Приложение МААМ

«Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

валентина максимова
«Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Публикация «„Всему начало здесь — в краю родном“, Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Ключевой ролью детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников, ознакомление детей с традициями, обычаями народа, воспитание любви к истории, формирование общей духовной культуры. Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития, просвещения родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики уделялось большое внимание. Центральной идеей педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности в общественном воспитании, исходя, из которой он определял цели и задачи нравственного воспитания : – «Воспитание русского человека нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего уже из моды костюма новым, иностранным, чуждым, но в своей самобытности, самостоятельности, в своем, исконно русском источнике. Этот источник – народность».

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Данная работа с детьми выделена, как одно из содержательных направлений педагогической деятельности нашего МБДОУ №43 «Родничок» города Новочебоксарска.,

Задачи этого направления работы :

- формирование общей культуры детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества;

- воспитание интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

- повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Основными формами работы с детьми являются :

Занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания.

Проведение православных праздников.

Экскурсии, целевые прогулки в храмы города.

Организация творческих выставок к православным праздникам (совместная деятельность детей и родителей).

Реализация поставленных задач духовно-нравственного воспитания предполагает создание в группах особой атмосферы и определённой развивающей предметно-пространственной среды. В старших дошкольных группах оборудованы уголки православного воспитания, где бережно хранятся сувениры, поделки изготовленные детьми,рисунки, открытки.

Также мы рассказывали ребятам о появлении книги на Руси, знакомили с детской православной литературой. Именно детям, растущим, внимательным ко всем и всему, что их окружает, важно отличать добро от зла. А этому и учит православная книга. Наш поиск детской духовной литературы не сразу увенчался успехом. Да, на книжном рынке стали заметны художественные произведения, написанные православными авторами. Однако качество этих книг очень разное и многие из них не выдерживают критики.

Нам и нашим детям очень понравились книги Бориса Ганаго – талантливого белорусского писателя. Его рассказы предназначены в основном детям старшего дошкольного возраста. Они несут в себе особый внутренний свет и тепло.

Б. Ганаго "Детям о душе"

Б. Ганаго "Детям о молитве"

Б. Ганаго "Детям о слове"

Б. Ганаго "Детям о вере"

Б. Ганаго "Помыслы сердца"

Б. Ганаго "Небесный гость"

Б. Ганаго "О промысле Божием"

Б. Ганаго "Об образе Божием"

Б. Ганаго "Будем как дети"

На примере своих ровесников, а иногда и взрослых людей, юные читатели учатся видеть и ценить красоту окружающего их мира. Рассказы воспитывают в детях сочувствие, доброту, щедрость, верность слову, умение пожертвовать чем-то очень дорогим для другого человека. Через все произведения проходит мысль о необходимости уповать на Бога и искать его поддержки во всех жизненных ситуациях.

На сегодняшний день для многих коллективов дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск активных форм работы по духовно-нравственному воспитанию. В данной работе в нашем детском саду зарекомендовали себя совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : праздники, создание мини-музеев, выставки совместного творчества, организация проектной деятельности.

Мини-музей – это прекрасная возможность решить данную проблему ведь в его создании принимают участие и дети и родители. На данный момент в детском саду функционирует два мини – музея: - мини-музей «Русская изба», «Чувашская изба» в него вошли такие предметы-экспонаты, как сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта – прялка, керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса, куклы в русских и чувашских народных костюмах и др. Посетив такой мини – музей дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства.

Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница-узорница», «Народные умельцы», «Сказки у печки» – это действенный, практический способ ознакомления ребенка с бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.

Мини-музей «Кукол», предлагает знакомство как с народными куклами, такими как кукла «Пеленашка» ,тряпичными куклами, так и с современными куклами, сделанными из различных материалов. В работе по сбору и созданию экспонатов принимали участие и дети, и родители, в ходе организации мини-музея была организована детско-родительская площадка «Любим в куклы мы играть», проведён мастер-класс по изготовлению куклы Пеленашки.

