Белозерова Наталья
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательной сферы» для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи) :
Понимать важность учёбы и познания нового.
Выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в соответствии с моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения.
Оценивать свои потенциальные возможности в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Развитие познавательной сферы“ для 3 класса» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личностные качества и черты характера); что я хочу (цели, мотивы); что я могу (результаты).
Распознавать чувства других людей и сопереживать им.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Обучающиеся должны знать, понимать:
основные цвета и оттенки цветов;
набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар);
параметры величины (размер, высота, длина, толщина);
температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);
вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное);
барические ощущения (ощущение тяжести от разных предметов);
понятия: близко, ближе – далеко, дальше;
расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;
порядок месяцев в году;
времена года, их последовательность, основные признаки.
Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2 – 3 звеньев;
согласовывать (координировать) движения руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;
рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;
определять на ощупь и называть: объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые); формы плоскостных предметов по контуру;
сравнивать и обозначать словом:
два – три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);
три предмета по весу (тяжелый – средний – легкий);
группировать предметы по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме);
составлять:
целое из частей на разрезном наглядном материале (три – четыре детали с разрезами по диагонали);
сериационные ряды из трех – четырех предметов по заданному признаку;
различать:
цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;
основные части хорошо знакомых предметов;
наложенные изображения предметов (3 – 4 изображения);
температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словом температурные ощущения;
вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – вареное) и обозначать словом вкусовые ощущение;
речевые и неречевые звуки;
мелодии по характеру (веселая, грустная);
конструировать предметы из геометрических фигур (три – четыре детали);
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
определять:
отличительные и общие признаки двух предметов;
различия между предметами по форме, величине, цвету и обозначать их словом;
определять временные интервалы: части суток, дни недели, месяц; времена года (их последовательность, признаки);
соотносить времена года с названиями месяцев;
делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
ориентироваться:
в помещении, двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения;
на плоскости листа бумаги (выделять все углы);
на поверхности парты;
словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;
выделять части суток и определять порядок дней недели.
Целью данного курса является максимальная коррекция недостатков познавательных процессов, моторных и сенсорных функций; на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным.
Формы организации на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за партами или расположившись в разных концах кабинета, а также занятия в сенсорной комнате.
Возраст обучающихся: 11-12
Количество часов: 68 часов.
Продолжительность одного занятия: 30 минут.
Место проведения занятий: кабинет педагога-психолога №38, сенсорная комната №76
Срок реализации программы – 2020 – 2021 учебный год.
Содержание курса внеурочной деятельности
№п/п Наименование раздела
учебного курса Кол-во
час
Содержание учебного курса
1 Обследование детей 1 Проведение психолого-педагогического обследования. Сенсорно-перцептивная сфера. Основные виды чувствительности. Кинестетические, статические и тактильно-вибрационные ощущения.
2 Развитие моторики и графомоторных навыков 10 Развитие меткости. Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук. Обводка предметных изображений по контуру, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный). Графический диктант на слух. Вырезание ножницами из бумаги по контуру геометрических фигур. Вырезание ножницами по контуру предметных изображений на бумаги. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
3 Тактильно-двигательное восприятие 5 Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств. Восприятие поверхности на ощупь. Дидактическая игра «Что бывает. (пушистое)». Работа с пластилином. Игры с сюжетной мозаикой.
4 Кинестетическое и кинетическое развитие 4 Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Инсценирование детских сказок. Инсценирование школьных событий.
5 Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 14 Сравнение и обозначение словом формы предметов. Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам. Дидактическая игра «Часть и целое». Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов. Конструирование из плоских геометрических фигур по замыслу. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик-семицветик». Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей. Конструирование предмета из технического конструктора.
6 Развитие слухового восприятия 6 Определение направления звука в пространстве. Выполнение действий по звуковому сигналу. Развитие чувства ритма. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков. Дидактическая игра «Мы — барабанщики».
