Оксана Гвоздкова
Рабочая программа старшей группы «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе общеобразова-тельной программы ДОО – в соответствии с введением Федеральных госу-дарственных стандартов к структуре основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования.
Данная программа разработана в соответствии со следующими норма-тивными документами:
• Конституция РФ (12.12.1993г, ред. от 30.12.2008.) ст. 43;
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Публикация «Рабочая программа старшей группы „От рождения до школы“» размещена в разделах
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Рос-сийской Федерации»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Сани-тарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных органи-заций»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования».
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспита-тельно-образовательного процесса для детей старшего возраста и направ-лена разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возраст-ным возможностям и требованиям современного общества; обеспечивать для детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье.
При постановке целей рабочей программы ориентируемся на основ-ные цели ФГОС дошкольного образования :
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребен-ка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольно-го образования на основе единства обязательных требований к услови-ям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Фе-дерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи рабочей программы определяются исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парци-альных программ, определенных для составления основной образователь-ной программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования :
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждо-го ребенка в период дошкольного детства независимо от места житель-ства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здо-ровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уров-ней;
• создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и ми-ром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценно-стей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах че-ловека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эсте-тических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, са-мостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности фор-мирования программ различной направленности с учетом образова-тельных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах раз-вития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Реализация задач осуществляется в процессе разнообразных видов дея-тельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Коррекционно-развивающая работа, осуществляется в процессе взаимодействия со специалистами: учителя-логопеда, педагога-психолога.
5. Индивидуальная работа с детьми.
6. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в сов-местной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности де-тей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой группы.
В качестве принципов рабочей программы могут быть указаны основ-ные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольно-го образования :
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно вы-бирает содержание своего образования, становится субъектом образо-вания (далее - индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, об-щества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в раз-личных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отлича-ется от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и по-нимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординаци-ей ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больни-ца» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наибо-лее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстра-ции к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отноше-ния. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встре-чаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напро-тив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного че-ловека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия,
в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различ-ные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования бразца. Дети способны выделять основные части предполага-емой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на ос-нове схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художествен-ного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый ма-териал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они назы-вают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цве-товые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Восприни-мают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе простран-ственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников из-вестные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать не-сколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения ока-жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек-ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизи-рованные представления, которые возникают в процессе наглядного моде-лирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также пред-ставления, отражающие стадии преобразования различных объектов и яв-лений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результа-те различных воздействий, представления о развитии и т. д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у де-тей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают форми-роваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учи-тывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Ожидаемые результаты:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельно-сти, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструи-ровании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной де-ятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством соб-ственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрос-лыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыс-лей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще-ния, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос-лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот-ношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила без-опасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается са-мостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам лю-дей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знани-ями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к приня-тию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Условия и средства реализации рабочей программы
Развивающая предметно-пространственная среда создана согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, которая содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоста-вить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Все матери-алы и все оборудование в группах организуется примерно по 5 обла-стям - тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их игру и другую деятельность.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы»; «Центр занимательной математики»;
Зона средней активности: «Центр конструирования»; «центр без-опасности»; «Центр ИЗО-деятельности»
Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры»; «Центр дежурства».
Организация образовательной деятельности.
Группу посещают воспитанники 5-6 года жизни.
Образовательный процесс в ГБОУ Школа № 1374 СП ДС 924 реали-зуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в СП ДС 924: с 700до 1900 часов.
Образовательный процесс осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Летний период – с 1 июня по 31 августа.
Процесс развития личности ребенка осуществляется в игре. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где проис-ходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игро-вая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, про-дуктивная и др.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
• Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
• Образовательная деятельность в режимных моментах;
• Организованная образовательная деятельность;
Организованная образовательная деятельность представляет собой орга-низацию совместной деятельности педагога с детьми:
с одним ребенком;
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигатель-ная, продуктивная)
их интереса к данному занятию;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности.
Содержание рабочей программы включает совокупность образова-тельных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познаватель-ному, речевому и художественно-эстетическому.
Режим дня на холодный период
Режим дня Старшая
Приход детей в детский сад,самостоятельная деятель-ность, свободные игры. Утренняя гимнастика 7.00-8.25
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.50
Свободная деятельность, игры, подготовка к НОД. 8.50-9.00
Непосредственно образовательная деятельность 9.00-9.20
9.30-9.55
Свободная деятельность, игры, НОД. 10.05-10.30
Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак. 9.55-10.05
Подготовка к прогулке. Прогулка (наблюдение, подвиж-ные игры, свободная деятельность, дидактические игры, индивидуальная работа) 10.30-12.10
Возращение с прогулки. Спокойные игры. Чтение худ. литературы 12.10-12.30
Подготовка к обеду, обед. 12.30-12.55
Подготовка ко сну. Дневной сон. 12.55-15.00
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, воз-душные и водные процедуры, самостоятельные игры 15.00- 15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.45
Организованная детская деятельность, совместная, само-стоятельная деятельность, игры 15.45-16.40
Подготовка к прогулке, прогулка, 16.50-18.20
Возвращение с прогулки.
Чтение художественной литературы, самостоятельная де-ятельность. Подготовка к ужину.
