Ольга Мальцева
Рабочая программа по речевому развитию «В гостях у бабушки Рассказушки» (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 16 «Малышок»
«
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
с учётом ФГОС
по образовательной области «Речевое развитие»
«В гостях у бабушки Рассказушки»
(младший возраст).
Разработала : Мальцева О. И.
Публикация «Рабочая программа по речевому развитию „В гостях у бабушки Рассказушки“ (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
воспитатель первой квалификационной категории
г. Серпухов
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и предусматривает систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно – тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речевое развитие – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное психическое развитие детей дошкольного возраста.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Для развития связной речи дошкольников применяются различные методы: один из них- это работа со сказкой. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Только специальное речевое воспитание подводит детей к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, развернутых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Для этого необходимо:
Хорошо ориентироваться в сказке, разбирать поступки героев, оценивать их, переносить модель сюжета в активную речь, исправлять какую -либо ситуацию;
Воспринимать содержание и творчески преобразовывать ход повествования;
Придумывать различные концовки;
Смешивать несколько сюжетов в один.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Развитие игры становится дляв этом дошкольном возрасте ведущим видом деятельности.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Изобразительная деятельность зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте только начинают формироваться графические образы бедны, дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Положительное влияние оказывает аппликация. Конструирование в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно – выработанным средствам восприятия.
Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу мл. возраста они способны запомнить отрывки любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Также продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в выборе игрушек и сюжетов.
Рабочая программа представлена в виде комплексно – тематического планирования с использованием образовательной области
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевое развитие включат в себя овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной, детской литературой.
В настоящее время изучению речевого творчества дошкольников посвящается большое количество работ педагогов и психологов.
Исходя из выше сказанного можно определить основную цель данной рабочей программы по развитию связной речи дошкольников посредством сказок.
ЦЕЛЬ ОВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :
• Развитие в дошкольном возрасте творческих способностей;
• Постоянное совершенствование речевых навыков;
• Овладение литературным языком
• Формирование связной речи;
• Развитие умения содержательно и логично строить высказывания.
ЗАДАЧИ (вторая младшая группа)
• Развивать диалогическую форму речи;
• Вовлекать детей в разговор при рассматривании картинок, иллюстраций;
• Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
• Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки предоставляя детям возможность договаривать;
• Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК.
Занятие проводится в первой половине дня (всего 36 занятий). Длительность занятий 15-20 минут. Занятия представляют собой работу по блокам : детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к другой сказке.
Первые 4-е занятия вводные (повторение малый фольклорных форм, прочитанных или знакомых сказок); 28 занятий – рассматривание сказок по блокам; последние 4-е итоговые, на них дети учатся сами сочинять сказки по сюжету предложенному воспитателем
вторая младшая группа. Учебный план.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май 1. Малые фольклорные формы
с 2 по 4 Р. н. с «Курочка Ряба»
Р. н. с. «Репка»
Р. н. с. «Колобок»
Р. н. с. «Волк и семеро козлят»
Р. н. с. «Теремок»
Р. н. с. «Снегурушка и лиса»
Р. н. с. «Заюшкина избушка»
Р. н. с «Лиса, кот и петух»
Итоговые занятия
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
(ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)
дата Тема ООД ЦЕЛЬ Развивающая среда
источник
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
М
А
Р
Т
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й
Р. Н. СКАЗКА «КУРОЧКА -РЯБА»
1. Малые фольк. формы.
2. Рассказывание р. н. с. «Курочка-Ряба». Слушание музыки
3. Пересказ сказки «Курочка – Ряба»
4. Игра- инсценировка по сказке «Курочка – Ряба»
Р. Н. СКАЗКА «РЕПКА»
1. Рассказывание сказки «Репка»
2. Пересказ сказки «Репка» с использованием моделей.
3. Игра – инсценирование сказки «Репка»
4. Придумывание нового названия сказки.
Р. Н. СКАЗКА «КОЛОБОК»
1. Рассказывание и моделирование сказки «Колобок»
2. Пересказ сказки «Колобок» с использованием моделей.
3. Игра – инсценирование сказки «Колобок»
4. Игра – драматизация по сказке «Колобок»
Р. Н. СКАЗКА «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
1. Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят»
2. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят с использованием схемы.
3- 4
Игра – инсценировка по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»
Р. Н. СКАЗКА
«ТЕРЕМОК»
1. Рассказывание и моделирование сказки «Теремок»
2. Пересказ с использованием моделей сказки «Теремок»
3 -4
Игра – инсценировка по сказке «Теремок»
Р. Н. С. «Снегурушка и лиса»
1. Рассказывание и моделирование р. н. с. «Снегурушка и лиса»
2. Пересказ сказки с использованием моделей
3-4 Инсценировка сказки «Снегурушка и лиса»
Р. Н. С. «Заюшкина избушка»
1. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
2. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с элементами моделирования
3-4. Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Р. Н. С. «КОТ. ПЕТУХ и ЛИСА»
1. Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»
1. Пересказ сказки с использованием схем-моделей.
3-4. Инсценирование сказки.
Итоговое
«Путешествие по сказкам»
Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнитьпотешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка».
Познакомить детей с р. н. сказкой, вызвать у детей желание повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы; формировать интонационную выразительность речи; учить слушать звучание музыкальных инструментов.
Учить пересказу знакомых им сказок, составлению коротких рассказов с помощью взрослого; развивать умение ориентироваться на признаки объекта, развивать речевое дыхание.
Подвести детей к игровой деятельности, к импровизации сказки «Курочка – Ряба»
Рассказать детям сказку, помочь усвоить последовательность действий персонажей с помощью моделей; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
Учить детей пересказу совместно со взрослыми с использованием моделей; учить правильно по смыслу называть качества предметов закреплять правильное произношение звука –м- в словах.
Подвести детей к инсценированию сказки, игровой деятельности умению передачи характера героя сказки
Формировать умение составлять разные словосочетания, активизировать воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач.
Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию; учить точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу.
Учить детей пересказу совместно со взрослыми с использованием моделей; учить правильно по смыслу называть качества предметов закреплять правильное произношение звука –л- в словах.
Подвести детей к игровой деятельности, к импровизации сказки «Колобок». Активизировать речевые высказывания. Помочь детям запомнить песенку Колобка, следить за интониционной выразительностью речи.
Подвести детей к игровой деятельности,следить за речью детей во время инсценировки сказки и повторения слов ее персонажей.
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей используя структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную лексику.
Учить детей вместе с воспитателем пересказывать сказку опираясь на схему. Приучать отчетливо и правильно произносить звук –с- изолированный и в словах.
Повторное рассказывание сказки. Учить воспринимать сказку на слух, соотносить услышанное с иллюстрациями к сказке. Подвести детей к игровой деятельности, к драматизации сказки. Активизировать в речи детей высказывания персонажей сказки, запомнить песенку козы. Пропевать песенку от имени козы и имени волка меняя тембр голоса. Продолжать учить детей проговаривать звукоподражательные слова.
Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; упражнять в словообразовании.
Учить детей пересказу совместно со взрослыми с использованием моделей; учить правильно по смыслу называть качества предметов закреплять правильное произношение звуков в словах.
Подвести детей к игровой деятельности,следить за речью детей во время инсценировки сказки и повторения слов ее персонажей.
Учить детей эмоционально воспринимать содержание, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.
Учить детей пересказу совместно со взрослыми с использованием моделей; учить правильно по смыслу называть качества предметов закреплять правильное произношение звуков в словах.
Подвести детей к инсценированию сказки, игровой деятельности умению передачи характера героя сказки.
Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании.
Учитьсамостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (цвету).
Развивать умение детей развивать определенные черты характера персонажа, передавать их самостоятельно, находя выразительные средства. Развивать диалогическую речь. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.
