Ольга Мягкова
Рабочая программа по музыкальному развитию «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
1
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Вдохновленные искусством и культурой, дети развивают свой творческий потенциал и способности к анализу, интерпретации, оценке, учатся признавать и ценить не только собственные, но и чужие произведения, необычные художественные формы выражения.
Занятия музыкой, танцами стимулируют развитие детской креативности, способности открывать новые, неожиданные возможности решения проблем, создавая основу для личностного роста ребенка.
Темочки:
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Дети с рождения исследуют окружающий мир всеми органами чувств и при этом получают первый эстетический опыт. Он укрепляется опытными педагогами, родителями и другими активными участниками детской жизни. Звукоподражание, жестикуляция, мимика и манипулирование предметами обогащают и углубляют чувственные впечатления детей. Обучение через чувства в раннем детстве является основой образования.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Рабочая программа по музыкальному воспитанию разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа составлена на основе :
основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение»Под редакцией И. Е. Федосовой (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»).
Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» научный рук. А. Г. Асмолов
1.1.1Цели и задачи программы:
Цель программы
Раскрыть и развить музыкальность, заложенную в каждом ребенке без исключения, сделать музыку неотъемлемой частью его жизни, средством самовыражения и общения.
Цель программы реализуется через решение следующих задач:
Создать благоприятные условия для развития у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности для развития эмоциональной сферы ребенка, способности к эстетическому переживанию;
Укрепление и поддержка у детей интереса и любви к музыке, удовлетворение потребности детей в музыкальных впечатлениях,обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
Развитие элементарных навыков и умений во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах;
Поддержка творческой активности, способности к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности
Развивать умение учиться взаимодействию со сверстниками, взрослыми,занимаясь музицированием, движением в группах
Предоставить возможность исполнять знакомые песни или мелодии для укрепления самооценки, уверенности в себе, ощущать собственную эффективность
Укреплять внимание, память, расширять кругозор во время осуществления непосредственно образовательной деятельности музыкального развития каждого ребенка.
2
1.12Принципы и подходы к формированию программы:
Методологической основой программы являются:
Программа основана на положениях социального конструктивизма (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже идр., а также учитывает основные выводы теории экологических систем, психологии эволюционного развития, концепцию динамических систем и
другие современные теории и подходы, в числе которых системно -деятельностный подход и системно-динамический подход.
Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка.
Программа предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей;
Рабочая программа по музыкальному воспитанию обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования; принцип совместного действия социального конструктивизма, является стержневым ядром данной программы.
В основу Программы заложены основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество ДОУ с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Конституция РФ;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва);
1.2Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к планируемым результатам образовательной деятельности в виде целевых ориентиров с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а так же особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, проявляющих устойчивые признаки одаренности.
Планируемые результаты определяют характеристики ребенка и его опыта, на развитие, укрепление и приобретение которых направлена образовательная работа данной программы по музыкальному развитию. Планируемые результаты формулируются в виде целевых ориентиров.
Система оценки результатов освоения программы проходит в рамках педагогической диагностики, которая проводится 2 раза в год (в сентябре, в мае)Инструментарием диагностики являются карты развития в музыкальной деятельности для каждой возрастной группы, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективу развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики по музыкальному воспитанию используются для решения следующих задач:
- индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития:
- оптимизации работы с группой воспитанников.
1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности направлено на ее усовершенствование и включает в себя:
- ведение педагогических наблюдений за процессами учения и развития детей и связанное с этим ведение документации о развитии;
- оценку качества условий образовательной деятельности и образовательных процессов по Программ
-определение направлений развития и совершенствования образовательной деятельности.
1.3.1. Наблюдение и документация процессов развития
Предусмотренная Программой система мониторинга и документации динамики развития детей основана на методе наблюдения и служит следующим целям:
- способствует углубленному и внимательному изучению и пониманию специфики индивидуального развития детей;
- дает реальную картину развития и особенностей учения каждого ребенка, его способностей, склонностей и интересов;
- создает условия для анализа и индивидуализации образовательного процесса;
- дает импульсы для диалога с детьми и планирования;
- помогает проводить регулярные беседы с родителями;
- помогает наладить сетевое взаимодействие с различными партнерами:ДШИ№1, СОШ №5, «Импульс», родителями воспитанников.
Метод ведения наблюдения основывается на следующих мероприятиях:
- наблюдение, фиксация, анализ;
-обсуждение и реализация педагогических мероприятий;
- оценивание результатов педагогических мероприятий.
2. Содержательный раздел
2.1 Связь с другими образовательными областями
Художественно – эстетическое образование пронизывает все образовательные области, полностью охватывает формы самовыражения ребенка (язык, мимику и жесты, пение и музицирование, движение и танцы) Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих целей и задач.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
1. речевое развитие:
Когда дети обмениваются своими чувственными впечатлениями, укрепляется выразительность их языка. Когда дети инсценируют песни, играют в театральных постановках, соединяются речевые и художественные формы самовыражения.
