Разифа Акирова
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности разработана воспитателями ПЕРЕКАЛЬСКОЙ Л. А, Акировой Р. Р. в соответствии с основной образовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 г. Пугачёва Саратовской области».
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Парциальные программы : С. Н Николаева «Юный эколог» ; Р. Б. Стёркина «Безопасность»; И. А. Лыкова «Цветные ладошки».
1.1. Цели и задачи рабочей программы.
Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребёнка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса :
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
• Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
• Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
1.3. Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
Климатические особенности:
Климатические условия средней полосы России имеют свои особенности: Климат умеренно-континентальный, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Исходя из этого, проводятся мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.
В режим дня в старшей группе ежедневно включены утренняя гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, коррекции осанки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание организованной образовательной деятельности;
2. на теплый период года (июнь-август) составляется план оздоровительных и развлекательных мероприятий.
2) Демографические особенности:
В нашей группе общее количество детей 23 человека; 12 девочек, 11 мальчиков.
Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе воспитываются дети из полных: 19 семей (82 %) неполных :4 семьи
(18 %) и многодетных: 2 семьи (9 %). Основной состав родителей – среднеобеспеченные.
3) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы : русские.
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Весь контингент воспитанников проживает в условиях города.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы и проекты.
I. Содержательный раздел.
2.1 Учебный план реализации ООП ДО.
Направления развития Виды детской деятельности Количество ООД в неделю Формы образовательной деятельности
Обязательная часть
Физическое развитие Двигательная деятельность 75 мин.
(3 OОД) Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность 25 мин.
(1 ООД) ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины
ФЭМП 25 мин.
(1 ООД) Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины
Конструирование 25 мин.
(1 ООД) Конструирование из бумаги, природного и иного материала
Речевое развитие Развитие речи 25 мин.
(1 ООД) Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций
Восприятие художественной литературы и фольклора 25 мин.
(1 ООД) Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Не более 30 мин. ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины
Самообслуживание и элементарный бытовой труд не более 30 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ
Игровая деятельность в режимные моменты Сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность 75 мин.
(3 ООД) Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.
Музыкальная деятельность 50 мин.
(2 ООД) Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения
Всего : 13
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации Программы в группе.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ. Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, культурно-гигиенические процедуры (напоминание, игровая деятельность во время прогулки (напоминание, организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми. Игры-эксперименты, сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта, вне игровые формы:
изобразительная деятельность, конструирование, бытовая деятельность, наблюдения.
Беседы, чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, решение задач,.
Игровая деятельность (игры в парах, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры).
Рассматривание иллюстраций, настольно-печатные игры.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность (ОД) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей
организованная образовательная деятельность (рисование, конструирование, лепка).
Экспериментирование.
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
Выставки работ репродукций произведений живописи.
Проектная деятельность.
Музыка в повседневной жизни:
-театрализованная деятельность;
-пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду. Наблюдение.
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.
Игра.
Игровое упражнение.
Конструирование из песка, природного материала.
Лепка, рисование.
Использование пения:
-на музыкальных занятиях;
-во время прогулки в теплую погоду;
-в сюжетно-ролевых играх;
-на праздниках, развлечениях и театрализованной деятельности. Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
Экспериментирование.
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.
Самостоятельная изобразительная деятельность, лепка.
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе.
Музыкально-дидактические игры.
ОО «Познание»
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность (ОД) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность. сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность Во всех видах самостоятельной детской деятельности.
ОО «Речевое развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей (СДД)
Образовательная деятельность (ОД)
Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей
Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).
Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.
Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные).
Сюжетно-ролевая игра.
Игра-драматизация.
Чтение художественной и познавательной литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций (беседа). Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).
Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
Хороводные игры, пальчиковые игры.
Поддержание социального контакта.
Работа в театральном уголке.
Кукольные спектакли Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек,
Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
Игры в парах и совместные игры.
Игра-импровизация по мотивам сказок.
Театрализованные игры.
Продуктивная деятельность.
Настольно-печатные игры.
2.3. Взаимодействие с семьёй, социумом.
№ Мероприятия Срок выполнения
1 Родительское собрание. Сентябрь
2 Оформление информационного уголка: режим дня группы, сетка занятий, информация о проводимой работе по месяцам
3 Консультация: «Дети и телевизор»
4 Проект «Книги и библиотеки» (в течении года)
5 Консультация: «Прогулка в жизни детей»
6 Анкетирование «Довольны ли вы работой ДОУ?» Октябрь
7 Общее родительское собрание
8 Праздник «Осенние дорожки»
9 Консультация «Советы родителям по ПДД» Ноябрь
10 Праздник «Мамочка любимая»
11 Памятка: «Внимание наступает зима»
12 Консультация: «Осторожно грипп»
13 Родительское собрание. Декабрь
14 Консультация: «Сосульки-символ зимы»
15 Праздник «Новогодняя сказка»
16 Рекомендации: «Чтение детям произведений о зиме и зимних забавах» Январь
17 Консультация: «Если у ребёнка плохой аппетит»
18 Рекомендации родителям: «Употребляйте больше витаминов» Февраль
19 Консультация: «Как правильно одеть ребёнка зимой»
20 Праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества
21 Консультация: «Дыхание, сон и здоровье» Март
22 Родительское собрание.
23 Праздник, посвящённый к дню 8 Марта
24 Консультация: «О важности раннего трудового воспитания» Апрель
Май
25 Спортивный праздник, посвящённый дню здоровья
26 Общее родительское собрание «Итоги совместной деятельности ДОУ и семьи за прошедший год».
27 Итоговое групповое родительское собрание-подведение итогов совместной деятельности воспитателей, детей,
родителей
28 Рекомендации: «Что читать детям летом»
29 Консультация: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»
2.4. Планирование работы с детьми в группе
-Примерное годовое планирование тематических мероприятий
Праздники. «День знаний», «Осенние дорожки», «День здоровья», «Новогодняя сказка», «Солдатский привал», «Картина для мамы», «День здоровья», «День Победы», праздники, традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения «Мамочка любимая», «Космические приключения».
Театрализованные представления. Инсценирование сказок, стихов и других литературных произведений, а также песен.
Русское народное творчество загадки, пословицы, сказки и поговорки; «Были и небылицы», «Добро и зло в русских народных сказках».
Спортивные развлечения. «Путешествие в страну спортивных рекордов», «Мой веселый звонкий мяч», «Подвижные игры.
Проекты. «Книги и библиотеки», «Больше будем петь, меньше болеть», «Движение плюс движение равно формула здоровья».