Юлия Сергеевна Глушко
Рабочая программа на 2017–2018 уч. год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Рабочая дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности «Будущий первоклассник» одного года обучения предназначена для подготовки дошкольников к обучению в школе.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель:успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Основные задачи на данный текущий год:
Публикация «Рабочая программа на 2017–2018 уч, год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе „Будущий первоклассник“» размещена в разделах
сохранение и укрепление физического и психического здоровья
развитие личностных качеств
формирование ценностных установок и ориентаций
развитие творческой активности
формирование и развитие психических функций познавательной сферы
развитие эмоционально-волевой сферы
развитие коммуникативных умений
развитие умений действовать по правилам
Условия реализации программы
1. Количество детей в группе: до 15 человек.
2. Возраст детей – 6-7 лет.
3. Зачисляются в объединение дети, не охваченные дошкольным образованием, или дети, робкие и необщительные (домашние дети, но и посещающие, дошкольные образовательные заведения.
4. Зачисление осуществляется на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих.
5. Занятия организуются в МБУДО «ЦДТ» в течение всего учебного года.
Общая недельная нагрузка: 10 часов:
1. По дороге к азбуке- 2ч.
2. Математические ступеньки—2ч.
3. Мир вокруг нас-1ч.
4. Музыука-1ч.
5. Знакомство с худ. литературой-1ч.
6. Подвижные игры-1ч.
7. Волшебные пальчики-2ч
Продолжительность занятия - 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 360 ч. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
Особенности рабочей программы - Региональный компонент программы.
В федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны. Таким образом, в текущем учебном году планирую в рабочей программе «Будущий первоклассник», в блоке «Мир вокруг нас» отразить региональный компонент. Основной задачей, которого является — заложить нравственные основы в детей, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для реализации регионального компонента предусмотрен 1 час в календарно- тематическом планировании для изучения родного края, тема: «Достопримечательности Тулы - должен знать каждый!» Считаю, что эта тема очень актуальна для дошкольников, так как способствует последовательному дальнейшему формированию у детей понятия о Малой Родине, обеспечивает полноту знаний о ней и расширяет их кругозор. В ходе реализации подпрограммы по музейной педагогике, действующей в МБУДО «ЦДТ» считаю необходимым реализовать в объединении проекты: «ТУЛА город мастеров»»- (18.09.17., «Отечества достойные сыны» - (07.05.18.)
Изменение содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в рабочей программе :
1. Изменение программного материала в связи с праздничными календарными датами (уплотнение).
2. Блок: «Мир вокруг нас» (меняются темы в связи с продолжение года экологии, а также включены календарные и обрядовые праздники, воспитательные мероприятия в связи реализации подпрограммы по музейной педагогике)
«Наша страна Россия» -(02.10.17.)
«Никто не знает, но помнят все»- (19.02.18.)
«Ах! Мама-мамочка!»-- (05.03.18)
«Космос и человек» --(09.04.18.)
«Моя семья»- (23.04.18.)
3. «Знакомство с художественной литературой» (на основании имеющегося опыта по реализации данного блока в прошлом учебном году, считаю необходимым пересмотреть и поменять темы календарно-тематического планирования)
3.1 Познавательные сказки (автор - Т. А. Шарыгина) – использование данного пособия в работе обогатит словарный запас ребёнка, поможет в развитии логического мышления, речи, расширит знания и фантазию а известно, что тот кто, кто владеет знаниями, в речи, расширит знания и фантазию. Познавательные сказки подарят детям новую интересную для них информацию, а ведь известно, что то, кто владеет знаниями, владеет миром!
