МААМ-картинки

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию

Юлия Коцуба
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Структура рабочей программы

l. Целевой раздел программы…3

1. Пояснительная записка…. 3

1.1. Введение….3

1.2. Цели и задачи реализации программы…3

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…4

1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы

характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей. 5-7

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей Программы…. 7-9

Публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах

1.6 Планируемые результаты освоения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений …18

1.7 Целевые ориентиры образования на этапе завершения образования….18

ll. Содержательный раздел….

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития детей…. 29-24

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…24-26

2.3. Содержание коррекционной работы с детьми….26-29

2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ…. 30

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…30

lll. Организационный раздел…29

3.1. Режим дня….30-31

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды….32

3.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса…32

3.4. Список литературы

Приложение. Режим дня. Диагностика.

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

1.1 Введение.

Основой для разработки данной рабочей программа является образовательная программа дошкольного образования «Развитие»

/Под ред. Булычевой А. И. – М: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. (дошкольный возраст). Эффективность данной программы определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель программы :

Развитие творческих способностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Освоение действий замещения реальных объектов и явлений.

2. Освоение действий художественной символизации.

3. Освоение действия моделирования реальных объектов.

4. Развитие воображения : освоение действия «опредмечивания».

Развивающие :

1. Интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику ребенка на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности.

2. Умение выбирать и менять цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями, размер листа бумаги, тип фона, средство выражения.

Воспитательные:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

3. Воспитывать эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету, желание создавать яркие изобразительные образы.

4. Формировать умение работать в коллективе.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы.

Основные принципы на которые опирается программа :

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

-обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется такие знания,умения и навыки которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-предлагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста для них является игра.

1.4 Характеристика возрастных особенностей развития детей.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

(четвертый год жизни)

Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности, а также на развитии эмоциональной отзывчивости.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

(пятый год жизни)

В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия,но дополняют различными деталями. В этих деятельностях, в отличии от младшего возраста, также появляется ориентировка не только на отдельные признаки и стороны действительности, но и на их взаимосвязи. Это этап структурирования, когда ребенок выделяет для себя на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями. Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и общих творческих способностей.

СТАРШАЯ ГРУППА

(шестой год жизни).

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование, художественное конструирование. Расширяется и обогащается опыт ребенка,его отношение к действительности становиться дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Теперь,начиная рисовать,школьник уже знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, теперь располагаются не отдельно, а связанны друг с другом. В этом возрасте ребенок может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

(седьмой год жизни)

В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Программа направлена на овладение ребенком следующими представлениями, способами деятельности, специфическими для развития общих способностей действиями и средствами.

Младшая группа

(4-й год жизни)

-Овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта: создает выразительный живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна.

-Детализирует изображение на фоновой композиции, включает в него но вые элементы (шапочку, бант, карман и др.).

Средняя группа

(5-й год жизни)

-Средствами графики и живописи может создать оформленное предметное (структурное) выразительное изображение персонажа, включающее его движение.

-Детализирует разнообразные динамичные изображения на фоновой композиции.

Старшая группа

(6-й год жизни)

-Может создавать выразительные живописные композиции с использованием действий преобразования при изображении пространственных взаимоотношений объектов и их движений.

Подготовительная группа

(7-й год жизни)

-Создает выразительную многофигурную живописную композицию, прорабатывая художественные образы персонажей с точки зрения выразительности образа и динами изображения, раскрывая отношение ребенка к изображаемой действительности.

-Конструирует выразительные изображения, передающие характерные движения людей, животных в конкретной ситуации (например, играющих в футбол или выступающих на арене цирка) и особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической системы;

1.6 Планируемые результаты освоения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

-знания художников Ставропольского края, их произведений.

-использование гжели, городца, хохломы.

-знания о понятиях натюрморт и пейзаж.

1.7 Целевые ориентиры образования на этапе завершения образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану;

• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять.

ll. Содержательный раздел.

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии направлением развития детей.

Младшая группа.

Основная задача- соединение предметного (графического) рисунка с цветовой живописной организацией листа (вначале два этих слагаемых существуют как отдельные задачи).

Вначале – освоение предметного рисунка посредством обогащения и упорядочивания знаний об окружающем ребенке мире, изучения структуры простейших объектов (живых и неживых).Овладение способом графического замещения предмета – заполнением листа линиями разного типа: округлыми («запутавшийся клубок ниток»);прямоугольными («окна домов», ломаными («ветки деревьев») и т. д.

Средняя группа.

В средней группе задачи усложняются и развиваются по тем линиям, которые были подобно раскрыты в работе с младшими дошкольниками.

В развитии познавательных способностей –это,по–прежнему, моделирование в предметном рисунке и передача в графическом изображении движения живого объекта (животное, человек, его функции. Важнейшим условием этого этапа является работа с натурой. Вначале дети осваивают способы изображения движущихся живых объектов в пластике (работа с пластилином, а затем- в графике. После этого перед детьми становиться решение творческих задач: изобразить «растрепанную ворону», «прыгающих воробьев», «человека с барабаном» и т. д.

Старшая группа.

Основная задача- развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений объектов и их символизации через построение цвето - ритмической структуры изображения.

Композиционные задачи включают в себя расположение объектов относительно друг друга и решаются путем построения графического рисунка и последующим соединением предметного рисунка с живописной организацией листа.

Особо выделяется задача композиционного преобразования пространственных взаиморасположений (композиционная вариативность). Средством решения этой задачи может быть создание детьми цикла композиций на одну тему, но с разных точек зрения и сообразно этому моделируется композиционно- пространственная ситуация.

Подготовительная группа.

Основная развивающая задача для ребенка – передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа (между человеком и окружающим миром, отношения в мире людей, эмоциональные чувства и настроения и др., символизирующие отношения самого ребенка к миру.

В качестве основного структурообразующего начала композиции выдвигается задача выбора сюжета, что соответствует стадии формирования художественного замысла. Темы,выбранные для будущих композиций, должны способствовать расширению кругозора ребенка,обеспечивать освоение общекультурных ценностей и давать возможность передавать авторское видение мира, личностное мироощущение. Культурный подход композиции делает одинаково интересным воплощением замысла ребенка в любой форме : натурной («Праздник в городе», исторической («Строительство нашего города», сказочно-фантазийной («Иван – царевич в замке Кащея»).

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации программы.

Непосредственно образовательная деятельность:

- образовательная деятельность по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

-чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- наблюдение;

- рассматривание;

- обыгрывание незавершенного рисунка;

- организация коллективной работы;

- творческие задания;

- рассматривание иллюстраций.

Образовательная деятельность в режимных моментах:

-наблюдение;

- рассматривание;

- беседа, обсуждение;

- рассматривание интерьера;

- проблемные ситуации;

- проектная деятельность;

- занимательные показы;

- индивидуальная работа;

- тематические праздники и развлечения;

Самостоятельная деятельность детей:

-наблюдение;

- сбор материала;

- экспериментирование с различными материалами;

-рассматривание предметов искусства;

Образовательная деятельность в семье:

- беседа;

- рассматривание;

-наблюдение;

- экскурсии;

- детско-родительская проектная деятельность;

- посещения музеев, выставок;

- просмотр иллюстраций, репродукций картин.

Методы художественно-эстетического развития.

-Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с

целью овладения даром сопереживания.

- Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на

прекрасное в окружающем мире.

- Метод эстетического убеждения (по мысли А. В. Бакушинского

«Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны

убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как

чистый эстетический факт».).

- Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо

приобщение детей к художественной культуре).

-Метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный

на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной

художественной практики.

- Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником,

сверстниками).

-Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций,

пробуждающих интерес к художественной деятельности.

- Метод эвристических и поисковых ситуаций.

-Методы - наглядный, словесный, практический.

Средства художественно-эстетического развития

- Иллюстрации

-Картины

-Хохлома

-Дымковская игрушка

2.3. Содержание коррекционной работы с детьми

Направления коррекционной работы с детьми, цели, задачи.

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Рисование. Учить передавать в рисунке красоту окружающего мира, его предметов, объектов, явлений. Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, обмакивать кисть в краску, промывать и осушать ее. Обучать проведению карандашом и кистью длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков. Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий; предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий. Учить закрашивать круглые формы. Формировать умение рисовать вертикальные линии на близком расстоянии друг от друга. Формировать способы изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Учить рисовать солнце, деревья, кустарники, перекладины лесенки. Учить создавать несложные сюжетные композиции. Закреплять знание названий основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Учить подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету или объекту.