Учить детей самостоятельно пересказывать сказки с помощью наглядной модели. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на переживания главных героев.
Подвести детей к инсценированию сказки, игровой деятельности умению передачи характера героя сказки.
Создание эмоционального положительного настроения; развивать интерес к сказкам, сказочным героям; формировать игровую активность; расширять представления о сказках; через содержание сказок формировать нравственное представление детей на эмоционально-чувственной основе; развивать у детей разговорную речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок.
Текст сказки, иллюстрации, кукла, игрушки.
Настольный театр «Курочка – Ряба»; игрушки.
Маски – шапочки
Пальчиковый театр, иллюстрации к сказке, лист бумаги с нарисованными кружочками
Настольный театр «Репка», геометрические модели, мягкие игрушки.
Маски – шапочки
Иллюстрации к сказке, мягкие игрушки.
Книжка с иллюстрациями, игрушки по сказке.
Настольный театр «Колобок», геометрические модели, мягкие игрушки.
Настольный театр по сказке «Колобок».
Маски - шапочки
Иллюстрации к сказке, шапочки козлят, аудиозапись музыкальной сказки.
Настольный театр «Волк и семеро козлят» предметные картинки.
Иллюстрации к сказке, настольный театр, маски-шапочки
Лист бумаги, карандаш, круги разного цвета, книга с иллюстрациями
Настольный театр, модели
Иллюстрации к сказке, настольный театр, маски-шапочки
Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного тетра по сказке.
Настольный театр, модели
Игрушки – зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга с красочными иллюстрациями; листы бумаги с заготовками.
Конверты с набором условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка» (кружки одинаковой величины, но разного цвета). Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки, мелки, краски, карандаши, бумага.
Шапки, маски.
Книжка с картинками или иллюстрациями.
Атрибуты: волшебная коробочка, схемы – модели сказки (на каждого ребёнка) .
Ушакова 22
Комплекные занятия стр 227
Ушакова стр14
Аджи стр63
Ушакова стр16
Ушакова 36
Аджи 64
План- конспект
Ушакова 18
Ушакова 37
Аджи63
Аджи 65
Ушакова 39
Ушакова 75
Аджи 66
Ушакова 26
Ушакова 38
Ушакова стр49
Ушакова 75
Конспект
Ушакова 36
Конспект
Конспект
Ушакова 42
Конспект
Конспект
Конспект.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Информирование родителей о факторах, влияющих на развитие речи ребенка (спокойное общение, правильное, корректное произношение слов, чтение детской литературы)
• Привлечение родителей к участию в совместных с детьми праздниках и других мероприятиях)
месяц мероприятие тема
сентябрь Консультация для родителей на сайте ДОУ «Прочтите детям»
октябрь Наглядная информация в родительском уголке «Путешествие в мир добрых сказок»
ноябрь
Праздник «День матери» Подготовка сценария для группы
декабрь Новогодний утренник для детей Подготовка родителей и детей к празднику
январь Лекция- беседа «Развитие связной речи детей»
февраль Наглядная информация в родительском уголке «Играем в сказку»
март Праздник «8марта- день наших мам» Подготовка детей и родителей к празднику»
апрель Лекция - беседа «Волшебный мир книги»
май Родительское собрание Сообщение «Учите детей рассказывать»
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ
Характеристики инструментария образовательной диагностики:
• Критерии и методы проведения диагностических процедур: интерес ребёнка к содержанию бесед, игровых задач, проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни; адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения знаний, умений, навыков.
• Диагностика
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группы» Т. Ц. «Учитель№ Воронеж 2006
2. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе» Т. Ц. «Учитель» Воронеж 2007
3. Н. Е. Веракса,Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» Издательство Мозаика-Синтез Москва,2014
4. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук «Книга для чтения в детском саду и дома» ООО. «Издательство Оникс», 2010
5. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим детей с литературой» Творческий Центр, Москва 2010
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи»,Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2014