Ужин. Уход детей домой 18.00-18.30
18.30-19.00
Режим дня на теплый период
Режим дня Старшая
Прием детей на улице, игровая самостоятельная деятель-ность на улице. Утренняя гимнастика 7.00-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.50
Самостоятельная игровая деятельность 8.50-9.15
Второй завтрак 10.00-10.10
Подготовка к прогулке, прогулка (музыкальная, физкуль-турная, исследовательская деятельность,досуги, развлече-ния, спектакли) 9.15-12.30
Возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.00
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика, воз-душные и водные процедуры, самостоятельные игры 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.45
Подготовка к прогулке, прогулка (совместная, самостоя-тельная деятельность, игры, досуги, чтение художе-ственной литературы.
Ужин. Уход домой 15.45-19.00
18.30-19.00
Двигательный режим детей с учетом возраста
Старшая группа (5-6 лет)
Форма работы Виды занятий Количество
Физкультурные занятия - 1,15 в среднем за неде-лю
Физкультурно-оздоровительные занятия: Утренняя гимнастика: по 15 минут каждый день, перед началом заня-тий
Физкультминутки: по 10 минут каждый день, между занятиями
Подвижные игры и физкультурные занятия на свежем воздухе (утро-вечер) : по 20 минут каждый день
Оздоровительный бег (по подгруп-пам во время утренней прогулки) : 2 раза в неделю (понедельник, чет-верг) по 5 минут
Индивидуальная работа по разви-тию движений (во время прогулки) : по 12 минут каждый день
Гимнастика после дневного сна: по 15 минут каждый день 1,15 в среднем за неде-лю
50 минут в среднем за неделю
1,40 в среднем за неде-лю
10 минут в среднем за неделю
Дополнительные занятия Музыкальные занятия (ритмика) : 2 раза в неделю (понедельник, чет-верг) по 12 минут 24 минуты в среднем за неделю
Самостоятельная двига-тельная активность Ежедневно в помещении и на открытом воздухе. Харак-тер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей
Активный отдых Физкультурные досуги: 1 раз в ме-сяц, от 30-50 минут
Игры-хороводы, игровые упражне-ния: по 15 минут каждый день
Спортивные эстафеты, соревнова-ния: 1 раз в неделю (вторник) – 25 минут -
1,15 в среднем за неде-лю
25 минут в среднем за неделю
Физкультурные праздники:
2 раза в год
Дни Здоровья: 1 раз в месяц. Все мероприятия выносятся на улицу (кроме сна и приема пищи)
Недели Здоровья (каникулы) : 2 раза в год, зимой и весной -
-
-
Совместная физкультур-ная деятельность детского сада и семьи: Домашние задания родителей и де-тей от воспитателя: 15 минут каж-дый день
Спортивно-семейные досуги: 1 раз в квартал 1,15 в среднем за неде-лю
Итого: Старшая группа : 11 часов 25 минут
Система закаливающих мероприятий в течение дня.
МЕРОПРИЯТИЯ Старшая группа
Приём на воздухе С апреля по октябрь
Утренняя зарядка (обшир-ное умывание) С мая по октябрь на улице, оздоровительный бег в сочетании с дыхательной гимнастикой (в облегчённой одежде и обуви);
С ноября по май – в зале, группе
Воздушно-температурный режим В группе е ниже + 21°С, в спальне не ниже +19 °С
Сквозное проветривание в отсутствии детей
Одностороннее проветри-вание Постоянно открытая фрамуга с подветренной стороны
Одежда детей в группе Облегчённая : носки, гольфы, шорты, рубашка или платье с коротким рукавом
Сон (специальные меры закаливания) В хорошо проветренном помещении без футболок и маек
Гимнастика после дневно-го сна (босохождение, водные и воздушные про-цедуры) Без маек, босиком (коррекционные упражнения, дыхательная гимнастика)
Обильное умывание лица, рук, груди, полоскание рта и горла
Прогулка (ежедневно проводятся физкультур-ные упражнения, подвиж-ные и спортивные игры) При температуре -15 С и скорости ветра более 7 м/с продол-жительность прогулки рекомендуется сокращать
Физкультурные занятия: в зале
На улице (в облегчённой одежде) 2 раза в неделю
1 раз в неделю
Планирование образовательной деятельности
по общеобразовательной программе дошкольного образования
Образовательные области Виды занятий по методи-кам Количество занятий в неделю
Старшая группа
(5-6 лет)
Социально-коммуникативное развитие трудовая и игровая деятельность, развитие общения, формирование КГН, формирование основ безопасности, взаимодействие со взрос-лыми и сверстниками, патриотическое и нравственное воспитание, осуществляемое в режимных моментах
Познавательное развитие Формирование элементар-ных математических пред-ставлений 1
Ознакомление с предмет-ным миром, с социальным миром и миром природы 1
Речевое развитие Развитие речи 1
Художественная литература ежедневно
Художественно-эстетическое раз-витие Изоб-рази-тель-ная де-ятель-ность Рисование 1
Лепка 0,5
(черед. с аппликацией)
Аппликация 0,5
(черед. с лепкой)
Музыкальная деятельность 2
Конструктивно-модельная деятельность 0,5
(черед. с прикл. творчест.)
Прикладное творчество 0,5
(черед. с констр. -мод. деят.)
Физическое разви-тие Физкультура 3
Итого: 11
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Художественно-эстетическое раз-витие Изобразительная деятель-ность (рисование) 2
Итого: 13