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр и занятий. Каждый наш мини-музей это – познавательный и воспитательный центр, а самое главное результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Проектная деятельность ориентирована на развивающее, личностно-ориентированное обучение. В проектной деятельности особое место мы отводим семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации совместной творческой деятельности. В группах старшего дошкольного возраста реализованы проекты «Что расскажет нам на ушко эта русская игрушка?», «Русская каша – сила наша», «Сказки наших бабушек», «Мой дом, моя семья».

Одним из наиболее очевидных поводов обращения к православной культурной традиции в дошкольном учреждении являются праздники. Проведение народных праздников – это яркая и интересная форма работы и с детьми, и с родителями. Праздник – это мероприятие, к которому мы готовимся длительное время. Совместная подготовка к празднику детей, воспитателей, музыкального руководителя, и родителей, способствуют развитию детского творчества, общения, взаимопонимания и сплочения. В ожидании праздника дети мастерят предметы для оформления зала, знакомятся с народными играми, песнями, танцами, делают подарки, а взрослые шьют детям нарядные костюмы. Объединение различных видов искусства – музыкального и художественного фольклора, драматизации, хореографии и народного танца, представленных на празднике, доставляют детям истинную радость и яркие эмоциональные переживания.

Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников. Этот праздник мы встретили ярмаркой и хороводами, фольклорными песнями и танцами, веселыми играми и забавами. Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка» сопровождается русскими народными песнями и хороводами, играми, считалками, пословицами, загадками, частушками, народными приметами и конечно угощением.

Любим и незабываем для детей и родителей самый долгожданный праздник – Рождество Христово, Крещение. Он имеет в нашем детском саду особые давние традиции. Дети инсценируют Рождественскую историю, играют в народные игры, принимают от родителей угощения. С удовольствием рассказывают, как их родители на крещение купаются в проруби,ходят к святым источникам за святой водой. И то что они замечали,что святая вода,принесенная в этой день обладает целебными свойствами.

Не забываем и про Масленницу, также с детьми и родителями на улице проводим развлечения,катаемся на лошадях.

Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводятся беседы о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о великой радости людей в День Воскресения, разучиваются песни, танцы, народные игры. На этом празднике дети радуют всех гостей Пасхальной сказкой, расписными яйцами,куличом и вылепленными жаворонками.

В начале лета мы празднуем день Святой Троицы, когда кругом зелень, веточки красавицы – березки. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр рассказывают дети в этот день.

Мы откликнулись на прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» в честь благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. В этот день наши дети мастерят прекрасный нежный символ праздника – ромашку и веселятся вместе с родителями на празднике.

Творческие выставки детей, родителей, педагогов «Пасхальный сувенир», «Рождественская ёлочка» являются традиционной формой работы в данном направлении.

Сохраняя светский характер образования, воспитательно-образовательная работа, сложившаяся в МБДОУ содействует духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие духовной, нравственной позиции ребенка и семьи.

Литература:

Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель Харитонова О. К. Издательский дом «Покров». –М. ,2006 Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева – СПб. : Детство-Пресс, 2015

Бородина А. В. Основы православной культуры : Культура и творчество в детском саду: программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Основы православной культуры, 2007.

Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, Основы православной культуры, старшего дошкольного возраста,

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Тема, цели организованной образовательной деятельности Время проведения Сентябрь - Ноябрь 1. Блок. Воспитание общечеловеческих духовно.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — герои-спасатели!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе» Актуальность Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Краски русского севера» Паспорт проекта «Краски русского севера» Тип проекта: информационно – практико - ориентированный Вид проекта: групповой Продолжительность.

Проект по духовно нравственному-воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, моя Россия!»Проект по духовно нравственному-воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, моя Россия!» Название педагогического проекта: «Люблю тебя, моя Россия!» Доминирующий вид деятельности: информационно - творческий Продолжительность.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой город Люберцы» Пояснительная записка Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой.

Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Традиции и обычаи русского народа» Государственное казенное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный лучик».

Сообщение из опыта работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством сказок Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2018 в 11:50
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем валентина максимова (УИ 306914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД