Зорникова Валентина
Рабочая программа учителя-логопеда по развитию звуковой стороны речи первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
]Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по конечным достижениям с образованием сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Данная программа рассчитана на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Составляет примерно 60-70 занятий. Количество занятий может быть уменьшено (в зависимости от группы) или же увеличено (для детей с выраженным ОНР).
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда по развитию звуковой стороны речи первоклассников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Она составлена согласно методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)» М; 1996г. Минобразования РФ. В программу включены темы учебных пособий : «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Ефименкова Л. Н. М; Просвещение 1991г, «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» И. Н. Садовникова М; Владос 1997г.
Основная цель программы– нормализация звуковой стороны речи. Необходимо сформировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова, скорректировать имеющиеся дефекты произношения.
Данная программа составляет основное содержание коррекционной работы с детьми, имеющими ФН и ФФН, а для детей с ОНР является лишь начальным этапом коррекционно-развивающего обучения.
В процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создаётся основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР.
Планируемые результаты:
Предметные:
-отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука
-умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста
-правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи
- умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса
- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности
- минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам)
-умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- поставлены и отдифференцированны звуки;
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: «звук», «буква», «гласные», «согласные», «слияние», «слог», «твердые, мягкие согласные», «звонкие, глухие согласные», «слово», «предложение», «текст».
Метапредметные:
-умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя
-умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему
- выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей
-умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
-умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности;
-умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
-умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
- умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности;
-умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;
умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;
- прогресс в развитии информативной функции речи;
-прогресс в развитии коммуникативной функции речи.
-прогресс в развитии познавательной функции речи.
- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
-освоение начальных форм познавательной рефлексии;
Личностные:
-Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей:
-знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе,
- внутренняя позиция школьника
-умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Содержание учебных тем, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности.
1. Блок занятий по теме: Развитие первоначальных навыков языкового анализа и синтеза.
2. Блок занятий по теме: Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I и II рядов, обеспечивающих твёрдость и мягкость согласных звуков. Мягкий знак в функции смягчения и разделения.
3 Блок занятий по теме: Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких-глухих согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
4. Блок занятий по теме: Дифференциация согласных, смешиваемых по акустико-артикуляционному сходству
.5. Блок занятий по теме: Дифференциация смешиваемых согласных по оптико-кинетическому сходству.
формы организации учебных занятий:
Занятия проводятся как в групповой форме, так и в индивидуальной (если группа не набирается). Периодичность фронтальных логопедических занятий составляет 2 раза в неделю. Занятия по коррекции звукопроизношения проводятся 2 раза в неделю по индивидуальным планам.
Продолжительность фронтальных логопедических занятий с учащимися – 45 минут, с первоклассниками (в соответствии с режимом работы классов) – 35 минут. Продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 20 минут.
Основные виды учебной деятельности:
1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова.
2. Развитие фонематического восприятия, уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
3. Развитие сложных форм фонематического анализа, совершенствование фонематических представлений.
4. Развитие слогового анализа и синтеза.
5. Формирование устойчивых связей фонемы, артикулемы, графемы и кинемы.
6. Развитие зрительного восприятия, гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза.
7. Коррекция дефектов произношения.
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. Развитие первоначальных навыков языкового анализа и синтеза. 14 ч.
Обследование речи.
Звуки речи. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
Гласные и согласныезвуки и буквы. Дифференциация понятий «звук», «буква».
Слова-предметы, действия, признаки. Деление слов на слоги.
Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение». .
Анализ предложения. Синтез слов в предложении. Работа с графическими схемами.
Тест: «Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги»
2. Блок занятий по теме: Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I и II рядов, обеспечивающих твёрдость и мягкость согласных звуков. Мягкий знак в функции смягчения и разделения. 14ч.
Мягкий знак
Гласные звуки и буквы. Образование гласных 2 ряда. .
Обозначение твёрдости, мягкости согласных звуков на письме гласными буквами А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И.
Два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме. Обобщение.
Разделительный мягкий знак.
Мягкий знак в функции смягчения и разделения. Обобщение
Тест: «Согласные твёрдые и мягкие» .
3 Блок занятий по теме: Формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких-глухих согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство. 18ч.
Звуки п, п’. Буквы П, п.
Звуки б, б’. Буквы Б, б.
Дифференциация согласных б-п (б’-п’).
Звуки т, т’. Буквы Т,т
Звуки д,д’. Буквы Д,д.
Дифференциация согласных д-т (д’-т’).
Звуки к,к’. Буквы К,к.
Звуки г,г’. Буквы Г,г.
Дифференциация согласных г-к (г’-к’).
Звуки с, с’. Буквы С,с.
Звуки з,з’. Буквы З,з.
Дифференциация согласных з-с (з’-с’).
Звук ш. Буквы Ш,ш
Звук ж. Буквы Ж,ж
Дифференциация согласных ж - ш.
Звуки ф,ф’. Буквы Ф,ф.
Звуки в,в’. Буквы В,в.
Дифференциация согласных в-ф (в’-ф’).
4. Блок занятий по теме: Дифференциация согласных, смешиваемых по акустико-артикуляционному сходству. 14 ч.
Дифференциация согласных с-ш.
Дифференциация согласных з-ж
Звуки р,р’. Буквы Р,р.
Звуки л,л’. Буквы Л,л.
Дифференциация согласных р-л (р’-л’).
Звук ч’. Буквы Ч,ч.
Дифференциация согласных ч’-т’
Звук щ’. Буквы Щ,щ.
Дифференциация согласных щ’-с’.
Дифференциация согласных щ’-ч’
Звук ц. Буквы Ц,ц.
Дифференциация согласных ц-т.
Дифференциация согласных ц-ч’.
Дифференциация согласных м-н.
5. Блок занятий по теме: Дифференциация смешиваемых согласных по оптико-кинетическому сходству. 6 ч.
Дифференциация согласных б-д.
Дифференциация согласных п-т.
Дифференциация согласных ш-щ.
Дифференциация согласных л-м.
Обобщение.
Итоговое занятие.
Мониторинг речевого развития
Мониторинг речевого развития используется как средство контроля за усвоением данной программы. Он проводится согласно протоколу обследования речи первоклассника.
Мониторинг речевого развития проводится по «Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Наблюдаются следуюшие параметры:
- Исследование состояния фонематического восприятия
Даётся 15 проб. Каждая проба оценивается: 1 балл-правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла-правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла- правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов- неверный ответ с третьей попытки.
- исследование звукопроизношения
Даётся 15 проб. Каждая проба оценивается: 1 балл-правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла-правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла- правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов- неверный ответ с третьей попытки.
- Исследование навыков языкового анализа
Даётся 10 проб. Каждая проба оценивается: 1 балл-правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла-правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла- правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов- неверный ответ с третьей попытки.
Максимальное количество, начисляемых за успешное выполнение всех проб подсчитывается. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 15 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения каждым испытуемым можно вычислить. Как в целом, так и по отдельным параметрам. Результаты заносятся в таблицу с периодичностью раз в полгода.
Формирование письменной речи отслеживается и оценивается по методике И. Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»1997г.
-Диктант, списывание, техника чтения.