рассматривание сюжетных картинок, беседа, рассказы. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 16 стр. 30
4 неделя Зимняя одежда и обувь Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о назначении верхней одежды словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обогатить и активизировать словарь по теме. Наблюдение, рассказ, объяснение нового материала, беседа, дидактическая игра. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 19 стр. 36
февраль 1 неделя Одевание куклы на прогулку. Способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; активизировать словарь по теме. Наблюдение, создание игровой ситуации Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№18 стр. 34
2 неделя «Добрый вечер, мамочка!». Рассказывать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку). Игра - инсценировка Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 17 стр 32
3 неделя «Мамины помощники» Расширять словарный запас; учить группировать предметы по способу использования, называть цвет, величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения. Дидактическая игра, создание игровой ситуации, объяснение нового материала
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 20 стр. 38
4 неделя «Цветочная поляна». Активизировать словарь по теме за счет слов:цветы, поляна, трава, желтые серединки, бабочки, жуки, кузнечики; учить отвечать на вопросы короткими предложениями, используя предлог на. Презентация, беседа, дидактическая игра
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 22 стр. 42
март 1 неделя «Лиса с лисятами» Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обогатить и активизировать словарь по теме. Наблюдение, беседа, объяснение нового материала Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
«21 стр. 43
2 неделя У Ляли болят зубы» Учить детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, используя в речи соответствующие прилагательные; отчетливо произносить звук о. Игры с матрешками, упражнения на звукоподражание, сравнение.
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 23 стр. 25
3 неделя «Игрушки в гостях у ребят». Учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о какой-либо игрушке словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, отмечая ее особенности и характер действий с ней; обогатить и активизировать словарь по теме. Объяснение нового материала, наблюдение, беседа, игра - инсценировка Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 24 стр. 27
4 неделя Выбираем игрушки для прогулки. Учить внимательно слушать и наблюдать; отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме; формировать способность детей к диалогической речи. Наблюдение, дидактическая игра, создание игровой ситуации
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 26 стр. 31
апрель 1 неделя Покормим птиц Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память; воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). Создание проблемной ситуации, сравнение, беседа. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№25 стр. 29
2 неделя «Таня и голуби». Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы. Рассматривание картины, беседа, использование загадок, литературного слова Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 27 стр. 34
3 неделя «Кому что нужно?» Упражнять в назывании предметов и их качеств, соотнесений орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофёр). Презентация, экскурсия в столовую, создание игровой ситуации. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 28 стр. 36
4 неделя «Кто, что ест?» Учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; активизировать словарь по теме (зерно- зернышки, капуста, корочка). Беседа, рассматривание серии сюжетных картинок, слайдовская презентация. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 29 стр 38
май 2 неделя «Кто трудится на огороде?» Учить различать предметы на огороде, расширять словарный запас детей; способствовать развитию речи как средства общения. Наблюдение, беседа, объяснение нового материала, сравнение. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 30 стр. 40
3 неделя «Дети кормят курочку с цыплятами» Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц (курицы, цыплят, обогащать и активизировать словарь по теме. Рассматривание картины, беседа, загадывание загадок, подвижная игра «Курочка с цыплятами» Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 31 стр 42
4 неделя «Медвежья семья» Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, развивать внимание, память, речь. Рассматривание картины, дидактическая игра, сравнение. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа, Волгоград, издательство «Учитель»,2012.
№ 32 стр. 44