Оксана Мухина
Занятие «Знакомство с тканями» во второй младшей группе и самоанализ к занятию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия во второй младшей группе
Тема: «Что такое ткань?»
Цель: Познакомить детей со свойствами тканей и особенностями их структуры.
Задачи:
1. Научить детей распознавать предметы из ткани, определять её качественные характеристики (толщину, структуру поверхности, прочность, мягкость) и свойства (способность мяться, резаться, рваться, намокать, гореть).
2. Развивать познавательное любопытство и расширять представление детей об окружающей среде.
3. Воспитывать бережное отношение к вещам и игрушкам.
Словарная работа: ткань, толстый, тонкий, прочный, мягкий, шероховатый, шерстяной, мнётся, режется, намокает, сшиваемость.
Материалы: Куклы в платьях из хлопковой ткани различных оттенков, образцы хлопковых и шерстяных тканей, ножницы, ёмкость с водой, нитки, игла, лист бумаги.
Ход занятия
1. Начало занятия.
Воспитатель привлекает внимание детей к пришедшим гостям — куклам в красивых платьях.
— Смотрите, ребята, какие нарядные платья у наших кукол! А какого они цвета?
— Платья сшиты из ткани. А вы знаете, что такое ткань?
— Сегодня мы поговорим о тканях и познакомимся с их свойствами.
2. Практическая часть.
Воспитатель раздаёт детям небольшие куски ткани и предлагает исследовать их.
— Что вы чувствуете, когда трогаете ткань? Она мягкая, гладкая, тонкая. Попробуйте смять её в руке. Видите, она мнётся.
— А теперь попробуем потянуть ткань в разные стороны. Слышите, как она тянется? Но рвётся ли она? Нет, она достаточно прочная.
— Теперь возьмем ножницы. Попробуем разрезать ткань. Видите, ткань легко разрезается.
— Опустим кусочек ткани в воду. Что происходит? Ткань намокает.
— А теперь положим рядом бумажный лист. Бумага быстро размокнет и порвётся, а ткань останется целой.
3. Показ швейных работ.
— Посмотрите, у меня есть два кусочка ткани. Что мы можем сделать с этими кусочками? Верно, из них можно сшить какую-нибудь вещь. Например, платочек для нашей куколки.
Воспитатель демонстрирует, как соединяются части ткани с помощью нитки и иголки.
— Теперь наденем платочек на голову кукле. Красиво получилось, правда?
4. Исследование шерстяной ткани.
— А сейчас я дам вам другой вид ткани — шерстяную. Какая она на ощупь?
— Шерстяная ткань толще, плотнее, чуть грубее на ощупь. Попробуем её потянуть. Она тоже прочная, не рвётся.
— Но и эту ткань можно разрезать ножницами. Даже шерсть мнётся и намокает, хотя медленнее, чем хлопковая ткань.
— Из шерсти шьют тёплую одежду: пальто, куртки, шапки. Сейчас мы сошьём кукле шарфик.
Воспитатель показывает, как сшиваются два кусочка шерстяной ткани, и надевает готовый шарфик на куклу.
5. Подведение итогов.
— Итак, ребята, что мы сегодня узнали?
— Ткань бывает разной: тонкой и плотной, гладкой и шершавой. Её можно резать, мять, смачивать, но она остаётся прочной. Из неё делают красивые вещи.
Самоанализ занятия «Что такое ткань?»
Цель и задачи занятия
Основной целью занятия было ознакомление детей с тканями и их свойствами. Важнейшими задачами стали обучение детей определению качеств ткани (таких как толщина, прочность, мягкость) и знакомство с основными свойствами тканей (например, способность мяться, резаться, намокать). Также ставилась задача развивать у детей познавательную активность и формировать бережное отношение к вещам.
Организация занятия
Занятие началось с привлечения внимания детей к наряженным куклам, что создало благоприятную атмосферу для последующего обсуждения темы. В ходе практической части занятия дети имели возможность непосредственно взаимодействовать с образцами тканей, что способствовало лучшему восприятию новых понятий. Этот подход позволил вовлечь детей в активную исследовательскую деятельность, стимулируя их любопытство и интерес к окружающему миру.
Методы и приёмы
Использование различных видов ткани (хлопчатобумажной и шерстяной) помогло наглядно продемонстрировать различия между материалами. Метод сравнения свойств ткани с бумагой стал особенно эффективным, позволив детям увидеть разницу в поведении материалов при взаимодействии с водой. Применение игрового элемента в виде пошива одежды для кукол поддерживало интерес детей и делало процесс обучения увлекательным.
Результаты занятия
Благодаря использованию практических упражнений и визуальных примеров, дети смогли лучше понять свойства тканей и научиться отличать различные виды тканей по их характеристикам. В конце занятия большинство детей уверенно называли качества тканей и могли объяснить их особенности. Бережное отношение к игрушкам также начало формироваться благодаря акценту на важности ухода за вещами.
Рекомендации
Для дальнейшего совершенствования занятий можно использовать дополнительные материалы, такие как иллюстрации с изображением тканей и готовых изделий из них, чтобы расширить понимание детей о применении тканей в повседневной жизни. Возможно введение большего количества активных игр, направленных на закрепление полученных знаний.
Таким образом, занятие оказалось успешным в достижении поставленной цели и выполнении основных задач.