3.2 Родные сказки - (автор - Е. Ф. Фёдоровой)
- развивают фантазию и воображение, воспитывают любовь к родной земле
3.3 Добрые сказки – (автор – Т. А. Шорыгина)
-поможет выработать отзывчивость у детей, трудолюбие, о, милосердие, доброжелательность, доброту и любовь, к ближнимю
3.4 Полезные сказки - (И. Б. Кочанской)
– нацелены на формирование гармоничного отношения к миру, умения сопереживать и сострадать, находить решения в разных ситуациях. Истории, вошедшие в сборник, прошли успешную проверку на практике в бытовых ситуациях.
3.5 Пословицы и поговорки.
-в блоке по художественной литературе, целый раздел посвящён литературному жанру пословицами поговоркам, для этого раздела был приобретен демонстрационный материал Т. А. Шарыгиной «Пословицы и поговорки», с готовым и конспектами заданиями и вопросами.
Для, выявление соответствия уровня полученных учащимися знаний, умений и навыков и прогнозируемых результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, проводится промежуточная аттестация в конце первого полугодия и итоговая аттестация в конце учебного года.
Организуя занятия в объединении «Будущий первоклассник», я стараюсь использовать следующие
методы:
1. Словесные: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
2. Графические работы : составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей, работа с картами, схемами.
3. Метод наблюдения:запись наблюдений, зарисовка, рисунки, фото –видеосъемка, проведение замеров.
4. Исследовательские: проведение опытов, лабораторных работ, эксперименты, опытническая работа на участке.
5. Проблемное обучение: проблемное изложение материала, анализ истории научного изучения: проблемы, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа, постановка, проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
6. Проектные, проектно – конструкторские (разработка проектов, программ, моделирование ситуаций, создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги, создание творческих работ, разработка сценариев спектаклей, праздников художественное, конструирование.
7. Игровые: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные игры, игры, игры,на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игры – конкурсы, игры – путешествие, ролевые игры, деловые игры, настольные, компьютерные, игры – конструкторы, электротехнические игры.
8. Использование средств искусств:ИЗО, литература, музыка, хореография, кино, телевидение.
8. Психологические и социологические ( анкетирование: разработка, проведение и анкет,
интервьюирование, психологические тесты; создание и решение различных ситуаций – психология общения, социальное окружение, деловая игра.
9. Практико – ориентированная деятельность
методы упражнений: упражнения, тренинги, тренировка, репетиция; письменные работы : конспект,
выписка, составление докладов, рефератов, презентаций.
10. Наглядные ( наглядные материалы: картинки, рисунки, плакаты, фотографии;
11. демонстрационные материалы: модели приборы, демонстрационные опыты, видеоматериалы, экспозиции, коллекции.
Формой контроля усвоения изученного материала, а также промежуточной и итоговой аттестации могут быть:
1. тестирование
2. скрытое тестирование
3. наблюдение в ходе занятий
4. беседы с родителями
5. уроки-путешествия
6. брейн-ринги
7. викторины
8. олимпиады
9. урок, как основная форма организации образовательного процесса.
Сроки похождения промежуточной и итоговой аттестации
1. Блок «По дороге к азбуке»
«Путешествие в страну гласных и согласных звуков»- Повторение-20.12.17 (промежуточная).
«Страна Азбука»- 23.05.18-(итоговая аттестация).
2.«Блок «Математические ступеньки»
«Путешествие цифр от 1 до 5»(Повторение ранее пройденного материала)- 25.12.17 (промежуточная аттестация).
Королева математика»-23.05.18. (итоговая аттестация).
3. Блок «Волшебные пальчики
Письмо полуовалов. Повторения ранее пройденного материала. -20.12.17. (промежуточная аттестация).
Блок «Мир вокруг нос»
Зимняя викторина» 18.12.17.(промежуточная аттестация)
«Что мы знаем о нашей Родине и природе» -21.05. 17.(Итоговая аттестация).
«Что мы знаем о нашей Родине и природе»- 21.05.18. (итоговая аттестация)
Блок «Знакомство с художественной литературой»
Повторение и закрепление ранее пройденногоматериала-22.12.17
(промежуточная аттестация).
