Папки-передвижки

Программа дополнительной образовательной деятельности «Читарики»

Татьяна Федотова
Программа дополнительной образовательной деятельности «Читарики»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительной образовательной деятельности «ЧИТАРИКИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Художественная литература является универсальным развивающем и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Публикация «Программа дополнительной образовательной деятельности „Читарики“» размещена в разделах

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства -— это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.

Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий, детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитания», станет верной помощницей в общении с ребенком.

Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего.

При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.

Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста, приобщению детей к художественной литературе. Здесь проводится образовательная деятельность не только ознакомительного, познавательного направления, но и социально-коммуникативного. Включающая в себя интеграцию художественно-эстетической, речевой и физической деятельности. Кружок проводится один раз в неделю во второй половине дня. Тематика составлена по произведениям того или иного автора, в рамках одного месяца. В данной разработке я обратила особое внимание на такой жанр в художественной литературе как поэзия. Поэтому основная работа направлена на знакомство детей со стихотворениями современных писателей. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель:

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством современных писателей.

Задачи:

• Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

• Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

• Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

• Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

• Продолжать работу по формированию интереса к книге.

• Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Содержание рассчитано на детей 6-ти - 7-ти лет. Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Данная работа организуется в подготовительной группе с сентября по май в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие». Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут. Учебно-художественный материал включает в себя произведения советских писателей и поэтов.

Формы организации занятий:

• Комплексное занятие.

• Занятие-путешествие;

• Занятие-инсценировка;

• Литературное развлечение

• Занятие-викторина

Методы работы: наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов, показ иллюстраций, тематических альбомов.

словесные: чтение воспитателя по книге или наизусть (это дословная передача текста) читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Практические :Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя. Рисование – как способ выражения художественного впечатления.

Ожидаемый результат: развитие личности каждого ребенка, его нравственных качеств, творческого потенциала, способностей, интересов, обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика,усовершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.

Для определения результативности проведенной работы была разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы:

Основными контрольными «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г. А. Урунтаевой, - М. : Просвещение: Владос, 1995.

Перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности

кружок «Читарики»

в подготовительной группе

Сентябрь

3 неделя

Тема: «Её величество книга»

Вызвать интерес к чтению художественной литературы. Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема : «Для чего нужны стихи?»

Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют стихи, подвести к пониманию того, что стихотворение может учить доброте, отзывчивости, милосердию. Выяснить какие программные стихотворения дети помнят. Добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Октябрь

1 неделя

Тема : «Знакомство с писательницей И. П. Токмаковой»

Познакомить детей с детской писательницей И. П. Токмакой. Приобщать детей к поэзии, объяснить непонятные слова. Познакомить детей со стихотворением «Скоро в школу», «Букваринск», заучить с детьми стихотворение «Осень», добиваясь выразительного чтения.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

2 неделя

Тема : «Уроки доброты И. Токмаковой»

Продолжать знакомить детей с творчеством писательницы, прочитать детям стихотворение «С добрым утром!», выяснить как они понимают данное пожелание, обсудить с детьми стихотворение «Обижалки», закрепить такие понятия как «Дружба», «Дружеские отношения». Попросить детей нарисовать своих друзей.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

3 неделя

Тема: «Природа в стихотворениях И. Токмаковой

Продолжать знакомить детей с творчеством писательницы, прочесть цикл стихотворений «Разговоры», (цикл стихотворений «Деревья» инсценировать, заучивание с родителями, обратить внимание детей на выразительные средства, добиваться четкого произношения при заучивании одного из разговоров (по выбору детей, предложить нарисовать любое дерево.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема: Развлечение «Страна чудес поэзии» по стихам И. Токмаковой.

Продолжать знакомить детей с произведениями поэтессы И. Токмаковой, создавать у детей радостное настроение, развивать интерес к поэзии

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Знакомство с детской писательницей Эммой Эфраимовной Мошковской»

Познакомить детей с детской писательницей Э. Э. Мошковской. Прочитать такие стихи как «Обида» и «Трудный путь». Обсудить с детьми чему учат эти стихотворения. Помочь сделать вывод, что не следует тратить время на глупые обиды, что нужно уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

2 неделя

Тема: «Ребенок – мечтатель, в произведениях Э. Мошковской»

Продолжать знакомить детей с творчеством Э. Мошковской. Познакомить детей со стихотворениями «Я гребу в страну Малибу», «Если я был пилот», «Зеленая луна». Развивать умение слушать, учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать тему и содержание, смысл. Попросить детей нарисовать то, о чем они мечтают.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

3 неделя

Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Продолжать знакомить детей с творчеством Э. Мошковской. Познакомить детей со стихотворениями «Жадных нет», «Жадина». Выучить с детьми стихотворение «Капризы», добиваться четкого произношения при заучивании. Развивать умение оценивать поступки героев.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема: «Смелые стихи» Э. Мошковской.

Продолжать знакомить детей с творчеством Э. Мошковской. Познакомить детей со стихотворениями «Не буду бояться», «Страх», «Немогу». Развивать умение понимать тему и содержание, помочь детям в преодолении своих страхов. Разыграть ситуацию «Не буду бояться» с помощью настольного театра. Выучить с детьми стихотворение «Немогу», добиваться четкого произношения при заучивании. Прививать интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Декабрь

1 неделя

Тема: «Знакомство с детским писателем А. А. Усачёвым»

Познакомить детей с писателем А. Усачёвым. Развивать умение слушать, помочь детям понять юмористический и сатирический смысл слов в песнях А. Усачёва, обьяснить непонятные и новые для них слова. Создавать положительный эмоциональный настрой.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

2 неделя

Тема: «Небылицы и нелепицы»

Продолжить знакомить детей с произведениями А. Усачёва. Повысить детскую самооценку посредством прочтения стихотворений «Планета кошек», «Щетки», «Жил человек неграмотный». Попросить детей нарисовать то чего не может быть, развивать фантазию, умение слушать, интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

3 неделя

Тема: «Правила этикета»

Продолжить знакомить детей с произведениями А. Усачёва. Прочитать детям стихотворения о правилах поведения «Любопытная варвара», «Чав- чав», «Приветствия», «Что такое этикет». Формировать у детей навыки этикета, закрепить знание приветственных слов, формировать культуру поведения. Инсценировать стихотворение «Чав- чав».

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема: «Игра слов»

Продолжить знакомить детей с произведениями А. Усачёва. Прочитать детям стихотворения «Штукалочка», «Паповоз», «Синхрофазотрон», «Глинчики». Попробовать с детьми придумать звуковые или слоговые перевертыши, активизировать словарь детей, способствовать детскому словотворчеству.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Январь

1 неделя

Тема: «Знакомство с детским писателем М. Д. Ясновым»

Познакомить детей с писателем М. Ясновым. Прочитать детям стихотворения «Подходящий угол», «Чья работа», «Дразнилка». Обсудить с детьми чему учат эти стихотворения, помочь детям сформулировать правила дружбы, доброжелательных отношений. Попросить детей нарисовать своего друга, добиваясь сходства, закреплять умение рисовать карандашами. Прививать интерес к художественной литературе.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

2 неделя

Тема: «Собака – друг человека»

Продолжить знакомить детей с произведениями М. Яснова. Познакомить детей со стихотворениями «Час купания собак», «Хозяин вернулся», «Щенячий сон», «Здравствуйте, хвастаствуйте», «Непослушный дедушка». Воспитывать у детей милосердие, желание заботится о домашних питомцах, доброе отношение к животным. Рассмотреть альбом «Породы собак». Поросить нарисовать собаку, о которой они мечтают. Развивать интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

3 неделя

Тема: «Горести-печалести»

Продолжить знакомить детей с произведениями М. Яснова. Прочитать детям стихотворения : «Что такое счастье», «Горести-печалести», «Я взрослею», «Чудетство». Развивать умение детей слушать и понимать содержание произведения, отвечать на вопрос. Побуждать детей внимательно относится к чувствам и переживаниям других детей, близких и родных. Вызывать эмоциональный отклик на произведения.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема: «Мы и птицы»

Продолжить знакомить детей с произведениями М. Яснова. Прочитать детям стихотворения : «Мы и птицы», «Гусиная гордость», «Часы с кукушкой», «К речке уточки брели», «Солдатская сказка». Закрепить знания детей о птицах. Воспитывать у детей чувство доброты, милосердия, желание помочь птицам зимой. Развивать интерес к поэзии. Заучить понравившееся стихотворение. Добиваться правильного произношения всех звуков при заучивании.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Февраль

1 неделя

Тема: «Знакомство с детским писателем С. А. Махотиным».

Познакомить детей с писателем С. А. Махотиным. Прочитать детям стихотворения из серии «Здравствуй день». Инсценироватьс детьми стихотворение «Вот так встреча». Воспитывать интерес к поэии, художественной литературе. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, вежливость, умение признавать свои ошибки.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

2 неделя

Тема: «Моя семья»

Продолжить знакомить детей с произведениями С. А. Махотина. Познакомить детей сс стихотворениями из серии «Моя семья». Попросить детей нарисовать свою семью. Воспитывать у детей чувство принадлежности к семье, уважение и любовь к близким людям. Закреплять умение рисовать цветными карандашами. Развивать интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

3 неделя

Тема: «Прогулки по лесу»

Продолжить знакомить детей с произведениями С. А. Махотина. Прочесть детям первую часть книги «Прогулки по лесу» - Познавательная. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, доброе отношение к животным и птицам. Побеседовать о содержании, развивать умение отвечать на вопрос полным ответом, рассмотреть иллюстрации.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема: «Викторина по произведениям С. А. Махотина»

Продолжать знакомить детей с произведениями С. А. Махотина, создавать у детей радостное настроение, развивать интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Март

1 неделя

Тема: «Знакомство с детским писателем В. А. Левиным»