2социально-коммуникативное развитие:
Мир образов, полученных в ходе различных коммуникаций, оказывают влияние на детей, побуждают их к общению, обмену мнениями и индивидуальными интерпретациями (мир образов обыгрывается ребенком в музыкальных играх, в песнях, музыкально - ритмических композициях, танцевальных импровизациях, театрализации)
3 Познавательное развитие: желание ребенка исследовать окружающий мир воплощается в познании звучания музыкальных инструментов, способах извлечения звука из доступных окружающих его предметов и т. д. Занятия музыкой, танцами дает поистине широкие возможности для познания прекрасного: знакомство с шедеврами мировой классики, с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с различными видами танцевального искусства, наиболее известными представителями отечественного балета ит. д. Открывать для себя новое в бесконечном мире музыкального искусства вместе с родителями, сверстниками.
2.2Целевые ориентиры
Целевые ориентиры в области музыкального образования определяются в программе исходя из положения об уникальных возможностях музыки как средства образования и развития, а также о многообразных пересечениях музыки с другими разделами программы
Программа стимулирует и поддерживает развитие ребенка, позволяя ему:
с удовольствием петь знакомые песни, танцевать и импровизированно двигаться под музыку, с энтузиазмом участвовать в любом активном музицировании; слушать и узнавать небольшие по объему (30—40 секунд) образные музыкальные произведения при условии их повторного прослушивания;
знать и пользоваться детскими музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов; уметь исполнять небольшое произведение в детском шумовом оркестре;
прислушиваться и проявлять интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям;
научиться различать контрастные средства выразительности (высоту звучания, темпоритм, динамику, простейшую музыкальную форму);
научиться контролировать свое исполнение в процессе пения, движения, игры, игры в шумовом оркестре и координировать его с другими;
развить чувство метроритма в соответствии с возрастом;
слушать и узнавать небольшие по объему образные музыкальные произведения при условии их
повторного прослушивания, вспоминать знакомую песенку по вступлению или мелодии;
овладеть элементарными вокально-хоровыми навыками: петь естественным голосом, четко артикулируя все слова, удерживая на дыхании небольшую фразу;
передавать интонации несложных мелодий, петь слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета;
согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения; исполнять разнообразные ритмические движения, исполнять различные элементы народных и современных танцев (например, «Ковырялочка», «Присядка», «Приставной шаг», и др.);
выполнять движения с различными атрибутами: цветами, платочками, игрушками, шарфами, лентами, зонтиками, обручами;
выполнять несложные перестроения в пространстве, повторяя движения взрослого и самостоятельно, а также ориентируясь на схему танца (построение в кругу, в колонну парами и по одному, парами по кругу, врассыпную);
- выражать в свободном движении свое переживание музыки разных стилей — народной, классической, современной, старинной;
-испытать уважение, признание, радость;
- освоить сценическое представление в виде совместного процесса с другими людьми;
- научиться находить вдохновение в собственных способностях и навыках, удивляться идеям других людей;
- научиться выражать себя в импровизациях, в небольших театральных постановках;
- вжиться в различные роли, познавая себя, роли других;
- научиться оценивать свои творческие результаты, обмениваться с другими мнениями на эту тему;
-развивать наблюдательность, способность осознанно воспринимать культуру;
- позитивно воспринимать творчество других людей;
2.3 Организация образовательного процесса
2.3.1. Эмоциональная атмосфераТворческий потенциал ребенка проявляется там, где это ожидаемо и желаемо. Он развивается в атмосфере, открывающей пространство и время для идей и фантазий ребенка. Он растет в атмосфере поддержки и доверия, в эмоциональном климате, свободном от страха, обесценивания результатов, завышенного ожидания успеха, психологического давления, требования соответствия и высоких результатов. Уважительная позиция открытого и любопытного взрослого помогает раскрыть креативный потенциал детей. К тому же в этой атмосфере взрослые сами вновь активизируют свои собственные источники фантазии. У детей и взрослых процесс обучения развивается при игровом общении с музыкальными инструментами, звуками в направлении к экспериментированию и созидательной деятельности.
Радость от творческой работы с детьми не менее важна, чем включение в образовательный процесс педагогов с соответствующими профессиональными компетенциями. Это предполагает раскрытие и совершенствование у педагогов собственных креативных способностей.
2.3.2 Сетевое взаимодействие
Для полноценной реализации целевых ориентиров и задач музыкального развития важное значение имеет восприятие ценности красоты музыки в окружающем культурном и природном мире. Посещение концертов, театрализованных представлений, музыкально - хореографических конкурсов может существенно обогатить эстетический опыт детей. Стало традиционным сетевое взаимодействие с культурными и образовательными организациями города: СОШ №5, ДШИ№1, ДК «Нефтянник»,ДЦ «Юность Шаима», ЦДО. Воспитанники нашего сада с удовольствием выступают с концертными номерами, воспитанники ДШИ№1 приглашают на концерты, приходят в гости с концертными номерами.
2.3.3. Сотрудничество с семьей
Для достижения успеха в эстетическом воспитании на дошкольной ступени очень важен контакт с родителями. Вовлечение в этот процесс семей происходит путем их информирования о подходах Программы, ее образовательных целях и способах их достижения. Очень важно активное участие родителей в творческих процессах нашего детского сада. Предполагается в данном учебном году активно привлекать родителей в разработке сценариев утренников, развлечений. Так же планируется участие родителей в качестве артистов во время проведения праздников. Очень важно консультирование родителей по различным вопросам, возникающим у них по поводу музыкального развития ребенка в семье.