Татьяна Федотова
Программа дополнительной образовательной деятельности «Читарики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительной образовательной деятельности «ЧИТАРИКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Художественная литература является универсальным развивающем и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.
Публикация «Программа дополнительной образовательной деятельности „Читарики“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -— это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий, детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитания», станет верной помощницей в общении с ребенком.
Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего.
При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста, приобщению детей к художественной литературе. Здесь проводится образовательная деятельность не только ознакомительного, познавательного направления, но и социально-коммуникативного. Включающая в себя интеграцию художественно-эстетической, речевой и физической деятельности. Кружок проводится один раз в неделю во второй половине дня. Тематика составлена по произведениям того или иного автора, в рамках одного месяца. В данной разработке я обратила особое внимание на такой жанр в художественной литературе как поэзия. Поэтому основная работа направлена на знакомство детей со стихотворениями современных писателей. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель:
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством современных писателей.
Задачи:
• Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
• Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
• Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
• Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
• Продолжать работу по формированию интереса к книге.
• Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Содержание рассчитано на детей 6-ти - 7-ти лет. Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по май в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут. Учебно-художественный материал включает в себя произведения советских писателей и поэтов.
Формы организации занятий:
• Комплексное занятие.
• Занятие-путешествие;
• Занятие-инсценировка;
• Литературное развлечение
• Занятие-викторина
Методы работы: наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов, показ иллюстраций, тематических альбомов.
словесные: чтение воспитателя по книге или наизусть (это дословная передача текста) читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Практические :Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя. Рисование – как способ выражения художественного впечатления.
Ожидаемый результат: развитие личности каждого ребенка, его нравственных качеств, творческого потенциала, способностей, интересов, обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика,усовершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.
Для определения результативности проведенной работы была разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы:
Основными контрольными «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.
При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г. А. Урунтаевой, - М. : Просвещение: Владос, 1995.
Перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности
кружок «Читарики»
в подготовительной группе
Сентябрь
3 неделя
Тема: «Её величество книга»
Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема : «Для чего нужны стихи?»
Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют стихи, подвести к пониманию того, что стихотворение может учить доброте, отзывчивости, милосердию. Выяснить какие программные стихотворения дети помнят. Добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Октябрь
1 неделя
Тема : «Знакомство с писательницей И. П. Токмаковой»
Познакомить детей с детской писательницей И. П. Токмакой. Приобщать детей к поэзии, объяснить непонятные слова. Познакомить детей со стихотворением «Скоро в школу», «Букваринск», заучить с детьми стихотворение «Осень», добиваясь выразительного чтения.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
2 неделя
Тема : «Уроки доброты И. Токмаковой»
Продолжать знакомить детей с творчеством писательницы, прочитать детям стихотворение «С добрым утром!», выяснить как они понимают данное пожелание, обсудить с детьми стихотворение «Обижалки», закрепить такие понятия как «Дружба», «Дружеские отношения». Попросить детей нарисовать своих друзей.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
3 неделя
Тема: «Природа в стихотворениях И. Токмаковой
Продолжать знакомить детей с творчеством писательницы, прочесть цикл стихотворений «Разговоры», (цикл стихотворений «Деревья» инсценировать, заучивание с родителями, обратить внимание детей на выразительные средства, добиваться четкого произношения при заучивании одного из разговоров (по выбору детей, предложить нарисовать любое дерево.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема: Развлечение «Страна чудес поэзии» по стихам И. Токмаковой.
Продолжать знакомить детей с произведениями поэтессы И. Токмаковой, создавать у детей радостное настроение, развивать интерес к поэзии
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с детской писательницей Эммой Эфраимовной Мошковской»
Познакомить детей с детской писательницей Э. Э. Мошковской. Прочитать такие стихи как «Обида» и «Трудный путь». Обсудить с детьми чему учат эти стихотворения. Помочь сделать вывод, что не следует тратить время на глупые обиды, что нужно уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
2 неделя
Тема: «Ребенок – мечтатель, в произведениях Э. Мошковской»
Продолжать знакомить детей с творчеством Э. Мошковской. Познакомить детей со стихотворениями «Я гребу в страну Малибу», «Если я был пилот», «Зеленая луна». Развивать умение слушать, учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать тему и содержание, смысл. Попросить детей нарисовать то, о чем они мечтают.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
3 неделя
Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»
Продолжать знакомить детей с творчеством Э. Мошковской. Познакомить детей со стихотворениями «Жадных нет», «Жадина». Выучить с детьми стихотворение «Капризы», добиваться четкого произношения при заучивании. Развивать умение оценивать поступки героев.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема: «Смелые стихи» Э. Мошковской.
