валентина максимова
«Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.
Публикация «„Всему начало здесь — в краю родном“, Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Ключевой ролью детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников, ознакомление детей с традициями, обычаями народа, воспитание любви к истории, формирование общей духовной культуры. Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития, просвещения родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики уделялось большое внимание. Центральной идеей педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности в общественном воспитании, исходя, из которой он определял цели и задачи нравственного воспитания : – «Воспитание русского человека нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего уже из моды костюма новым, иностранным, чуждым, но в своей самобытности, самостоятельности, в своем, исконно русском источнике. Этот источник – народность».
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Данная работа с детьми выделена, как одно из содержательных направлений педагогической деятельности нашего МБДОУ №43 «Родничок» города Новочебоксарска.,
Задачи этого направления работы :
- формирование общей культуры детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества;
- воспитание интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
- повышение компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Основными формами работы с детьми являются :
Занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания.
Проведение православных праздников.
Экскурсии, целевые прогулки в храмы города.
Организация творческих выставок к православным праздникам (совместная деятельность детей и родителей).
Реализация поставленных задач духовно-нравственного воспитания предполагает создание в группах особой атмосферы и определённой развивающей предметно-пространственной среды. В старших дошкольных группах оборудованы уголки православного воспитания, где бережно хранятся сувениры, поделки изготовленные детьми,рисунки, открытки.
Также мы рассказывали ребятам о появлении книги на Руси, знакомили с детской православной литературой. Именно детям, растущим, внимательным ко всем и всему, что их окружает, важно отличать добро от зла. А этому и учит православная книга. Наш поиск детской духовной литературы не сразу увенчался успехом. Да, на книжном рынке стали заметны художественные произведения, написанные православными авторами. Однако качество этих книг очень разное и многие из них не выдерживают критики.
Нам и нашим детям очень понравились книги Бориса Ганаго – талантливого белорусского писателя. Его рассказы предназначены в основном детям старшего дошкольного возраста. Они несут в себе особый внутренний свет и тепло.
Б. Ганаго "Детям о душе"
Б. Ганаго "Детям о молитве"
Б. Ганаго "Детям о слове"
Б. Ганаго "Детям о вере"
Б. Ганаго "Помыслы сердца"
Б. Ганаго "Небесный гость"
Б. Ганаго "О промысле Божием"
Б. Ганаго "Об образе Божием"
Б. Ганаго "Будем как дети"
На примере своих ровесников, а иногда и взрослых людей, юные читатели учатся видеть и ценить красоту окружающего их мира. Рассказы воспитывают в детях сочувствие, доброту, щедрость, верность слову, умение пожертвовать чем-то очень дорогим для другого человека. Через все произведения проходит мысль о необходимости уповать на Бога и искать его поддержки во всех жизненных ситуациях.
На сегодняшний день для многих коллективов дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск активных форм работы по духовно-нравственному воспитанию. В данной работе в нашем детском саду зарекомендовали себя совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : праздники, создание мини-музеев, выставки совместного творчества, организация проектной деятельности.
Мини-музей – это прекрасная возможность решить данную проблему ведь в его создании принимают участие и дети и родители. На данный момент в детском саду функционирует два мини – музея: - мини-музей «Русская изба», «Чувашская изба» в него вошли такие предметы-экспонаты, как сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта – прялка, керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, туеса, куклы в русских и чувашских народных костюмах и др. Посетив такой мини – музей дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства.
Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница-узорница», «Народные умельцы», «Сказки у печки» – это действенный, практический способ ознакомления ребенка с бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.
Мини-музей «Кукол», предлагает знакомство как с народными куклами, такими как кукла «Пеленашка» ,тряпичными куклами, так и с современными куклами, сделанными из различных материалов. В работе по сбору и созданию экспонатов принимали участие и дети, и родители, в ходе организации мини-музея была организована детско-родительская площадка «Любим в куклы мы играть», проведён мастер-класс по изготовлению куклы Пеленашки.
Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр и занятий. Каждый наш мини-музей это – познавательный и воспитательный центр, а самое главное результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Проектная деятельность ориентирована на развивающее, личностно-ориентированное обучение. В проектной деятельности особое место мы отводим семье, как первому наставнику ребёнка, а также организации совместной творческой деятельности. В группах старшего дошкольного возраста реализованы проекты «Что расскажет нам на ушко эта русская игрушка?», «Русская каша – сила наша», «Сказки наших бабушек», «Мой дом, моя семья».
Одним из наиболее очевидных поводов обращения к православной культурной традиции в дошкольном учреждении являются праздники. Проведение народных праздников – это яркая и интересная форма работы и с детьми, и с родителями. Праздник – это мероприятие, к которому мы готовимся длительное время. Совместная подготовка к празднику детей, воспитателей, музыкального руководителя, и родителей, способствуют развитию детского творчества, общения, взаимопонимания и сплочения. В ожидании праздника дети мастерят предметы для оформления зала, знакомятся с народными играми, песнями, танцами, делают подарки, а взрослые шьют детям нарядные костюмы. Объединение различных видов искусства – музыкального и художественного фольклора, драматизации, хореографии и народного танца, представленных на празднике, доставляют детям истинную радость и яркие эмоциональные переживания.
Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников. Этот праздник мы встретили ярмаркой и хороводами, фольклорными песнями и танцами, веселыми играми и забавами. Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка» сопровождается русскими народными песнями и хороводами, играми, считалками, пословицами, загадками, частушками, народными приметами и конечно угощением.
Любим и незабываем для детей и родителей самый долгожданный праздник – Рождество Христово, Крещение. Он имеет в нашем детском саду особые давние традиции. Дети инсценируют Рождественскую историю, играют в народные игры, принимают от родителей угощения. С удовольствием рассказывают, как их родители на крещение купаются в проруби,ходят к святым источникам за святой водой. И то что они замечали,что святая вода,принесенная в этой день обладает целебными свойствами.
Не забываем и про Масленницу, также с детьми и родителями на улице проводим развлечения,катаемся на лошадях.
Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводятся беседы о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о великой радости людей в День Воскресения, разучиваются песни, танцы, народные игры. На этом празднике дети радуют всех гостей Пасхальной сказкой, расписными яйцами,куличом и вылепленными жаворонками.
В начале лета мы празднуем день Святой Троицы, когда кругом зелень, веточки красавицы – березки. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр рассказывают дети в этот день.
Мы откликнулись на прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» в честь благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. В этот день наши дети мастерят прекрасный нежный символ праздника – ромашку и веселятся вместе с родителями на празднике.
Творческие выставки детей, родителей, педагогов «Пасхальный сувенир», «Рождественская ёлочка» являются традиционной формой работы в данном направлении.
Сохраняя светский характер образования, воспитательно-образовательная работа, сложившаяся в МБДОУ содействует духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие духовной, нравственной позиции ребенка и семьи.
Литература:
Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель Харитонова О. К. Издательский дом «Покров». –М. ,2006 Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева – СПб. : Детство-Пресс, 2015
Бородина А. В. Основы православной культуры : Культура и творчество в детском саду: программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Основы православной культуры, 2007.
Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, Основы православной культуры, старшего дошкольного возраста,