Лепка. Прививать интерес к лепке. Формировать приемы лепки:

раскатывание комка между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание.

Рассматривание. Работа по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства в младшем дошкольном возрасте выводится за пределы занятий. На начальных этапах такой работы используются книжные иллюстрации, которые часто встречаются при знакомстве детей с произведениями художественной литературы и вызывают большой интерес. Наиболее подходящие для рассматривания являются такие иллюстрации, где изображение наилучшим образом передает характер, фактуру, движение, настроение изображаемого объекта. Блестящим примером таких иллюстраций являются рисунки Е. Чарушина.

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Рисование. Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в

одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать

умение располагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать

несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение

частей, соотнеся их по величине; изображать круглую, овальную,

четырехугольную, треугольную формы. Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках, развивать умение использовать их в рисовании.

Лепка. Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из

пластилина, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Рассматривание. В этом возрасте можно знакомить с декоративно-прикладным искусством, архитектурой, искусством дизайна и пр. когда это необходимо для работы над картиной. Можно показать различие между современными зданиями и памятниками архитектуры, между городскими и сельскими постройками. Для этого используются фотоальбомы, технические средства, прогулки.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Рисование. Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на

основе собственных наблюдений. Учить передавать пространственное

расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и

объектов. Совершенствовать композиционные умения. Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными

изобразительными материалами: гуашью, угольным карандашом.

Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми

оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и

оттенков. Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом,

изменяя нажим. Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.

Лепка. Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов

(пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с

натуры и по представлению из различных материалов (глина,

пластилин, соленое тесто, передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали.

Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.

Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и

предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.

Рассматривание. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить

сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.

Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

Рисование. Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке. Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном

рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и

животных. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Расширять представления о

декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при

украшении предметов с помощью узоров и орнаментов. Сформировать

навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка.

Совершенствовать навыки сюжетного рисования.

Лепка. Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя

освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки.

Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать

в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких

фигурок.

Рассматривание. Развивать эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетический вкус. Учить высказывать суждения о

произведениях искусства, работах товарищей и собственных

произведениях. Развивать творческие способности, фантазию, учить

мыслить неординарно. Сформирование представление об индивидуальной манере творчества некоторых художников, графиков,

скульпторов.

2.4. Особенности взаимодействия с воспитателями.

-заполнение тетради взаимодействия

-консультации;

- семинары-практикумы;

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

- традиционные: беседы, выставки, рекомендации, консультации,

папки-передвижки, проекты, материалы на стендах и т. д. ;

lll.Организационный раздел

Публикации по теме:

«Музыкальная мозаика». Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (музыка) Часть 4. Подготовительная группа Примечание: пояснительная записка дана в первой части Подготовительная к школе группа Цели и задачи: Формировать умения узнавать музыку.

«Музыкальная мозаика». Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию (музыка). Часть 2. Средняя группа Пояснительная записка В рабочей программе «Музыкальная мозаика» определены ценностно- целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия.

«Музыкальная мозаика». Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию (музыка). Часть 3. Старшая группа Примечание: пояснительная записка дана в предыдущих частях. Старшая группа Цели и задачи: Познакомить с творчеством разных композиторов:.

Интегрированный конспект по познавательному развитию, художественно-эстетическому, речевому развитию «Профессии» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: Разные профессии. Программные задачи: - Познакомить детей с несколькими.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Цель: создание условий для развития познавательной активности детей путем экспериментирования в художественно-эстетической деятельности.

Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 2–3 лет «Весѐлые пальчики» Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно — эстетической направленности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки» художественно – эстетической направленности Руководитель: Смирнова А. И. 2017-2018 учебный.

«Музыкальная мозаика». Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию (первая и вторая младшая группы) «Музыкальная мозаика» Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию (музыка) для детей дошкольного возраста от 2 до7 лет в.

Рабочая программа по развитию речи Рабочая программа по Развитию речи. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 13:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Коцуба (УИ 1084831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД