Андросова Любовь Даниловна
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Русские шашки» для детей старшей группы
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 11 «ПОДСНЕЖНИК»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете МБДОУ ЦРР Заведующий МБДОУ ЦРР Детский сад
Детский сад №11 «Подснежник» №11 «Подснежник»
От «___»___2015 г. ___Т. П. Ткачук
От «___»___ 2015 г.
Рабочая программа
по дополнительной образовательной деятельности
кружок «Русские шашки»
Публикация «Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок „Русские шашки“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
для детей старшей группы
на 2017 – 2018 учебный год.
(составлена на основе основной
образовательной программы МБДОУ
ЦРР Детский сад № 11 «Подснежник»)
Составитель:
Андросова Любовь Даниловна
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Якутск
2017-2018 уч. год.
Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1).
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти-шестилетних детей дает все основания широко популяризировать шашки среди дошкольников старшего возраста. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. На шестом году жизни уровень умственного развития ребенка характеризуется значительным накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий. У ребенка активно развиваются наглядно-образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщенные и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Условием реализации программы выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа основана на принципах доступности, научности, наглядности.
Цели и задачи реализации Программы
Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
• обучение основам шашечной игры;
• обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• развитие умственных способностей детей : логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Планируемые результаты:
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Образовательная деятельность
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.
Формы, способы, методы, средства
Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего понять и обобщить смысл и правила игры.
Стимулирование активной речевой деятельности детей, расширение словарного запаса посредством специальной терминологии, речевое сопровождение персептивных действий
1. Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении игры в шашки.
Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности Свободные беседы гуманитарной направленности по истории возникновения и развития игры в шашки.
2. Самостоятельная деятельность в развивающей среде
Формы организации образовательной деятельности
• Познавательные беседы.
• Чтение художественной литературы.
• Индивидуальные беседы.
• Турниры
В кружке занимаются заинтересованные, проявляющие инициативу дети.
Формы взаимодействия с семьёй
• Анкетирование с целью выявления интереса к игре в шашки.
• Тематические консультации, папки- передвижки, листовки.
• Турниры с участием родителей.
• Тематические праздники и развлечения с участием родителей
Материально-техническое обеспечение программы :
Занятия кружка «Русские шашки» проводятся четыре раза в месяц, в групповом помещении МБДОУ д/с «Подснежник». Процесс занятий в кружке обеспечивается необходимым оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная магнитная доска, дидактические игры.
Перспективное планирование работы кружка «Русские шашки».
Сентябрь
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Тема: Подготовка игровой зоны для детей.
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.
Тема: Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. Тема: Подготовка игровой зоны для детей.
Цель: создание условий для развития логического мышления.
Тема: Знакомство с доской и фигурами.
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».
Октябрь
Тема: Терминология (фигуры, доска, ход, бой)
Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».
Тема: Обучение ходам при игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Терминология (противоположные стороны, диагонали)
Цель: развитие интеллектуальных способностей. Тема: Обучение ходам при игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Ноябрь
Тема:
Развивающие игры.
Цель:формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.
Тема: Обучение игре.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Объяснение положения в игре дамок.
Цель: продолжать учить играм в «Шашки».
Тема: Игра с соперниками.
Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Декабрь
Тема: Задания и задачи, развивающие логическое мышление.
Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
Тема: Игра между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Игра между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Соревнования по шашкам на сладкий приз.
Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.
Январь
Тема: Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».
Цель: научить играм в «Поддавки».
Тема: Продолжение ознакомления с игрой.
Цель: развитие интеллектуальных способностей. Тема: Игра между соперниками
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Февраль
Тема: Развивающие игры.
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Тема: Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».
Цель: закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки».
Тема: Игры между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Игры между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Март
Тема: Развивающие игры. «Игры со спичками».
Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
Тема: Показ и обучение игры «Уголки».
Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.
Тема: Продолжение и обучение игры в «Уголки».
Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.
Тема: Игра между соперниками.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Апрель
Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.
Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.
Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.
Май
Тема: Соревнование по шашкам 1 тур.
Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.
Тема: Соревнование по шашкам 2 тур.
Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.
Тема: Игра в «Шашки» с родителями.
Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Мониторинг
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.
Методика проведения:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Вопросы и задания:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Краткий список терминов игры шашки
Простая - обычная шашка (не дамка)
Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски
Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски
Дамка – шашка, достигшая дамочных полей
Ход - передвижение шашки с одною поля на другое
Тихий ход или темп - простое перемещение шашки
Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар
Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций
Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов, в которую переходит ее дебютная часть
Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)
Методическая литература
1. Голиков А. И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
3. Приключения Шашечки и Шахматика/ В. Я. Юзюк В. К. Погрибной– Ростов н/ Д: Феникс, 2013. – 17 3 с.
4. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013. – 137 с.