Познакомить детей с писателем В. А. Левиным. Прочитать детям стихотворения о животных «Глупая лошадь», «Бычок», «Почему молчит корова», «Грустная песенка о слонёнке». Помочь детям понять содержание стихотворений, разъяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение «Почему молчит корова», добиваться выразительного чтения, произношения всех звуков. Развивать интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

2 неделя

Тема: «Поучительные стихи»

Продолжить знакомить детей с произведениями В. А. Левина. Прочесть детям стихотворения: «Старушка с покупками», повторитьс детьми правила поведения в транспорте; «История с сундуком», закрепить нормы общения с незнакомыми людьми. Инсценировать «Историю с сундуком», развивать актеррские навыки, интерес к поэзии, создавать положительный эмоциональный настрой.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

3 неделя

Тема: «Знакомство с детской писательницей Р. Г. Муха»

Познакомить детей с писательницей Р. Г. Муха. Познакомить детей со стихотворениями «Книжкина колыбельная», «Ужаленный уж», «Собаку обидели», «Таракан», «Гиппопотам». Привлечь детей к рассуждению по содержанию произведений, развивать умение высказывать свое мнение, объяснить непонятные слова. Попросить нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. Развивать интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема: «Короткие стихи»

Продолжить знакомить детей с произведениями Ренаты Муха. Прочесть цикл коротких стихотворений. Выучить с детьми понравившееся, добиваться четкого произношения всех звуков, выразительности. Развивать интерес к поэзии, художественной литературе.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Апрель

1 неделя

Тема: «Знакомство с детской писательницей Юнной Мориц»

Познакомить детей с писательницей Ю. П. Мориц. Прочитать детям стихотворения «Вышел котик на прогулку», «В гостях», «Были гуси у Тамары». Побеседовать с детьми о том, что значит «быть воспитанным». Учить детей отвечать на вопрос полным ответом. Закрепить правила поведения дома, в гостях, в детском саду. Развивать интерес к поэзии.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

2 неделя

Тема: «Баллада о фокусах шоколада» Ю. Мориц.

Познакомить детей с произведением, вызвать эмоциональный отклик на стихотворение, побеседовать с детьми о содержании, подвести к выводу о том, что быть жадным –это ужастно. Вспомнить с детьми произведения, в которых тоже говориться о жадности.

Развивать интерес к художественной литературе. Попросить детей нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

3 неделя

Тема: «Море чудес» в произведениях Ю. Мориц.

Познакомить детей с произведениями написанными в стиле небылиц: «Море чудес», «Хохотальная путаница», «Чудесатые дела». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые автором.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

4 неделя

Тема: «Литературная викторина по пройденным произведениям»

Итоговое занятие по пройденным темам

Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С каким жанром литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка.

"Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"

Май

1 неделя

Тема: Экскурсия в библиотеку.

Познакомить детей с правилами поведения в библиотеке, её назначением, правилам хранения, с профессией "библиотекарь, вызвать интерес и желание посещать библиотеку.

"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие".

2 неделя

Тема: Выставка детских рисунков «Мир детства»

Оформить выставку детских рисунков по пройденным произведениям. Привлечь родителей для создания совместных с детьми работ. Вызывать у детей и родителей положительные эмоции от проделанной работы.

Публикации по теме:

Конспект дополнительной образовательной деятельности «Велосипед» Конспект дополнительной образовательной деяьтельности «Роботёнок» (работа с конструктором Kicky - Basic (базовый уровень) в подготовительной.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Городок музыкальных инструментов» по дополнительной образовательной услуге Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности.

Конспект образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе «Сосед Лопоух» Тема: «Сосед-Лопоух» Твёрдые и мягкие согласные звуки: [м] [м`]. Буквы: М. м» Программа: «АБВГДейка» Возраст: (5 - 6 лет) Направление:.

План дополнительной образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей 2–3 лет «Игралочка» План дополнительной образовательной деятельности для детей 2–3 лет Цель: формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

Перспективный план дополнительной образовательной деятельности «Юные художники» в старшей группе Перспективный план дополнительной образовательной деятельности «Юные художник» (Изо. деятельность) В старшей группе Октябрь.

Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы по экологии во второй младшей группе на 2017–2018 год .

Рабочая программа по дополнительной кружковой деятельности «Волшебная кисточка» Паспорт программы Название программы Программа «Волшебная кисточка» Руководитель программы Кравец В. А. Составитель программы Воспитатель.

Рабочая программа по дополнительной услуге «Песочная фантазия» Оглавление № п\п Содержание Стр. I Пояснительная записка 3 1.1. Объем недельной образовательной нагрузки 5 1.2. Планируемые результаты.

Рабочая программа по модулю «Природа» дополнительной общеразвивающей программы «Пластилинография для малышей» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку.

Рабочая программа на 2017–2018 уч. год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Будущий первоклассник» Пояснительная записка. Рабочая дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности «Будущий первоклассник».

Автор публикации:
Программа дополнительной образовательной деятельности «Читарики»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 17:59
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительной образовательной деятельности «Читарики»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД