Папки-передвижки

Рабочая программа педагога-психолога по арт-терапии для детей с ОВЗ

Ирина Абрамова
Рабочая программа педагога-психолога по арт-терапии для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Детство – это уникальный период в жизни каждого человека. Именно от того, как сложится первый шаг в жизнь, в какой степени комфортно будет ребёнку, будет зависеть формирование его самосознания, самооценки и путь дальнейшего развития. А для детей с ОВЗ, этот шаг является более сложным: узкие социальные рамки, психологический дискомфорт от осознания того, что они не такие, как все. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда появляется необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения. К детям с ОВЗ относят: умственно отсталых, слабослышащих или глухих, с расстройством речи, с нарушением зрения, с серьезными эмоциональными расстройствами, ортопедическими недостатками.

Публикация «Рабочая программа педагога-психолога по арт-терапии для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Индивидуальная работа программы основывается на принципе учета «зоны ближайшего развития» и осуществляется с помощью арт-терапевтических методов.

Арт-терапия — это метод коррекции и развития с помощью творчества, что способствует возможности затронуть глубинные процессы личности. Этот метод является самым мягким и в то же время глубоким по воздействию на состояние человека, особенно эмоциональное.

Цикл занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости и активизации внутренних ресурсов.

Исходя из вышеперечисленного, считаем возможным и необходимым организацию индивидуальной работы с учащимися с заболеванием «сколиоз», используя в работе арт-терапевтические методы.

В основе программы лежит педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития и обобщение опыта коррекционной образовательной и воспитательной работы с ними. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Цель программы – поиск резервных возможностей детей и их активизация, развитие эмоциональной сферы.

Задачи программы:

1. Укрепление психосоматического здоровья детей с ОВЗ, которое обеспечивает эмоциональное благополучие и учёт индивидуальных возможностей детей;

2. Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности и саморегуляции поведения, коррекция страхов

3. Развитие познавательных психических процессов

4. Коррекция коммуникативных навыков, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и педагогами,

5. Развитие общей и мелкой моторики;

Форма работы с обучающимися:

индивидуальная

групповая

Формы и методы работы:

1. Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;

2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

4. Игровая терапия - воздействие с использованием игры.

Этапы реализации программы:

Диагностический этап подразумевает проведение обследования познавательной сферы ребёнка, выявление проблем и особенностей развития.

Коррекционный этап направлен непосредственно на проведение коррекционных занятий по разработанной программе.

Оценка эффективности включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе коррекционной работы, а также заключительное обследование познавательной сферы.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы учитывает особенности умственного развития детей, предполагает индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.

3. Принцип постепенности. Постепенный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (принципу «спирали»). Каждый вид заданий и упражнений служит подготовкой и основой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. В заданиях используются максимально разнообразный материал, который относится к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.

Структура и содержание занятий

Содержание занятий базируется на комплексном подходе, единстве вышеперечисленных принципов и предполагает системное развитие высших психических функций с опорой на те, которые развиты лучше остальных у членов группы.

Этапы работы:

1. Подготовительный: включает в себя организационные процедуры, знакомство с материалами, проводится исходная диагностика.

2. Основной (коррекционно-развивающий) состоит из творческой деятельности. интуитивного познания. оценки промежуточных результатов.

3. Заключительный состоит из процедуры «Что ты видишь?», завершения работы, оценки конечных результатов.

Задачи этапов:

На 1-м подготовительном этапе (1 – 3 занятие):

- подготовить необходимых расходных материалы и средства арт-терапевтической деятельности; познакомить ребенка с материалами;

- установить эмоционально-позитивный контакт с ребенком;

- помочь ориентироваться ребенку в обстановке, правилах и нормах работы;

На 2-м основном этапе (4 – 12 занятие):

- поддерживать атмосферу взаимного доверия;

- раскрыть индивидуальные потребности, чувства и проблемы ребенка в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;

- преодолевать препятствующие самораскрытию тревоги и сопротивления;

- оценить промежуточный эффект арт-терапевтической программы.

На 3-м заключительном этапе (13 – 15 занятие):

- открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;

Оборудование кабинета.

Кабинет педагога-психолога должен быть оснащен техническими средствами и наглядными пособиями, необходимыми для реализации всех описанных выше методик, а также набора тестовых методик.

Применение психолого-педагогических методик требует наличия в кабинете набора черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса; игрушек, моделей, муляжей, некоторых натуральных объектов, цветных фломастеров, карандашей.

В кабинете должно быть оборудование, необходимое для обеспечения гигиенических условий зрительной работы (осветительные приборы, люксметр и т. п.).

Организация занятий.

Занятия могут проходить в часы, отведенные для коррекционно-воспитательной работы. Их ведет педагог-психолог. Ход и результат занятий фиксируются в журнале и протоколах, составленных по определенной форме.

Критерии эффективности программы:

- повышение самооценки;

-снижение тревожного, агрессивного поведения;

-улучшение взаимоотношений.

Ожидаемые результаты: коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии обеспечивает наиболее оптимальное достижение цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности дошкольников в условиях временного коллектива:

развития эмоциональной сферы и творческой активности,

повышения мотивации к различным видам искусства,

развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

активное участие в процессе создания творческих работ;

позитивный настрой детей в работе.

Режим занятия: 1-2 раза в неделю.

Материалы: бумага (А-4, А-3, краски, кисти, стаканчик с водой, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, простой карандаш, ластик, трубочка коктейльная, шерстяная нить, стекло (10х15, тексты сказок, музыка.

Автор составитель: Абрамова Ирина Сергеевна педагог-психолог ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида г. Санкт-Петербург. 2020 год

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик»Конспект занятия педагога-психолога для детей раннего возраста 2–3 лет «Веселый Колокольчик» Конспект образовательной деятельности по коммуникации, социализации и продуктивной деятельности «Веселый колокольчик» (ранний возраст) группа.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психологаПроектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога Проектная деятельность с применением арт-терапии в практике педагога-психолога на групповых и подгрупповых коррекционных занятиях в детском.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога по арт-терапии для детей с ОВЗ
Опубликовано: 3 мая 2021 в 17:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа педагога-психолога по арт-терапии для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Абрамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД