Наталья Арутюнян
Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования».
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы «Нетрадиционный метод рисования».
МБДОУ №14
Смоленская область г. Ярцево
Воспитатель Арутюнян Н. Н
2016-2017учебный год
Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Карандаш и лист бумаги.
Реттих М.
Публикация «Рабочая программа по развитию способностей детей младшей группы „Нетрадиционный метод рисования“,» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Москва «Мозаика-Синтез» 2014 год.
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности : зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве. Чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Пояснительная записка.
Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий.
Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к изобразительному искусству. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения этих задач. Поэтому задачами руководителя кружка является: - заложить основы творческого потенциала ребенка и его художественного развития;
- выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями.
Возрастные особенности
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Цель программы : Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Развивающие задачи
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
В программе дополнительного образования детей от 2 до 3 лет по художественной направленности «Нетрадиционный метод рисования». Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Для формирования положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам используем приемы: показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений; демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении; оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками. Особенности программы Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно- потребностью сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Непосредственно–эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей. К пониманию необходимости действовать совместно с взрослым подводили через сочетание в занятии индивидуальной и совместной деятельности, через принятие трех позиций по отношению к партнеру: ребенок «над» партнером — ребенок «подчинен» партнеру — ребенок «на равных» с партнером. В процессе совместной деятельности подчеркивали, что вместе рисовать интереснее и быстрее, что мы помогаем друг другу в работе. Важно, что рисунок выполнял функцию наглядной оценки успешности взаимодействия. При обучении рисованию учитывала индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывала детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую. Для создания выразительного художественного образа использовали интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать : палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т. д. Особенность возрастной группы расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 2 до 3 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками : рисованием руками и штампованием. Основные способы и формы работы с детьми. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности.
Методы и приемы : словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ; - наглядные -практические -игровые - рассматривание иллюстраций - целевые прогулки.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Основные методики нетрадиционных техник рисования : 1. «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами).
2. оттиск печатями из картофеля.
3. пальчиком,
4. ладошкой,
5. тычком (жёсткая кисть или ватная палочка, прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки).
Прогнозирование результатов и критерии их замеры. -Значительное повышение уровня развития творческих способностей. -Расширение и обогащение художественного опыта. -Формирование умения взаимодействовать друг с другом. -Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Проведение открытого мероприятия;
-Проведение выставок детских работ;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания;
- Оформление предметно-окружающей среды.
Средства, необходимые для реализации программы - создание художественно-развивающей среды в детском саду - разработка образовательной деятельности по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация -использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
Новизна программы заключается в приобщении детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в кружке позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует
План работы с родителями : Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к знаниям.
Основными критериями оценивания выполнения работ является умелое владение техниками.
Созданию выразительного художественного образа.
Методическая литература :
1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения - фотоальбом детских рисунков.
до 10 лет. – М., 1995.
2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
4. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
7. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
8. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
9. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.