«Изучать литературу здорово!»-18.05.18. (итоговая аттестация).
Блок «Музыка»
«Пляска с погремушками» 20.12.17. (промежуточная аттестация).
«Музыка рассказывает о весне»–слушанье -16.05.18. (итоговая аттестация).
Блок «Подвижные игры»
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы. В рабочей программе это приложение 3.
Методическое содержание программы
Основной задачей объединения «Будущий первоклассник» является подготовка детей к меняющимся условиям их жизни, а именно подготовка их без страха идти в школу. В разработанной программе предполагается : развитие фонематического слуха детей, обучение детей чтению слогов, подготовка базы для успешного овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий, овладение элементарными арифметическими и геометрическими знаниями, обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Для определения уровня освоения программы и овладения прогнозируемыми ЗУН является диагностика развития, определяющая комплексное развитие ребё нка в целом:
1. коммуникативность,
2. усидчивость
3. память
4. внимание
5. логическое мышление
6. обобщение и другие интеллектуальные характеристики
Диагностика проводится на начальном этапе обучения и при его завершении.
Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой по развитию речи на основных ее уровнях – звук (звуковая культура, слова, предложения, связное высказывание. Для этого используются следующие приемы:
1. давать детям задания по определению на слух места звука в слове;
2. предлагать детям называть слова, в которых встречается определенный звук;
3. подбирать к схеме слова с заданным звуком и т. д.
Важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет
формирование у него элементарных математических представлений.
Оно предполагает первоначальное формирование представлений:
1. о количестве
2. числе и цифре
3. геометрических фигурах, в пространственном расположении.
Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых педагогом, а так же интеллектуальных и спонтанных игр, в ходе самостоятельной исследовательской деятельности детей.
Подготовка руки к письму
1. развитие мелкой моторики,
2. формирование умения держать карандаш
3. и правильное распределение мышечной нагрузки руки
4. осуществляется на занятиях обведение по контуру
5. разукрашивание
6. рисование узоров на клеточной основе по образцу,
7. написание основных элементов букв на основе узкой линии и в свободной деятельности детей.
8. Широко используются пальчиковые игры.
Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте:
1. оптимальное разнообразие видов деятельности
2. введение физкультминуток
3. использование игрового материала
4. переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой
Рабочая программа предусматривает следующие ЗУН
По дороге к азбуке
1. Отчётливо и ясно произносить слова;
2. выделять из слов звуки;
3. находить слова с определённым звуком;
4. определять место звука в слове;
5. русский алфавит
6. соблюдать орфоэпические нормы произношения;
Знакомство с художественной литературой
1. составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
2. составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
3. пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
Волшебные пальчики
1. ориентироваться на странице тетради;
2. писать основные элементы букв;
3. рисовать узоры и различные элементы.
Математические ступеньки
1. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
2. соотносить цифру с числом предметов;
3. пользоваться арифметическими знаками действий;
4. состав чисел первого десятка;
5. цифры 0-9, знаки +, -. =;
6. как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
7. составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
8. измерять длину предметов с помощью условной меры;
9. составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
10. делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
11. ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Блок мир вокруг нас
1. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
2. перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
3. называть основные признаки времён года.
4. название текущего месяца, последовательность дней недели.
Блок музыка
Уметь:
1. - различать песни и танцы народов мира;
2. - отличать марш от песни и танца;
3. - слушать музыку, определять характер;
4. - определять голоса инструментов в музыке;
5. - инсценировать песни;
6. - различать мажорные и минорные краски в музыке;
7. - различать музыкальные портреты;
8. - петь песни.
Понимать:
1. - Что такое хоровод;
2. - образы осени в музыке и литературе;
3. - что такое выразительность и изобразительность;
4. - имитация, инсценировка;
5. - понятие музыка утра, вечера;
6. - значение праздников и музыки для них.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания:
1. копирование рисунка;
2. ориентировка в межклеточном пространстве;
3. решение простых математических задач с графическим изображением ответа;
4. тест на развитие фонематического слуха;
5. выделение главного признака предмета.
УМК для занятий
Наглядно- дидактическое пособие
1. Таблицы
2. Аудио- и видеозаписи
3. Набор игрушек
4. Геометрические фигуры
5. Дидактические настольные игры
6. Книги-раскраски
7. Комплекты «Лего».
8. Дидактический материал (подвижная азбука)
9. (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)
10. Картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий);
11. Предметные картинки для составления предложений и задач
12. Сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку
13. Рабочие листы- прописи букв, цифр
Средства, необходимые для реализации программы :
1. рабочая программа
2. учебно-тематическое планирование;
3. рабочие тетради;
4. наглядные пособия;
5. счетный материал.
Список литературы
Литература для педагога:
Блок «По дороге к азбуке»
Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под научн. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М. : Баласс, 2012г.
«Обучение дошкольников грамоте».Подред. Н. В. Дуровой,Л. Е. Журова,Н. С. Варенцева. М. : «Школьная Пресса»,2001 г.
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В. В. Волина,—М., 1991.
https://festival.1september.ru/preschool/
Блок «Математические ступеньки»
Петерсон, Кочемасова: Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1 и 2
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/129740/
Интерактивные таблицы по обучению грамоте. «Русская азбука»В. Г. Горецкого.
Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992.
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Академия развития, 2000.
Блок «Волшебные пальчики»
Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010г.
Шмелев Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей от 2 лет. - М. : Издательство «Ювента», 2008г
https://jirafenok.ru/propisi/prodolzhi-uzoryi/
Блок «Мир вокруг нас»
Вахрушева А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М. : Баласс, 2011г
Интерактивные таблицы по окружающему миру. Плешаков А. А. ,Новицкая М. Ю., М. ; Просвещение, 2011;Учебник по окружающему миру 1 клО. Н. Федотова. -2009г. Хрестоматия по окружающему миру О. Н. Федотова 2кл. -2010;ш
https://www.7ya.ru/pub/presentation/
https://www.tvoyrebenok.ru/prezentacii_dlya_detey.shtml
Блок «Знакомство с Художественной литературой»
Беседы с детьми о родной земле» Е. И. Фёдорова
«беседы с детьми о человеческом участии и добродетели» Т. А. Шорыгина
«Беседы с детьми о Земле и её жителях» Т. А. Шорыгина
«Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях»
«Беседы с детьми о хороших привычках»
Литература для обучающихся:
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 5-6 лет в 2-х частях. Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс; Школьный дом, 2012г. 1 Прописи для дошкольников 6-7 лет Е. В. Колесникова
2. Молчанова. До школы 6 месяцев. Срочно учимся читать. Альбом упр. для детей 5-7 лет.
3. Петерсон, Кочемасова: Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/260764/
4. Шевелёв. Математика для дошкольников развивающие задания 6-7 лет.
Блок музыка
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – \
Коренева Т. Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб. -метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-камузыкального руководителя и педагога музыки). - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч. 1. – 112с. : ноты.
Петрова В. А. Музыка-малышам. – М. : Мозаика-Синтез, 2001.
Петрова В. А., Мы танцуем и поем. – М. : Карапуз, 2003.
Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М. : Мозаика-синтез, 2001.
Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : Программ. -метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с. : ил. – (Воспитание и доп. образование детей)
Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М. : Центр «Гармония», 1994.
Методическое обеспечение программы Т. Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии» :
Т. Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб. -метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с. : ноты.
«Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М. : Центр «Гармония», 1995.«Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М. : Центр «Гармония», 1993.
«Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М. : «Виоланта», 1998.
Пособия для педагогов
1. иллюстрации и репродукции;
2. дидактический материал;
3. игровые атрибуты;
4. музыкальные инструменты;
5. аудио- и видеоматериалы;
6. компьютерные «презентации»