Лолита Короткова
Рабочая программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей «Веселый каблучок»
▼ Скачать +Заказ
Введение
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития, формируется личность ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО первостепенной задачей дошкольной организации является сохранение и укрепление здоровья детей.
Публикация «Рабочая программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей „Веселый каблучок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребё нка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Телесное развитие ребёнка обладает колоссальным потенциалом. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Потребность в двигательной активности у него настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия музыкально-ритмической деятельностью (ритмикой) помогают творчески реализовать эту потребность.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Замечено, что дети, занимающиеся ритмикой, реже болеют, чем их сверстники. Её эффективность в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. У дошкольника, посредством развития поддерживающих мышц спины формируется правильная осанка, исправляется сутулость, излишний изгиб в пояснице. Вырабатывается ровная и плавная походка. Ребенок становится стройным и изящным. Благодаря упражнениям стопы (прыжки, подскоки, выставления ноги на пятку с разворотом, притопы) формируется правильный свод, а это способствует профилактике плоскостопия. Так же ритмика способствует развитию органов дыхания, слуха, кровообращения.
Работа над отражением в ходьбе бодрого активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, т. е. непосредственно помогает физкультурной работе. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. От одного возраста к другому у ребенка улучшается координация движений, ритмический слух и, следовательно, появляется больше возможностей для исполнения сложных композиций.
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп – все это может отражаться и в движении.
Нельзя не сказать об эмоциональной сфере, которая достигается музыкальным сопровождением, выразительными движениями и чувством ритма. У дошкольника расширяется кругозор, ему доставляет удовольствие воспринимать классическую музыку, он начинает ее любить и понимать.
Музыкально-ритмические движения создают необходимый двигательный режим, положительный психологический и эмоциональный настрой, что способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому развитию, а это одна из главнейших задач обучения.
Для реализации этой задачи МБДОУ «Детский сад № 35» выбрал следующую форму работы с дошкольниками - дополнительные занятия, по музыкально-ритмической деятельности в рамках кружковой работы, а так же применение инновационных форм, приемов и методов в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой работе.
В связи с этим мной была написана программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста «Весёлый каблучок» для детей 4-7 лет.
Методологической и теоретической основой программы являются подходы к проблеме организации музыкально-ритмической деятельности детей, разработанные отечественными психологами и педагогами (Б. М. Теплов, Т. С. Бабаджан, О. П. Радынова, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова, Т. Э. Тютюнникова, психолого-педагогическая теория деятельности (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, современные программы и технологии. В концепции отечественной системы занятий по ритмике, для детей дошкольного возраста, музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается, как проявление эмоций связанных с музыкальным образом, как средство усвоения музыкальных закономерностей. Такая расстановка акцентов совершенно справедлива, она способствует тому, что занятия ритмикой занимают важное место в музыкальном развитии дошкольников.
Актуальность программы определяется ее направленностью на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования.
Новизна программы определяется использованием инновационного подхода, методов и форм к организации музыкально-ритмической деятельности :
- Активное использование информационно-коммуникационных технологий (видео проекты по разучиванию музыкально-ритмических движений; знакомство с танцами на примере видео просмотра детского и взрослого исполнения; схемы движений танцев, перестроений; видео комплекты по развитию чувства ритма).
- Приёмы моделирования наглядности в разучивании музыкально-ритмических движений с помощью кукол: Мальчики Шажок и Прыжок, Девочка Пружинка.
- Использование поощрительных «орденов» для детей, как эффективный метод педагогического воздействия, который помогает добиваться высоких результатов.
Практическая ценность данной рабочей программы, состоит в создании определённой системы работы с детьми, которая имеет основную оздоровительно – развивающую направленность. А так же, материалы могут быть предложены к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста и родителями.