Продолжать знакомить детей с творчеством Э. Мошковской. Познакомить детей со стихотворениями «Не буду бояться», «Страх», «Немогу». Развивать умение понимать тему и содержание, помочь детям в преодолении своих страхов. Разыграть ситуацию «Не буду бояться» с помощью настольного театра. Выучить с детьми стихотворение «Немогу», добиваться четкого произношения при заучивании. Прививать интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Декабрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с детским писателем А. А. Усачёвым»
Познакомить детей с писателем А. Усачёвым. Развивать умение слушать, помочь детям понять юмористический и сатирический смысл слов в песнях А. Усачёва, обьяснить непонятные и новые для них слова. Создавать положительный эмоциональный настрой.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
2 неделя
Тема: «Небылицы и нелепицы»
Продолжить знакомить детей с произведениями А. Усачёва. Повысить детскую самооценку посредством прочтения стихотворений «Планета кошек», «Щетки», «Жил человек неграмотный». Попросить детей нарисовать то чего не может быть, развивать фантазию, умение слушать, интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
3 неделя
Тема: «Правила этикета»
Продолжить знакомить детей с произведениями А. Усачёва. Прочитать детям стихотворения о правилах поведения «Любопытная варвара», «Чав- чав», «Приветствия», «Что такое этикет». Формировать у детей навыки этикета, закрепить знание приветственных слов, формировать культуру поведения. Инсценировать стихотворение «Чав- чав».
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема: «Игра слов»
Продолжить знакомить детей с произведениями А. Усачёва. Прочитать детям стихотворения «Штукалочка», «Паповоз», «Синхрофазотрон», «Глинчики». Попробовать с детьми придумать звуковые или слоговые перевертыши, активизировать словарь детей, способствовать детскому словотворчеству.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Январь
1 неделя
Тема: «Знакомство с детским писателем М. Д. Ясновым»
Познакомить детей с писателем М. Ясновым. Прочитать детям стихотворения «Подходящий угол», «Чья работа», «Дразнилка». Обсудить с детьми чему учат эти стихотворения, помочь детям сформулировать правила дружбы, доброжелательных отношений. Попросить детей нарисовать своего друга, добиваясь сходства, закреплять умение рисовать карандашами. Прививать интерес к художественной литературе.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
2 неделя
Тема: «Собака – друг человека»
Продолжить знакомить детей с произведениями М. Яснова. Познакомить детей со стихотворениями «Час купания собак», «Хозяин вернулся», «Щенячий сон», «Здравствуйте, хвастаствуйте», «Непослушный дедушка». Воспитывать у детей милосердие, желание заботится о домашних питомцах, доброе отношение к животным. Рассмотреть альбом «Породы собак». Поросить нарисовать собаку, о которой они мечтают. Развивать интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
3 неделя
Тема: «Горести-печалести»
Продолжить знакомить детей с произведениями М. Яснова. Прочитать детям стихотворения : «Что такое счастье», «Горести-печалести», «Я взрослею», «Чудетство». Развивать умение детей слушать и понимать содержание произведения, отвечать на вопрос. Побуждать детей внимательно относится к чувствам и переживаниям других детей, близких и родных. Вызывать эмоциональный отклик на произведения.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема: «Мы и птицы»
Продолжить знакомить детей с произведениями М. Яснова. Прочитать детям стихотворения : «Мы и птицы», «Гусиная гордость», «Часы с кукушкой», «К речке уточки брели», «Солдатская сказка». Закрепить знания детей о птицах. Воспитывать у детей чувство доброты, милосердия, желание помочь птицам зимой. Развивать интерес к поэзии. Заучить понравившееся стихотворение. Добиваться правильного произношения всех звуков при заучивании.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Февраль
1 неделя
Тема: «Знакомство с детским писателем С. А. Махотиным».
Познакомить детей с писателем С. А. Махотиным. Прочитать детям стихотворения из серии «Здравствуй день». Инсценироватьс детьми стихотворение «Вот так встреча». Воспитывать интерес к поэии, художественной литературе. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, вежливость, умение признавать свои ошибки.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
2 неделя
Тема: «Моя семья»
Продолжить знакомить детей с произведениями С. А. Махотина. Познакомить детей сс стихотворениями из серии «Моя семья». Попросить детей нарисовать свою семью. Воспитывать у детей чувство принадлежности к семье, уважение и любовь к близким людям. Закреплять умение рисовать цветными карандашами. Развивать интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
3 неделя
Тема: «Прогулки по лесу»
Продолжить знакомить детей с произведениями С. А. Махотина. Прочесть детям первую часть книги «Прогулки по лесу» - Познавательная. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, доброе отношение к животным и птицам. Побеседовать о содержании, развивать умение отвечать на вопрос полным ответом, рассмотреть иллюстрации.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема: «Викторина по произведениям С. А. Махотина»
Продолжать знакомить детей с произведениями С. А. Махотина, создавать у детей радостное настроение, развивать интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Март
1 неделя
Тема: «Знакомство с детским писателем В. А. Левиным»
Познакомить детей с писателем В. А. Левиным. Прочитать детям стихотворения о животных «Глупая лошадь», «Бычок», «Почему молчит корова», «Грустная песенка о слонёнке». Помочь детям понять содержание стихотворений, разъяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение «Почему молчит корова», добиваться выразительного чтения, произношения всех звуков. Развивать интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
2 неделя
Тема: «Поучительные стихи»
Продолжить знакомить детей с произведениями В. А. Левина. Прочесть детям стихотворения: «Старушка с покупками», повторитьс детьми правила поведения в транспорте; «История с сундуком», закрепить нормы общения с незнакомыми людьми. Инсценировать «Историю с сундуком», развивать актеррские навыки, интерес к поэзии, создавать положительный эмоциональный настрой.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
3 неделя
Тема: «Знакомство с детской писательницей Р. Г. Муха»
Познакомить детей с писательницей Р. Г. Муха. Познакомить детей со стихотворениями «Книжкина колыбельная», «Ужаленный уж», «Собаку обидели», «Таракан», «Гиппопотам». Привлечь детей к рассуждению по содержанию произведений, развивать умение высказывать свое мнение, объяснить непонятные слова. Попросить нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. Развивать интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема: «Короткие стихи»
Продолжить знакомить детей с произведениями Ренаты Муха. Прочесть цикл коротких стихотворений. Выучить с детьми понравившееся, добиваться четкого произношения всех звуков, выразительности. Развивать интерес к поэзии, художественной литературе.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Апрель
1 неделя
Тема: «Знакомство с детской писательницей Юнной Мориц»
Познакомить детей с писательницей Ю. П. Мориц. Прочитать детям стихотворения «Вышел котик на прогулку», «В гостях», «Были гуси у Тамары». Побеседовать с детьми о том, что значит «быть воспитанным». Учить детей отвечать на вопрос полным ответом. Закрепить правила поведения дома, в гостях, в детском саду. Развивать интерес к поэзии.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
2 неделя
Тема: «Баллада о фокусах шоколада» Ю. Мориц.
Познакомить детей с произведением, вызвать эмоциональный отклик на стихотворение, побеседовать с детьми о содержании, подвести к выводу о том, что быть жадным –это ужастно. Вспомнить с детьми произведения, в которых тоже говориться о жадности.
Развивать интерес к художественной литературе. Попросить детей нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
3 неделя
Тема: «Море чудес» в произведениях Ю. Мориц.
Познакомить детей с произведениями написанными в стиле небылиц: «Море чудес», «Хохотальная путаница», «Чудесатые дела». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые автором.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
4 неделя
Тема: «Литературная викторина по пройденным произведениям»
Итоговое занятие по пройденным темам
Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С каким жанром литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка.
"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"
Май
1 неделя
Тема: Экскурсия в библиотеку.
Познакомить детей с правилами поведения в библиотеке, её назначением, правилам хранения, с профессией "библиотекарь, вызвать интерес и желание посещать библиотеку.
"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
2 неделя
Тема: Выставка детских рисунков «Мир детства»
Оформить выставку детских рисунков по пройденным произведениям. Привлечь родителей для создания совместных с детьми работ. Вызывать у детей и родителей положительные эмоции от проделанной работы.