Наталья Воронцова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная культура»
▼ Скачать
Введение
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 5 классе «Театральная культура» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 (в редакции от 29.06.2017г., в соответствии с программой Л. М. Некрасовой, напечатанной в сборнике: Программы дополнительного художественного образования детей под ред. Н. И. Кучера, Е. П. Кабкова. —3-е изд. — М. : Просвещение, 2017.
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Театральная культура“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Дополнительная образовательная программа «Театральная культура» имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемы и усваиваемые» (Б. В. Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Актуальность программы «Театральная культура» определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.
Промежуточная аттестация освоения курса внеурочной деятельности предусмотрена по итогам четвертей и года с фиксацией в электронном журнале результата «зачет/незачет».
Содержание курса внеурочной деятельности,
формы организации и виды деятельности
Содержание
Раздел 1.
1. Театр как вид искусства (2 часа)
Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Театр – искусство синтетическое и коллективное. Игра- один из главных элементов театрального искусства. Место театра в обществе.
Раздел 2. Спектакль
2. Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля
(5 часов)
Спектакль - особое действие разыгранное в пространстве сцены, и особое образное мышление. Перенесение драматургического текста на сцену-это «перевод» с языка литературного на язык сценический.
Спектакль театральное произведение, подтверждающее единство замысла режиссера и актёрской игры.
Просмотр спектакля и работа над отзывом по спектаклю.
3. Понятие «действие» (5 часов).
Действие фабулы или представленное действие.
Действие драматурга и режиссера через мизансцену.
Словесное действие персонажей, произносящих текст посредством которого передаётся вымысел. Творческие задания и этюды на освоение бессловесных и словесных действий.
4. Мизансцена –язык режиссера (3 часа)
Понятие мизансцена. Умение зрителя «прочитывать» спектакль. Через расположение персонажей на сцене (мизансцену) режисер передаёт определённые мысли и эмоции.
Представление о развитии взаимоотношений персонажей через расположение их в пространстве сцены.
Метафора в пространстве сцены. Обобщение зрительского опыта на основе просмотренных спектаклей.
Раздел 3. Драматургия
5. Пьеса – основа спектакля. (5 часов)
Драма- особый род литературы, предназначенный для сцены. Происхождение терминов драма и пьеса. Драматическое в искусстве как образное воплощение противоречий действительности.
Непосредственное изображение межчеловеческих отношений, раскрытие характеров и конфликтов в процессе действительного диалогического мышления героев.
Время в пьесе, связанное с прошлым героев - это настоящее, разрастающееся на глазах зрителей.
Персонажи драмы – действующие лица спектакля. Полноценное развитие пьесы только в пространстве сцены.
6. Структурные элементы пьесы. (5 часов)
Строение пьесы, список действующих лиц. Ремарки.
Диалог в пьесе. Монолог.
Особенности построения драматического сюжета. Понятие конфликта как действующей силы драмы.
Практическая работа с текстами разных драматургов.
7. Сопоставление текста и спектакля. Понятие интерпретации. (10 часов)
Роль режиссера в интерпретации пьесы. Свободен ли режиссер современного театра в истолковании литературного текста? Границы свободы интерпретации в режиссерском искусстве.
Второй год обучения
Раздел 4. Театральные профессии
8. Театр-искусство коллективное (2часов)
Понятие «работник театрального цеха» Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров, реквизиторов, осветителей, монтировщиков.
9. Актёр – главное чудо театра. (5 часов)
Обрядовое происхождение актёрского искусства. «Родословная» актёрской профессии. Искусство создания на сцене образа.
10. Режиссер (10 часов)
Понятие режиссуры. Режиссёр- организатор, педагог, толкователь текста.
Язык сцены- язык театрального искусства. Режиссёрские образы мира в истории сценического искусства. Просмотры спектаклей творческие работы по ним.
11. Художник в театре. Театрально - декорационное искусство( 2 часа)
Сценография- выстраивание театрального пространства. Творчество Д. Боровского, В. Левенталя и др.
Раздел 5. Жанры в театре.
12. Драматургические жанры. (8 часов)
Основные драматургические жанры: комедия, трагедия, драма. История возникновения жанров в театре Древней Греции. Знакомство с примерами из текстов разных жанров. Просмотр спектаклей. Трансформация жанра: трагикомедия, трагифарс. Разновидность комедий на современной сцене: лирическая, сатирическая, комедия абсурда. Написание отзыва о просмотренных спектаклях.
13. Жанровое решение спектакля. (8 часов)
Реализация жанра в конкретном спектакле. Режиссерское решение жанра спектакля и актёрское исполнение.
Театральные штампы. Комическое и комикование. Трагическое и наигрыш. Псевдопсихологизм. Просмотр спектаклей с разной жанровой культурой.
Формы организации и виды деятельности
Занятия проводятся групповые и индивидуальные для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Виды деятельности : театрализовано-игровая деятельность, общеразвивающая, социальная,художественно-эстетическая, познавательная.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п Наименование разделов и тем
Количество часов Дата
Театр как вид искусства.
1 Театр начинается 1
2 А не замахнуться ли нам?. 1
Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля.
3 Разбор полетов! 1
4 Быть, а не казаться. 1
5 Репетиция 1
6 Давайте поиграем 1
7 В гостях у сказки 1
Понятие «Действие»
8 Фантазия - источник творческой духовности человека 1
9 Этюды на повадки животных. 1
10 Этюды на память физических действий. 1
11 Групповые этюды 1
12 Образное представление неодушевлённых предметов 1
Мизансцена – язык режиссера
13 Мизансцена 1
14 Веселые сочинялки. 1
15 Этюды. 1
Пьеса – основа спектакля 1
16 Сценическая речь 1
17 Язык жестов. Мимика 1
18 Наши эмоции 1
19 Работа над репертуаром 1
20 Волшебные предметы и помощники 1
Структурные элементы пьесы 1
21 Законы докучной сказки. 1
22 Секреты считалок 1
23 Древние считалки 1
24 Тайны загадок 1
25 Как устроена загадка 1
Сопоставление текста и спектакля. Понятие интерпретации
26 Заклички: обращение к природе 1
27 Трудности скороговорок 1
28 Созвучные хвосты слов. 1
29 Шуточные стихи 1
30 Сказка-цепочка 1
31 Фантазия в литературе 1
32 Особый взгляд на мир. И. Токмакова, С. Козлов 1
33 Что видит и слышит поэт. 1
34 Главная репетиция. Премьера 1
Тематическое планирование 7класс
№ п/п Наименование разделов и тем
Количество часов Дата
Театр-искусство коллективное
1 Театр и жизнь 1
2 Театр как сообщество творческих людей 1
Актёр – главное чудо театра
3 Актёры –классики 1
4 Актёрские школы 1
5 Русская классика 1
6 Особенности итальянской школы 1
7 Современная игра 1
Режиссер
8 По следам великих 1
9 Мусский Игорь Анатольевич 1
10 Андре Антуан 1
11 Владимир Иванович Немирович- Данченко 1
12 Константин Сергеевич Станиславский 1
13 Гордон Крег 1
14 Макс Рейнгхарт 1
15 Проба пера 1
16 Проба пера
17 Проба пера
Художник в театре. Театрально - декорационное искусство
18 Что есть декорация? 1
19 Ищем себя 1
Драматургические жанры
20 Комедия 1
21 Трагедия 1
22 Драма 1
23 Трагикомедия 1
24 Трагифарс 1
25 Виды комедии 1
26 Этюды 1
27 Этюды 1
Жанровое решение спектакля
28 Комическое и комикование 1
29 Театральные штампы 1
30 Такие разные жанры 1
31 Такие разные жанры 1
32 Мюзикл 1
33 Мюзикл 1
34 Итоговый спектакль. Подготовка. 1