7 Развитие зрительного восприятия 6 Рисование бордюров по наглядному образцу. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Повтори узор». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
8 Восприятие пространства 7 Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске. Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.
9 Восприятие времени 7 Определение времени по электронным часам. Определение времени по часам (циферблат). Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин». Объемность времени (сутки, неделя). Объемность времени (месяц, год). Времена года, их закономерная смена.
10 Восприятие особых свойств предметов 5 Развитие осязания (теплее — холоднее, словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов. Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче).
11 Промежуточная аттестация 3 Обследование уровня сформированности моторных процессов. Обследование уровня сформированности сенсорных процессов.
Итоговая практическая работа по завершению курса
Итого 68 часов
Тематическое планирование
№
Тема Количество часов
1
Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов 1
2 Развитие меткости 1
3 Развитие согласованности движений разных частей тела 1
4 Обучение целенаправленным действиям инструкции педагога из 2-3 звеньев 1
5 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 1
6 Совершенствование точности мелких движений рук 1
7 Обводка контуров, штриховка в разных направлениях 1
8 Рисование бордюров по образцу 1
9 Графический диктант (зрительный) 1
10 Графический диктант на по инструкции педагога 1
11 Вырезание ножницами из бумаги по контуру геометрических фигур 1
12 Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений 1
13 Работа в технике объемной и рваной аппликации 1
14 Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств 1
15 Восприятие поверхности на ощупь 1
16 Дидактическая игра «Доскажи словечко» 1
17 Работа с пластилином 1
18 Игры с сюжетной мозаикой 1
19 Вербализация собственных ощущений 1
20 Выразительность движений 1
21 Инсценирование детских сказок 1
22 Инсценирование школьных событий 1
23 Сравнение и обозначение словом формы предметов 1
24 Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала 1
25 Комбинирование из геометрического конструктора по инструкции 1
26 Сравнение предметов по двум параметрам 1
27 Дидактическая игра «Часть и целое» 1
28 Составление сериационных рядов 1
29 Конструирование из плоских геометрических фигур по замыслу 1
30 Группировка предметов по признаку 1
31 Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные 1
32 Составление сериацинного ряда разной насыщенности одного цвета 1
33 Дидактическая игра «Цветик-семицветик» 1
34 Дорисовывание незаконченных изображений знакомых фигур 1
35 Конструирование целого предмета из мелких деталей 1
36 Работа с конструктором «Лего» 2
37 Различение звуков в пространстве 1
38 Выполнение действий по звуковому сигналу 1
39 Развитие чувства ритма 1
40 Дидактическая музыкальная игра «Угадай кто?» 1
41 Дидактическая игра «Мы-барабанщики» 1
42 Рисование бордюров по наглядному образцу 1
43 Нахождение отличительных и общих признаков на картинках 1
44 Сравнение трех отличающихся предметов 1
45 Тренировка зрительной памяти 1
46 Дидактическая игра «Повтори узор» 1
47 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1
48 Вербализация пространственных отношений 1
49 Развитие пространственного праксиса 1
50 Моделирование пространственного расположения мебели в комнате 1
51 Деление листа на глаз, на две и четыре равные части 1
52 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа 1
53 Ориентировка на листе бумаги разного размера 1
54 Расположение предметов и их перемещение на поверхности стола 1
55 Определение времени по электронным часам 1
56 Определение времени по часам (циферблат) 1
57 Длительность временных интервалов (1с, 1мин, 5 мин, 1ч) 1
58 Дидактическая игра «Успей за 1,2,5 мин.) 1
59 Объемность времени (сутки, неделя) 1
60 Объемность времени (месяц, год) 1
61 Времена года, их закономерная смена 1
62 Развитие осязания (теплее - холоднее, словестное обозначение 1
63 Определение контрастных температур предметов 1
64 Обследование уровня сформированности моторных процессов 1
65 Обследование уровня сформированности сенсорных процессов 1
67 Определение различных свойств веществ 1
68 Итоговая практическая работа 1