Юлия Юраш
Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОО.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОО.
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО.
Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.
Задачи программы
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Уставом и нормативными документами МАДОО;
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с. ;ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
Направления психолого-педагогической деятельности:
- Психологическая диагностика
Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Развивающая работа и психологическая коррекция
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л. С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Направление реализуется по следующим разделам:
«Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;
«Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;
«Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;
«Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;
«Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.
-«Психологическое консультирование»
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.
Такими задачами выступают:
- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
«Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение родительских взаимоотношений с ребёнком;
Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации проведения занятий.
Объем образовательной нагрузки
Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:
I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день
Средняя группа – 20 минут в день
Старшая группа – 25 минут в день
Подготовительная группа –30 минут в день
-Планирование коррекционно - развивающей работы в группах (приложение № 1)
-Индивидуальные программы работы педагога – психолога с детьми ОВЗ и инвалидами (приложение №2).
Методическое обеспечение реализации рабочей программы
1. Павлова Н. Н. Руденко Л. Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М. : Генезис, 2008. – 80с.
2. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М. А. Панфилова Изд. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.
3. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой (3-4 года) Изд. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 160с.
4. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой (4-5 лет) Изд. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 144с.
5. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой (5-6 лет) Изд. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012. – 155с.
6. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. -сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.