Ирина Абрамова
Рабочая программа педагога-психолога по арт-терапии для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Детство – это уникальный период в жизни каждого человека. Именно от того, как сложится первый шаг в жизнь, в какой степени комфортно будет ребёнку, будет зависеть формирование его самосознания, самооценки и путь дальнейшего развития. А для детей с ОВЗ, этот шаг является более сложным: узкие социальные рамки, психологический дискомфорт от осознания того, что они не такие, как все. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда появляется необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения. К детям с ОВЗ относят: умственно отсталых, слабослышащих или глухих, с расстройством речи, с нарушением зрения, с серьезными эмоциональными расстройствами, ортопедическими недостатками.
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога по арт-терапии для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Индивидуальная работа программы основывается на принципе учета «зоны ближайшего развития» и осуществляется с помощью арт-терапевтических методов.
Арт-терапия — это метод коррекции и развития с помощью творчества, что способствует возможности затронуть глубинные процессы личности. Этот метод является самым мягким и в то же время глубоким по воздействию на состояние человека, особенно эмоциональное.
Цикл занятий с использованием методов арт-терапии помогает развитию эмоциональной устойчивости и активизации внутренних ресурсов.
Исходя из вышеперечисленного, считаем возможным и необходимым организацию индивидуальной работы с учащимися с заболеванием «сколиоз», используя в работе арт-терапевтические методы.
В основе программы лежит педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития и обобщение опыта коррекционной образовательной и воспитательной работы с ними. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Цель программы – поиск резервных возможностей детей и их активизация, развитие эмоциональной сферы.
Задачи программы:
1. Укрепление психосоматического здоровья детей с ОВЗ, которое обеспечивает эмоциональное благополучие и учёт индивидуальных возможностей детей;
2. Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности и саморегуляции поведения, коррекция страхов
3. Развитие познавательных психических процессов
4. Коррекция коммуникативных навыков, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и педагогами,
5. Развитие общей и мелкой моторики;
Форма работы с обучающимися:
индивидуальная
групповая
Формы и методы работы:
1. Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;
2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
4. Игровая терапия - воздействие с использованием игры.
Этапы реализации программы:
Диагностический этап подразумевает проведение обследования познавательной сферы ребёнка, выявление проблем и особенностей развития.
Коррекционный этап направлен непосредственно на проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
Оценка эффективности включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе коррекционной работы, а также заключительное обследование познавательной сферы.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы учитывает особенности умственного развития детей, предполагает индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.
3. Принцип постепенности. Постепенный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (принципу «спирали»). Каждый вид заданий и упражнений служит подготовкой и основой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. В заданиях используются максимально разнообразный материал, который относится к разным областям знаний.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.
Структура и содержание занятий
Содержание занятий базируется на комплексном подходе, единстве вышеперечисленных принципов и предполагает системное развитие высших психических функций с опорой на те, которые развиты лучше остальных у членов группы.
Этапы работы:
1. Подготовительный: включает в себя организационные процедуры, знакомство с материалами, проводится исходная диагностика.
2. Основной (коррекционно-развивающий) состоит из творческой деятельности. интуитивного познания. оценки промежуточных результатов.
3. Заключительный состоит из процедуры «Что ты видишь?», завершения работы, оценки конечных результатов.
Задачи этапов:
На 1-м подготовительном этапе (1 – 3 занятие):
- подготовить необходимых расходных материалы и средства арт-терапевтической деятельности; познакомить ребенка с материалами;
- установить эмоционально-позитивный контакт с ребенком;
- помочь ориентироваться ребенку в обстановке, правилах и нормах работы;
На 2-м основном этапе (4 – 12 занятие):
- поддерживать атмосферу взаимного доверия;
- раскрыть индивидуальные потребности, чувства и проблемы ребенка в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;
- преодолевать препятствующие самораскрытию тревоги и сопротивления;
- оценить промежуточный эффект арт-терапевтической программы.
На 3-м заключительном этапе (13 – 15 занятие):
- открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;
Оборудование кабинета.
Кабинет педагога-психолога должен быть оснащен техническими средствами и наглядными пособиями, необходимыми для реализации всех описанных выше методик, а также набора тестовых методик.
Применение психолого-педагогических методик требует наличия в кабинете набора черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса; игрушек, моделей, муляжей, некоторых натуральных объектов, цветных фломастеров, карандашей.
В кабинете должно быть оборудование, необходимое для обеспечения гигиенических условий зрительной работы (осветительные приборы, люксметр и т. п.).
Организация занятий.
Занятия могут проходить в часы, отведенные для коррекционно-воспитательной работы. Их ведет педагог-психолог. Ход и результат занятий фиксируются в журнале и протоколах, составленных по определенной форме.
Критерии эффективности программы:
- повышение самооценки;
-снижение тревожного, агрессивного поведения;
-улучшение взаимоотношений.
Ожидаемые результаты: коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии обеспечивает наиболее оптимальное достижение цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности дошкольников в условиях временного коллектива:
развития эмоциональной сферы и творческой активности,
повышения мотивации к различным видам искусства,
развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
активное участие в процессе создания творческих работ;
позитивный настрой детей в работе.
Режим занятия: 1-2 раза в неделю.
Материалы: бумага (А-4, А-3, краски, кисти, стаканчик с водой, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, простой карандаш, ластик, трубочка коктейльная, шерстяная нить, стекло (10х15, тексты сказок, музыка.
Автор составитель: Абрамова Ирина Сергеевна педагог-психолог ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида г. Санкт-Петербург. 2020 год