людмила сазонова
Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Программа стабилизации и развития России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, как одну из приоритетных задач образовательной системы на все уровнях. Опыт развития России за последние годы показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государственные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только на семью И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким.
Публикация «Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: «Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности».
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира с стране высокой нравственной культуры, полноценного сознания народа, можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния, могут заложить в человеке семена любви и добра к людям, заложить понимание того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».
Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрита, Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и
1
воспитании». В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет в себе Православие, нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия нам просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала, как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимают, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни и жизни детей.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходят его становление и развитие.
Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.
Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках скрыта душа народа – то в праздничные дни она и раскрывается.
Церковные праздники всегда были особо почитаемы в русском народе. Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, без чего мы не полны, не цельны.
В принятой в 2000 году национальной доктрине образования, государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечивать воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается, как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
В 1999 году Алексием II и министром образования был подписан договор о сотрудничестве. В данном документе признается особая роль Православия в истории России, становление ее духовности и культуры, а также задаются основные области взаимодействия.
В 2003 году издается Приказ министерства образования Российской Федерации № 2833, зарегистрированный Минюстом России 5 августа 2003 года № 4955 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями, религиозными организациями возможности обучать детей религии вне рамок общеобразовательных программ».
Эти важные документы составляют нормативную основу деятельности образовательных учреждений в сфере приобщения детей к основам православной культуры. 2
Декларация ООН 1918 года гласит: «Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религий или веры в согласии с желанием его родителей».
Цель данной работы:
Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Задачи:
1. Приобщать ребенка к истокам православной культуры через сопричастность к
церковным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе
познания и раскрытия значения православных праздников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 занятий в год. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а так же народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.
Примерная структура занятий.
• Рассказы о рождении Иисуса Христа, Крещении, пасхе, Троице, о Боге, Деве Марии, о святых людях.
• Объяснение некоторых заповедей Библии.
• Слушание классической, современной, духовной музыки, колокольных звонов.
• Знакомство с живописью на библейские темы.
• Чтение художественной литературы, разучивание стихов на тему духовно-нравственного воспитания.
• Поиск истины.
• Организация практики доброделания.
Поставленной цели в работе можно достигнуть через решение задач.
• анкетирование родителей и составление с ними договоров (на основании Декларации ООН от 1981 года).
• духовного просвещения семьи.
• диагностики знаний о духовно-нравственных ценностях.
• установлении социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества).
• чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
3
Список используемой литературы.
1. Л. П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков «Основы православной культуры» Учебно-методическое пособие для детских садов, Курск 2008.
2. «Библия в рассказах для детей», Российское библейское общество,
Москва – 2005.
3. «Евангелие для самых маленьких», Издательство Белорусского Экзархата – Белорусской Православной Церкви. 2004 год.
4. Л. Гладких «Отечественная педагогическая литература, как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья детей и семьи»
м. «Дошкольное воспитание» 2006 год (1)
5. А. Алексеева «О православном дошкольном воспитании в России» - м.
«Дошкольное воспитание», 2004 год (1).
6. Н. Султанова «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», м.
«Дошкольное воспитание», 2004 год (5).
7. Н. Орлова «Азбука для православных детей»
8. Н. Тананко «Русь Святая – Родина моя…», г. Краснодар 2007 год.
9. «Преподобный Сергий» - Издательский совет Русской Православной Церкви,
Москва 2004 год.
10. «Детям о православной вере»., «Православная Библиотека», «Троицкое
слово», 2001 год.
11. Детский православный журнал «С нами Бог», 1998 год № 3.
12. «Детский Православный календарь», 2009 год.
13. «Православный календарь», 2009 год.
14. Марина Ахешина «Маленький домик для совести».
15. Журналы «Православные монастыри», 2008 год № 1, № 2.
16. «Православные праздники», «Ковчег», Москва 2007 год.
Конспект занятия № 1
Тема: Бог – творец. Сотворение мира. Нерукотворный мир.
Первый человек в раю.
Программное содержание :
Обучающие задачи: закреплять представления детей о Боге – Творце мира, знакомство детей с библейским повествованием о сотворении мира.
Воспитательные задачи : воспитывать любовь к природе, как к творению Божьему.
Развивающие задачи: способствовать развитию творчества, желания выразить свою радость, доброжелательность в творческой работе.
Ход занятия
а) Чтение отрывка из книги Александра Меня «Свет миру».
Ребята, «вы, наверное, часто задавали старшим вопрос, откуда явился мир: звезды и облака, цветы и деревья, птицы и звери, и мы сами – люди?
Некоторые думают, что все на свете образовалось само собой. Но можно ли такому верить?
Можно ли, например, поверить, будто прекрасная картина написала сама себя или дворец сам себя построил?
Как картину создал художник, книгу – писатель, дом – архитектор и строители, машину инженер и мастера-рабочие, так и природа, Вселенная должна иметь своего создателя, Своего Творца.
По-русски его называют Богом. И в каждом языке есть свое слово, означающее Создателя.
- А разве кто-нибудь видел его? – Спросите вы.
- Нет. Глазами видеть его не возможно. Он не видим.
- Но ведь невидимки бывают только в сказках!
- Не только. Невидимое существует. И как раз оно-то – самое удивительное и важное в нашей жизни.
Вот, например, ты сидишь за столом и мечтаешь, что в будущем году ты снова пойдешь на речку или в лес. У тебя веселое или печальное настроение, но видеть этого всего нельзя. Можно лишь увидеть выражение твоего лица или услышать твои слова. А ведь именно разум, мысли, чувства делают человека человеком.
Значит, невидимое есть. И без него мы не были бы людьми.
Создатель мира невидим, как наша мысль. Но у нас перед глазами бесчисленные его создания. И мы должны быть благодарны Ему за все: за светлое утро, за дождь и солнце, за радость жизни.
Человек может говорить с Богом. Эта беседа с Творцом называется молитвой. Доверие к Создателю, желание жить по Его воле, любовь к нему и есть вера.
Молитва – дома и в церкви – исполнение заповедей Божьих, праздники, обряды и обычаи, напоминающие нам о Боге – все это вместе называется религией»
Священник Александр Мень,
книга «Свет миру».
б) Рассказ о сотворении мира.
…Сначала ничего не было. Только темнота и пустота…
Предложить детям жмурить глаза, закрыть ладошками уши, посидеть так несколько секунд.
Ничего не было видно, ничего не было слышно – только темнота и тишина. Но вто в первый день Бог сотворил свет, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Это был первый день.
Во второй день Бог сотворил небо, которое мы видим.
В третий день мира Бог создал сушу и море, а еще повелел земле произрастить траву, цветы кустарники, деревья.
В четвертый день мира Бог создал небесные светила: солнце, луну, звезды.
На небесной тверди вдруг,
Засияло все вокруг.
Сотворил Бог в день четвертый
Золотого солнца круг.
К ночи яркое светило
Бледная луна сменила.
Всемогущий Господь Бог
В небе звездочки зажег.
Было тихо над землей,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Рыбы обрели свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Птицы песней славят Бога,
За любовь благодаря.
А. Киселев
В шестой день, появились, во славу Божию, разные животные на земле.
Предложить детям назвать и показать на иллюстрациях знакомых домашних и диких животных. Рассказать, чем отличаются среда обитания и образ жизни рыб и птиц.
Еще в шестой день, когда весь мир уже был сотворен, Бог создал человека – мужчину и женщину – и поручил людям заботиться о своей земле.
Вопросы детям: Как мы должны относиться к Богу – Творцу?
А как сказано о пении птиц после их создания Богом?
Птицы радуются в небе,
Поднимается заря.
Птицы славят песней Бога,
За любовь благодаря.
2 часть занятия.
Коллективная работа «Сотворение мира»
Дети выполняют коллективную работу коллаж (рисование и аппликация)
Звучит классическая музыка «Сотворение мира»
муз. Йозефа Гайдна
Вспоминая услышанное, дети делают небольшие рисунки карандашами или фломастерами на тему творения мира, или отбирают из приготовленных изображений заранее то, что хотят наклеить на общую «Картину мира».
Занятие заканчивается стихотворением Нины Орловой «Господь»
В летний вечер у реки так легко, привольно,
Птички, бабочки, жуки – веселы, довольны.
Месяц вышел, засиял, свод небесный полон стал
Золотых горошин.
И я тихо прошептал: «Все это Господь создал!
Какой же он хороший!» (К заучиванию)
Материал к занятию:
1. Выставка фотоматериалов, иллюстраций, книг о нерукотворной красоте природы, картинки с изображением ночного и дневного неба, репродукции картин.
2. Классическая музыка «Сотворение мира» ком. Йозеф Гайдн.
3. С. С. Куломзина «Библия для детей»,
«Азбука для православных детей» Н. Орлова.
4. Цветные фломастеры, карандаши.
5. Силуэтное изображение растений, животных, птиц.
6. Клей, салфетки, карандаши.
Конспект занятия № 2.
Тема: Первый человек в раю.
Программное содержание :
Обучающие задачи: содействовать освоению детьми духовно-нравственных категорий : добро – зло, послушание – непослушание, простота – хитрость.
Воспитательные задачи : воспитывать у детей стремление к доброй жизни, навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.
Развивающие задачи: содействовать становлению личности с оптимистическим взглядом на жизнь, способствовать развитию у детей способности отличать хорошее от плохого, делать самостоятельный выбор. Развивать ручные умения, усидчивость и аккуратность в работе.
Ход занятия
1 часть занятия.
Чтение рассказа из «Библии для самых маленьких» о жизни первого человека в раю.
Побеседовать с детьми о том, как можно исправить злые дела? Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности и грубости? От обиды? Как быть послушным?
Дети слушают песню Н. Тананко «Азбука добра»
Слушают стихи Н. Орловой «Зло», «Жадность и жалость», «Добро».
«Добро» Н. Орлова
Я вчера был занят очень,
Я трудился, что есть мочи.
Целый день добро творил,
Кошке домик мастерил.
Собирал гулять сестричку,
Отыскал ей руковичку.
Маме пол подметал,
Бабушке очки подал.
Папе гвоздь забить помог,
Так работал – изнемог!
Зря считает мой братишка,
Что я просто хвастунишка.
Я нисколько не хвалюсь,
Я просто радостью делюсь!
«Зло» Н. Орлова
Мне вчера не повезло:
Один мальчишка – злой-презлой –
Пистолет в меня направил.
Это было против правил,
Я его предупредил.
Он затопал, завопил,
Пистолетом размахнулся –
И на месте растянулся.
Зло меня не победило –
Прямо в лужу угодило.
«Жадность и жалость» Н. Орлова
Если кто-нибудь кому-то,
Что-то очень пожалел –
Это жадность.
Если кто-нибудь кого-то
Где-то очень пожалел –
Это жалость.
«Терпение» Н. Орлова
Есть в саду у нас Данилка,
Он житья мне не дает:
То придумает дразнилку,
То щипнет, а то толкнет.
Вот какое у него отношение!
Вот какое я терплю поношение!
Я бы мог тебя, мучитель,
Очень сильно отлупить.
Только нам Христо – Спаситель
Завещал врагов любить.
Всё терпение собрал
И терплю.
Может скоро я Данилку
Полюблю.
9
2 часть занятия.
Рисование Адама и Евы – первые люди в раю. Общаясь с самим Богом, окутанные божественной любовью, первые люди были, конечно, совершеннее нас.
Необходимо их чудесность выделить. Предложить детям продумать различные варианты.
Глаза, рот, нос примерно одинаковы (недопустимо рисовать рот до ушей). Рисовать рот, нос, глаза карандашами. Глаза рисуются на горизонтальной осевой линии овала. Для рисования использовать нежные тона.
Закончить занятие чтением стихотворения священника Андрея Алексеева о том, как теперь нам всем нужно жить – благодарным и послушным.
В чем мы видим красоту?
В подражании Христу.
Если хочешь быть красивым,
Говори всегда спасибо.
В первом слове – слова два,
Очень важные слова.
Слово первое – спаси,
Говоря его – прости.
Чтобы милостивый Спас
Всех помиловал бы нас.
А второе слов – Бог.
Его просим, чтоб помог.
Нам послушными расти,
Крест достойно свой нести!
Материал к занятию:
1. Чтение «Библии для самых маленьких».
2. Слушание песни «Азбука добра» Н. Тананко.
3. Стихи о добре и зле «Азбука для православных детей».
4. Альбомы, цветные карандаши, краски.
Конспект занятия № 3.
Тема: Рождество Пресвятой Богородицы.
Чтение о рождении и жизни Пресвятой Богородицы и ее родителей Иоакима и Анны. Слушание стихотворения «Рождение Девы Марии».
Рассматривание икон Пресвятой Богородицы «Смоленская», «Владимирская», «Казанская»
Украшение оклада иконы Пресвятой Богородицы.
Программное содержание :
Обучающие задачи: дать детям представление о святости святых праведников Иоакима и Анны. (рассказ об их благочестивой жизни).
Познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы.
Воспитательные задачи : воспитывать уважительные и благодарные отношения к родителям.
Развивающие задачи: способствовать развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей.
Ход занятия
1 часть занятия. Слушание рассказа о Пресвятой Богородице, Ее значение, как Матери Бога.
Рассматривание иконы «Рождество Пресвятой Богородицы». Дать детям представления о святости святых праведников Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни); познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Рассказ о ее детстве – «Библия для самых маленьких».
Чтение стиха «Рождество Пресвятой Богородицы» Л. Сазонова
…Давным – давно то было, В Назарете,
В старинном тихом городке.
Супруги жили там, Иоаким и Анна
И были праведными оне.
Спокойно, мирон и в молитвах к Богу
Текла совместная их жизнь
Одно печалило лишь только:
Что за пол века жизни в браке
У них так дети и не родились.
О, как молилась, плача Праведная Анна,
В саду, у дерева ветвистого склоняясь!
И вдруг, услышав щебет птичий
Она с колен невольно поднялась.
Там, в кроне древа хлопотала птица,
Без устали нося букашек, червяков.
Еще сильнее стала плакать Анна,
Увидеть неоперившихся птенцов.
«О, Господи, услышь мою молитву!
Все в мире утешаются детьми:
Люди, звери, птицы,
Земля приносит во время плоды
Ко мне, о, Господи, яви
Свою Святую Милость Ты! …»
И милость Божия свершилась,
На свет Мария появилась!
(Л. Сазонова.)
2 часть занятия. Беседа об отношении к маме, родным и близким.
Предложить детям вспомнить или запомнить пословицы о семье, о родной матери.
«Мама - солнышко мое, я подсолнушек её»,
«Нет лучше дружка, чем родная матушка»,
«Всякая птица свое гнездо любит»,
«Где лад, там и клад»,
«Кто живет ладно, у того все складно»,
«Нет растения без корней»
3 часть занятия. Предложить детям украсить оклад небольшой иконы «Рождество Богородицы».